Анализ взаимосвязи затраты объём прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание

Цель моей работы описание методики CVP анализа и изучение возможностей его применения.
Задачи:
• рассмотреть предпосылки к применению CVP анализа
• рассмотреть взаимосвязи затраты-объем-прибыль
• рассмотреть допущения, применяемые в CVP анализе

Содержание

• Введение
• Глава 1.CVP анализ и его практическое применение
o §1.Необходимость CVP анализа
o §2.Применение CVP анализа
o §3.Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической точке. Концепция «маржинального дохода»
• Глава 2.Методы CVP анализа
o §1.Допущения, принятые в СVР-анализе
o §2.Точка безубыточности
o §3.Метод уравнения
o §4.Метод маржинального дохода
o §5.Графический метод
• Заключение
• Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 63.90 Кб (Скачать документ)

§2.Применение CVP анализа

Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль" на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимаются такая выручка  и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при  котором предприятие не имеет  ни прибыли, ни убытков. Эту точку  также называют критической, или  мертвой, или точкой равновесия. Друри  К. «Управленческий и производственный учет. 6-е изд» Издательство: Юнити, 2007 г. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

Наиболее простой и доступный - это графический метод, при котором  уровень безубыточного объема производства определяется как точка, образованная пересечением линий объема производства и полной (состоящей из постоянных и переменных затрат) себестоимости. Объем производства больше порогового значения приносит предприятию прибыль, меньше - убыток.

Элементы взаимосвязи "затраты-объем-прибыль":

1) маржинальный доход;

2) порог рентабельности (точка безубыточности);

3) производственный леверидж;

4) маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница  между выручкой от реализации продукции  и переменными затратами предприятия.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий  объем реализации продукции, при  котором выручка предприятия  от реализации продукции равна всем его совокупным затратам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором  предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Производственный леверидж - это  механизм управления прибылью предприятия  в зависимости от изменения объема реализации продукции. Аверчев И.В. «Управленческий учет и отчетность.»  Издательство: «Вершина», 2009г.

Маржинальный запас прочности - фактическое отклонение выручки  от реализации продукции от пороговой  выручки (порога рентабельности). Аверчев  И.В. «Управленческий учет и отчетность.»  Издательство: «Вершина», 2009г.

Необходимым условием применения методики анализа "затраты-объем-прибыль" является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты  не зависят от объема производства, а переменные затраты изменяются с ростом (снижением) объема выпуска  и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, предприятия в своей  практической деятельности могут использовать такие показатели, как величина и  коэффициент маржинального дохода.

Маржинальный запас прочности - величина, покрывающая превышение фактической  выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем  лучше для предприятия.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета  объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального  дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в  покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для  отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например определить размер прибыли при различных  объемах выпуска

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в  покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Определение маржинального дохода: Кондраков Н.П. «Бухгалтерский управленческий учет»: Учеб. Пособие. - М, ИНФРА-М, 2008

1) из выручки предприятия за  реализованную продукцию вычитают  все переменные затраты, т.е.  все прямые расходы и часть  накладных расходов (общехозяйственные  расходы), зависящих от объема  производства и относящихся к  категории переменных затрат.

2) величина маржинального дохода  определяется путем сложения  постоянных затрат и прибыли  предприятия.

Средней величиной маржинального  дохода является разница между ценой  продукции и средними переменными  затратами. Средняя величина маржинального  дохода отражает вклад единицы изделия  в покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Коэффициент маржинального дохода - доля маржинального дохода в выручке  от реализации или доля среднего маржинального  дохода в цене товара.

Методика анализа "затраты-объем-прибыль" позволяет отыскать наиболее взаимовыгодное соотношение между переменными  и постоянными затратами, ценой  и объемом выпуска продукции. Главная роль в выборе стратегии  поведения предприятия принадлежит  величине маржинального дохода. Это  можно достичь снижением цены продажи, увеличением объема реализации и снижением уровня постоянных затрат. На выбор модели поведения предприятия  также оказывает влияние величина маржинального дохода в расчете  на единицу продукции. В использовании  маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных  с затратами и доходами предприятия.

§3.Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической  точке. Концепция «маржинального дохода»

Анализ «затраты-объем-прибыль» построен на изучении и анализе поведения  затрат, и в основе его лежит  взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP-анализ является инструментом управленческого  планирования и контроля, поскольку  с его помощью принимаются  управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки  по отношению к запланированной  прибыли, что может привести к  изменению управленческой стратегии. Анализ также является трамплином для  составления отчета о финансовых результатах по методу директ-костинг (маржинальный отчет). При помощи данных анализа легко просчитать различные  варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты  на рекламу, цены на продукцию или  поставляемые материалы, структура  производства. Иначе говоря, анализ «затраты-объем-прибыль» позволяет  ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при  изменении уровня деловой активности организации.

Маржинальная прибыль - это превышение выручки от реализации над всеми  переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими  словами, маржинальная прибыль - это  разница между выручкой от реализации и переменными затратами.

Критическая («мертвая») точка может  быть определена как точка, в которой  маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль  равна постоянным затратам. С этой точки организация начинает зарабатывать прибыль.

В системе бухгалтерского управленческого  учета для вычисления точки безубыточности применяются три метода: Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие -- М.: Изд-во "Бухгалтерский  учет", 2007.

1) математический метод (метод  уравнения);

2) метод маржинального дохода;

3) графический метод.

Рис.1. График безубыточности. Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие -- М.: Изд-во "Бухгалтерский  учет", 2007.

Целью анализа величин в критической  точке является нахождение уровня деятельности организации (объема производства), когда  выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации  равна нулю. Величина в критической  точке может быть выражена единицей продажи или денежным выражением продажи. То есть по существу анализ сводится к определению точки безубыточности такого объема производства, при котором  организации обеспечен нулевой  финансовый результат (нет убытков, он нет еще и прибылей).

 

Глава 2.Методы CVP анализа

§1.Допущения, принятые в  СVР-анализе

Допущений, которые лежат  в основе CVP анализа. Прежде всего, необходимо отметить, что CVP-анализ, верен лишь в ограниченном диапазоне объемов  выпуска. Ограниченность проистекает, прежде всего, из того, что при достаточно большом объеме выпуска продукции  перестают быть верными многие предпосылки, лежащие в основе CVP-анализа, например, неизменный характер и величина постоянных расходов, и т.д.

Для того, чтобы можно  было возможно точнее представлять область  релевантности для CVP-анализа, необходимо определить допущения, использованные для построения вышеописанных моделей: Вахрушина М.А. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008 г.

1. Поведение общих затрат  и выручки жестко определено  и линейно в пределах области  релевантности. Это предположение  верно лишь для тех случаев,  когда изменение выпуска продукции  фирмы невелико по сравнению  с емкостью рынка данной продукции.  Иначе нарушается линейность  зависимости между объемом выпуска  и выручкой.

2. Все затраты можно  разделить на переменные и  постоянные.

3. Постоянные расходы  остаются независимыми от объема  в пределах области релевантности.  Очень важное предположение, существенно  облегчающее анализ, но и сильно  ограничивающее область релевантности.  В самом деле, при таком предположении  объем выпуска продукции ограничен  имеющимися основными средствами. Ни увеличивать их объем, ни  получать основные средства в  аренду мы не можем.

Переменные расходы остаются независимыми от объема выпуска в  пределах области релевантности. На самом деле величина переменных расходов есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в  условиях предположения 3 (независимость  постоянных расходов от объема производства) переменные расходы увеличиваются  с ростом объема производства.

Цена реализации выпуска  не меняется. Наиболее уязвимое предположение, так как цена реализации продукции  зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и  т.д. Затраты фирмы на продвижение  товара на рынок, организацию собственной  торговой сети и т.п. могут оказать  существенное влияние на изменение  цены реализации. Здесь мы вступаем в область анализа результатов  изменения двух или более факторов, влияющих на CVP-анализ. Однако, такой  анализ весьма сложен, и в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.

6. Цены на материалы  и услуги, используемые в производстве, не меняются. Ситуация аналогичная  с п. 5. Весьма спорное предположение,  однако это сильно облегчает  анализ.

7. Производительность не  меняется.

8. Отсутствуют структурные  сдвиги. Остановимся на данном  предположении. До сих пор мы  рассматривали производство одного  изделия. Соответственно, не возникали  проблемы распределения издержек  на различные изделия, определения  их цен, определения эффективности  производства каждого из изделий.

Ясно, что CVP-анализ при условии  изменчивой структуры выпуска требует  привлечения дополнительных критериев  для оценки эффективности той  или иной структуры выпуска. Точный анализ точки безубыточности возможен лишь при определенной структуре  производства.

9. На затраты релевантно  влияет только объем производства. Очень важное для CVP-анализа  предположение. Мы абстрагируемся  от влияния внешней среды и  причисляем к постоянным затратам  все не зависящие от объема  выпуска издержки производства.

10. Объем производства  равен объему продаж, или изменения  начальных и конечных запасов  в итоге незначительны.

Реальный мир не удовлетворяет  всем перечисленным выше допущениям. Однако, мы можем аппроксимировать методы CVP-анализа к реальному  миру с помощью приема, известного как чувствительный анализ. Чувствительный анализ использует прием «что будет, если», который предполагает ответ  на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные допущения не будут достигнуты или  ситуация с допусками изменится. Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, то есть та величина выручки, которая находится  за точкой безубыточности. Ее сумма  показывает, до какого предела может  упасть выручка, чтобы не было убытка.

После того как сделаны  основные предположения по изменениям в исходных допущениях, необходимо рассчитать вызванные этими предположениями  изменения маржинального дохода и маржи безопасности. Управленческий учет и оперативный контроллинг  непрерывно анализирует поведение  затрат и периодически определяет точку  безубыточности. По сути дела, чувствительный анализ определяет эластичность маржи безопасности по отношению к допускам CVP-анализа.

Менеджменту предприятия в своей  деятельности приходится принимать  различные управленческие решения  касающиеся, например, цены реализации товаров, планирования объёма продаж, увеличении или, наоборот экономии по отдельным видам расходов. Эти  решения принимаются на основе анализа  соотношений затрат, объёма и прибыли, иначе CVP-анализа. CVP-анализ позволяет  понять цели анализа и показывает "как важно понимать поведение  затрат, то есть реагирование затрат на различные влияния" для оценки последствий тех или иных управленческих решений.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затраты объём прибыль