Анализ взаимосвязи затраты объём прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание

Цель моей работы описание методики CVP анализа и изучение возможностей его применения.
Задачи:
• рассмотреть предпосылки к применению CVP анализа
• рассмотреть взаимосвязи затраты-объем-прибыль
• рассмотреть допущения, применяемые в CVP анализе

Содержание

• Введение
• Глава 1.CVP анализ и его практическое применение
o §1.Необходимость CVP анализа
o §2.Применение CVP анализа
o §3.Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической точке. Концепция «маржинального дохода»
• Глава 2.Методы CVP анализа
o §1.Допущения, принятые в СVР-анализе
o §2.Точка безубыточности
o §3.Метод уравнения
o §4.Метод маржинального дохода
o §5.Графический метод
• Заключение
• Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 63.90 Кб (Скачать документ)

План

  • Введение
  • Глава 1.CVP анализ и его практическое применение
    • §1.Необходимость CVP анализа
    • §2.Применение CVP анализа
    • §3.Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической точке. Концепция «маржинального дохода»
  • Глава 2.Методы CVP анализа
    • §1.Допущения, принятые в СVР-анализе
    • §2.Точка безубыточности
    • §3.Метод уравнения
    • §4.Метод маржинального дохода
    • §5.Графический метод
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы «Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль»: методы анализа и практические формы  использования» обусловлена:

1) Тем, что данная взаимосвязь  формирует основную модель финансовой  деятельности, что позволяет менеджеру  использовать его для краткосрочного  планирования и оценки альтернативных  решений;

2) Важностью CVP-анализа,  выступающего как инструмент  управленческого планирования и  контроля;

3) Необходимостью расчета  соотношения между затратами,  объемом и прибылью для определения  точки безубыточности;

4) Тем, что данная методика  является наиболее эффективным  средством планирования и прогнозирования  деятельности предприятия, она  помогает руководителям предприятия  выявить оптимальные порции между  переменными и постоянными затратами,  ценой и объемом реализации, минимизировать  предпринимательский риск.

При планировании производственной деятельности часто используется анализ, основанный на исследовании соотношения  затраты - объем - прибыль. Если определен  объем производства исходя из портфеля заказов, то используя этот анализ, можно рассчитать величину затрат и  цену продажи, чтобы компания могла  получить определенную величину прибыли. Анализ затраты - объем - прибыль - это  анализ поведения затрат, в основе которых лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли, это инструмент управленческого  планирования и контроля.

С точки зрения экономической  теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном  конкурентном рынке, находящемся в  состоянии долгосрочного равновесия. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение  прибыли, при котором в расходы  фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение  безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это  такой объем продаж продукции  фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все  расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент  на собственный капитал фирмы  и нормальный предпринимательский  доход.

Цель моей работы описание методики CVP анализа и изучение возможностей его применения.

Задачи:

· рассмотреть предпосылки  к применению CVP анализа

· рассмотреть взаимосвязи  затраты-объем-прибыль

· рассмотреть допущения, применяемые в CVP анализе

· рассмотреть точку  безубыточности

· рассмотреть различные  методы определения точки безубыточности

 

Глава 1.CVP анализ и его  практическое применение

§1.Необходимость CVP анализа

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной  экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма  может стабильно существовать и  обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется  в виде дивиденда на вложенный  капитал, способствует привлечению  новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес  к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного  вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого  шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической  прибыли. В данном разделе мы рассмотрим проблему безубыточности деятельности фирмы с точки зрения экономической  теории с тем, чтобы в следующих  параграфах изучить вопросы определения  точки безубыточности фирмы, анализа  безубыточной деятельности фирмы и  планирования безубыточности в краткосрочном  и долгосрочном периодах.

С точки зрения экономической  теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном  конкурентном рынке, находящемся в  состоянии долгосрочного равновесия. Друри К. «Управленческий и производственный учет. 6-е изд» Издательство: Юнити, 2007 г. При этом мы принимаем в рассмотрение экономическую прибыль, то есть то определение прибыли, при котором в расходы фирмы включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также нормальный доход предприятия. При таких допущениях определение безубыточности звучит следующим образом:

Точка безубыточности - это такой  объем продаж продукции фирмы, при  котором выручка от продаж полностью  покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал  фирмы и нормальный предпринимательский  доход.

В системе взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» управленческий учет главное внимание уделяет управлению издержками, как наиболее сложному процессу. Оно означает по своей  сущности управление всей деятельностью  предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.

Руководителю производственного  предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных  управленческих решений. Каждое принимаемое  решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, сказывается на финансовом результате предприятия. Методика анализа "затраты-объем-прибыль" является способом определения взаимосвязи  между этими категориями. Данная методика является наиболее эффективным  средством планирования и прогнозирования  деятельности предприятия. Она помогает руководителям предприятия выявить  оптимальные порции между переменными  и постоянными затратами, ценой  и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя эту методику, могут  дать более высокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.

§2.Применение CVP анализа

Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль" на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимаются такая выручка  и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при  котором предприятие не имеет  ни прибыли, ни убытков. Эту точку  также называют критической, или  мертвой, или точкой равновесия. Друри  К. «Управленческий и производственный учет. 6-е изд» Издательство: Юнити, 2007 г. Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

Наиболее простой и доступный - это графический метод, при котором  уровень безубыточного объема производства определяется как точка, образованная пересечением линий объема производства и полной (состоящей из постоянных и переменных затрат) себестоимости. Объем производства больше порогового значения приносит предприятию прибыль, меньше - убыток.

Элементы взаимосвязи "затраты-объем-прибыль":

1) маржинальный доход;

2) порог рентабельности (точка безубыточности);

3) производственный леверидж;

4) маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница  между выручкой от реализации продукции  и переменными затратами предприятия.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий  объем реализации продукции, при  котором выручка предприятия  от реализации продукции равна всем его совокупным затратам. Иными словами, это тот объем продаж, при котором  предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков.

Производственный леверидж - это  механизм управления прибылью предприятия  в зависимости от изменения объема реализации продукции. Аверчев И.В. «Управленческий учет и отчетность.»  Издательство: «Вершина», 2009г.

Маржинальный запас прочности - фактическое отклонение выручки  от реализации продукции от пороговой  выручки (порога рентабельности). Аверчев  И.В. «Управленческий учет и отчетность.»  Издательство: «Вершина», 2009г.

Необходимым условием применения методики анализа "затраты-объем-прибыль" является деление затрат на постоянные и переменные. Постоянные затраты  не зависят от объема производства, а переменные затраты изменяются с ростом (снижением) объема выпуска  и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, предприятия в своей  практической деятельности могут использовать такие показатели, как величина и  коэффициент маржинального дохода.

Маржинальный запас прочности - величина, покрывающая превышение фактической  выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Чем выше маржинальный запас прочности, тем  лучше для предприятия.

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета  объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального  дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в  покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для  отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например определить размер прибыли при различных  объемах выпуска

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в  покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Определение маржинального дохода: Кондраков Н.П. «Бухгалтерский управленческий учет»: Учеб. Пособие. - М, ИНФРА-М, 2008

1) из выручки предприятия за  реализованную продукцию вычитают  все переменные затраты, т.е.  все прямые расходы и часть  накладных расходов (общехозяйственные  расходы), зависящих от объема  производства и относящихся к  категории переменных затрат.

2) величина маржинального дохода  определяется путем сложения  постоянных затрат и прибыли  предприятия.

Средней величиной маржинального  дохода является разница между ценой  продукции и средними переменными  затратами. Средняя величина маржинального  дохода отражает вклад единицы изделия  в покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.

Коэффициент маржинального дохода - доля маржинального дохода в выручке  от реализации или доля среднего маржинального  дохода в цене товара.

Методика анализа "затраты-объем-прибыль" позволяет отыскать наиболее взаимовыгодное соотношение между переменными  и постоянными затратами, ценой  и объемом выпуска продукции. Главная роль в выборе стратегии  поведения предприятия принадлежит  величине маржинального дохода. Это  можно достичь снижением цены продажи, увеличением объема реализации и снижением уровня постоянных затрат. На выбор модели поведения предприятия  также оказывает влияние величина маржинального дохода в расчете  на единицу продукции. В использовании  маржинального дохода заложен ключ к решению проблем, связанных  с затратами и доходами предприятия.

§3.Взаимосвязь «затраты-объем-прибыль» и анализ величин в критической  точке. Концепция «маржинального дохода»

Анализ «затраты-объем-прибыль» построен на изучении и анализе поведения  затрат, и в основе его лежит  взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP-анализ является инструментом управленческого  планирования и контроля, поскольку  с его помощью принимаются  управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки  по отношению к запланированной  прибыли, что может привести к  изменению управленческой стратегии. Анализ также является трамплином для  составления отчета о финансовых результатах по методу директ-костинг (маржинальный отчет). При помощи данных анализа легко просчитать различные  варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты  на рекламу, цены на продукцию или  поставляемые материалы, структура  производства. Иначе говоря, анализ «затраты-объем-прибыль» позволяет  ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при  изменении уровня деловой активности организации.

Маржинальная прибыль - это превышение выручки от реализации над всеми  переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими  словами, маржинальная прибыль - это  разница между выручкой от реализации и переменными затратами.

Критическая («мертвая») точка может  быть определена как точка, в которой  маржинальная прибыль минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль  равна постоянным затратам. С этой точки организация начинает зарабатывать прибыль.

В системе бухгалтерского управленческого  учета для вычисления точки безубыточности применяются три метода: Соколова Н.А., Каверина О.Д. Управленческий анализ: Учеб. пособие -- М.: Изд-во "Бухгалтерский  учет", 2007.

Информация о работе Анализ взаимосвязи затраты объём прибыль