Анализ уровня рисков в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:44, курсовая работа

Описание

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

Содержание

Введение
1. Понятие системы контроля исполнения бюджета
2. Учет и контроль исполнения бюджетов
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

1. Понятие  системы контроля  исполнения  бюджета

          2. Учет и контроль исполнения бюджетов

          Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВедение.

 

Одной из главных причин сохраняющегося тяжелого экономического положения в нашей стране является отсутствие существенных позитивных сдвигов в структуре самой экономики. В первую очередь это отражает недостаточную эффективность проводимой политики финансовой стабилизации народного хозяйства. В российской экономики катастрофически не хватает денег. Недостаточность денег является причиной низкой собираемости налогов, кризиса платежей, массовых задержек с выплатой заработной платы. В литературе эта проблема освещается недостаточно подробно, но это и неудивительно, потому что экономисты в большинстве своем пытаются проанализировать не саму проблему бюджетного дефицита, а ее причины. Высказывается множество различных точек зрения и рекомендаций по поводу путей ее решения.

Центральное место в  финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого  положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования

 

 

деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура  бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие системы  контроля  исполнения бюджета

 

Система внутреннего  контроля (или контроллинга) исполнения бюджета — это логическая структура  формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа  и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода (периодический мониторинг текущей деятельности, сравнение объемов и затрат с бюджетными стандартами и избежание чрезмерных расходов). Под этим понимается:

• текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведется структурными подразделениями — объектами планирования (или, как их еще называют, центрами ответственности предприятия);

• поступление от центров  ответственности (объектов планирования) соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким  как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический  отдел, соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

• анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими  службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности.

Таким образом, мониторинг исполнения бюджета осуществляется одновременно:

• самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания. В данном случае контроль текущих  показателей необходим для самостоятельной корректировки оперативной деятельности подразделения с целью наилучшего исполнения бюджета;

• управленческими службами аппарата управления, ответственными за разработку тех или иных показателей  сводного бюджета. Управленческие службы на основе анализа текущей информации разрабатывают рекомендации высшему должностному лицу компании, ответственному за бюджет (первому вице-президенту по экономике) для централизованной корректировки оперативной деятельности подразделений с целью наилучшего исполнения бюджетного задания. Контроль исполнения сводного бюджета осуществляется различными управленческими службами предприятия в течение всего бюджетного периода (для краткосрочного бюджета, как правило, в течение квартала помесячным подведением промежуточных итогов).

Очевидно, что для реализации установленного бюджетного задания  необходимо установить персональную ответственность  руководителей структурных подразделений  за выполнение тех или иных бюджетных  показателей. Распределение ответственности за выполнение различных подбюджетов определяется существующей на предприятии организационной структурой и системой управления, то есть:

• распределением функциональных обязанностей различных структурных  подразделений по обеспечению хозяйственной  деятельности компании в разрезе отдельных стадий финансового цикла, производственных линий (видов продукции) и т.п.;

• регламентом соподчиненности  и координации различных подразделений  предприятия, закрепленным в соответствующих  внутренних нормативных актах (должностных инструкциях руководителей, положениях о подразделениях, положении о планировании и пр.).

Планирование, учет и  контроль по центрам ответственности — это система, которая измеряет (оценивает) планы и действия по каждому центру ответственности.

Без жесткого закрепления ответственности утвержденный проект сводного бюджета останется не более чем «благим пожеланием».

Заметим, что различные  центры ответственности на предприятии  различаются по своей «степени свободы», то есть по полномочиям руководителей  структурных подразделений в своей оперативной работе.

По критериям уровня полномочий руководителей подразделений  в рамках существующей на предприятии  организационной структуры, все  центры ответственности можно классифицировать следующим образом:

а) Центр управленческих затрат — это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответствен за обеспечение наилучшего уровня услуг. Этот вариант, как правило, наиболее приемлем для административных департаментов предприятия (функциональных служб), где трудно поддаются измерению как затраты , так и результаты . В этом случае используются нестандартные методы контроля и стимулирования, такие как «оценка работы» , «составление бюджета с «нулевой» точки»  и «целевое управление» .

б) Центр нормативных затрат — это подразделение, в котором руководитель ответствен за достижение нормативного/планового уровня затрат по выпуску продукции/работ, услуг. в) Центр доходов — это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответствен за максимизацию дохода от продаж. При этом, как правило, руководители таких подразделений не имеют полномочий ни по дополнительному (сверх бюджета) расходованию средств для привлечения дополнительных ресурсов.

г) Центр прибыли  — этот центр ответственности отличается от предыдущего расширением полномочий руководителя: он имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций. Однако здесь в полномочия менеджера еще не включаются решения в области капитальных затрат (инвестиций).

д) Центр инвестиций — здесь в добавление к предыдущему пункту при оценке эффективности деятельности включается процент на задействованный капитал. Таким образом, целевой функцией, по которой оценивается эффективность деятельности «центра ответственности», здесь является либо отдача на инвестированный капитал, либо прибыль за вычетом процента на задействованный капитал.

Этот показатель наиболее приемлем для подразделений предприятия  с большой степенью автономности.

Все бюджетные показатели в разрезе центров ответственности делятся на:

• централизованно устанавливаемые  аппаратом управления;

• устанавливаемые самими структурными подразделениями.

«Двойной» контроль исполнения бюджета (управленческими службами и самими структурными подразделениями) осуществляется в соответствии со статусом подразделения как центра ответственности в рамках организационной структуры предприятия:

• структурные подразделения  контролируют и принимают оперативные  решения в рамках бюджетного задания  по тем показателям, которые входят в их полномочия. Изменение централизованных бюджетных показателей подразделениями не допускается;

• в промежуточные  отчеты подразделений контролирующей управленческой службе входят только контролируемые центром ответственности  показатели (как централизованные, так и находящиеся в сфере полномочий подразделения);

• аппарат управления предприятием имеет право корректировки  политики подразделений только по централизованным показателям, входящим в бюджетное  задание. Выбор же методов выполнения бюджетного задания относится к компетенции самого подразделения.

Два направления контроля исполнения бюджета (управленческими  службами и структурными подразделениями) являются составными частями единой системы «сквозного» внутреннего  контроля

 

2. Учет и контроль исполнения бюджетов

 

Контроль за исполнением  бюджета – этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

Парламентский и административный контроль. В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы – парламентский и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

  • право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  • право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;
  • право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
  • право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную Палату РФ, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
  • право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Административный контроль осуществляется Министерством финансов РФ, Казначейством РФ, финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает:

  • право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
  • право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
  • право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Административный финансовый контроль ведут:

(1) Со стороны Президента РФ  финансовый и бюджетный контроль  осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

    1. Финансово-бюджетный контроль постоянно осуществляется Правительством РФ. Оно контролирует весь бюджетный процесс, экономическую и финансовую деятельность всех федеральных министерств и ведомств, деятельность всех федеральных органов, осуществляющих контрольные функции. С этой целью при Правительстве РФ создан Межведомственный совет по государственному финансовому контролю.

Информация о работе Анализ уровня рисков в деятельности предприятия