Анализ нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на примере ОАО «ФОРУС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание

Таким образом, основная цель курсовой работы состоит в анализе нормативного метода учета затрат и калькулировании себестоимости продукции на примере ОАО «ФОРУС».
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучение сущности и принципов нормативного метода учета затрат;
- анализ структуры производства и результатов калькулирования продукции для принятия управленческий решений;
- составление нормативной калькуляции на каждое изделие и определение финансового результата от реализации каждого вида продукции;
- оценка влияния цены реализации, себестоимости реализованной продукции и объема продаж на прибыль организации.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 575.50 Кб (Скачать документ)

 

В 2007 году ОАО «ФОРУС» было приобретено новое оборудование, а именно: две швейные машины «Зингер» с электрическим приводом (производство Германия), швейная машина «Веретас» с ножным приводом (производство Германия), швейная машина «Подольск» с ножным приводом (производство Россия), пятиниточная машина для обработки тканей «Подольск» с ножным приводом (типа «оверлок», производство Россия) и гладильная установка. Амортизация основных средств начисляется линейным способом. Норма амортизационных отчислений на полное восстановление всех основных средств составляет 10 % в год согласно единым установленным нормам амортизационных отчислений. Техническим обслуживанием швейных машин занимается мастер – наладчик, с которым ежемесячно заключается договор подряда (сумма вознаграждения по договору составляет 250 рублей). Кроме того, на балансе предприятия находится компьютер HP iPAQ hx2190, приобретенный для административного отдела (первоначальная стоимость 5000 рублей, норма амортизации 10 %).

Фабрика арендует помещение под пошивочный цех (мастерскую) площадью 50 кв. м., а также помещение под офис площадью 20 кв. м. у ателье «Каприз». Мастерская фабрики расположена в полуподвальном помещении, а офис на первом этаже. Стоимость аренды  площадей по договору, включая коммунальные платежи, составляет 432 рубля, за метр в год для мастерской и 600 рублей в год для помещения под офис. В стоимость арендной платы включены коммунальные платежи за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, а также уборку и охрану арендуемых помещений.

Фабрика арендует два телефонных номера у ОАО «МГТС», абонентская плата составляет 90 рублей в месяц за каждый номер.

Закупка ткани производится на договорной основе оптом с фабрики «Меланжист» (система поставок – франко-склад поставщика), фурнитура приобретается в системе розничной торговли.

Расчет количества материалов, разработку выкроек и лекал осуществляет модельер – дизайнер.

2.2.Учетная политика в части учета затрат ОАО «ФОРУС»

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулирования себестоимости продукции ОАО «ФОРУС» руководствуется отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Данной организацией на основе типового Плана счетов был составлен рабочий план счетов (таблица 3).

Таблица 3.  Рабочий план счетов ОАО «ФОРУС»

Готовая продукция и товары

 

Расчеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитал

 

 

 

 

Финансовые результаты

Товары

 

Расчетные счета

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

Расчеты по налогам и сборам

Расчеты по оплате труда

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

 

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Продажи

Прибыли и убытки

43,45

 

51

60

 

66,67

 

68,69

70

71,76

 

 

80

82

 

84

90

99

 

На счете 01 «Основные средства» обособленно учитываются нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается, обособлено на счете 02 «Амортизация основных средств».

Выбывшие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списывается в дебет счета 90 «Продажи». Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в ОАО «ФОРУС» учитываются на счете 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включается в себестоимость продукции по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Аренда помещения с кредита 76 счета и отпущенные канцтовары с кредита 71счета относятся в дебет 25 «Общепроизводственные расходы». Оплата за пользование телефонной линией с кредита 76 счета списывается в дебет 26 счета. Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляют лимитно – заборными картами, требованиями и накладными. Все возвратные отходы оформляют следующей бухгалтерской проводкой: дебет 10 «Материалы» в кредит счета 20 «Основное производство». Затраты на оплату труда отражают на счете 70 «Расчеты по оплате труда» по кредиту.

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ калькулирования себестоимости продукции  ОАО «ФОРУС»

Для того чтобы определить за счет каких статей калькуляции произошло увеличение или снижение себестоимости продукции, необходимо проанализировать таблицу 4.

 

 

 



 

Таблица  4 . Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции (тыс. руб.)

Статья калькуляции

2005

2006

2007

абсолютное отклонение2007 от

план

норма

факт

2005

2006

плана

нормы

Материалы

215050

227700

246300

250130

253000

37950

25300

6700

2870

ТЗР

6451,5

6831

7389

7503,9

7590

1138,5

759

201

86,1

Возвратные отходы

1075,25

1138,5

1231,5

1250,65

1265

189,75

126,5

33,5

14,35

Итого материалов

220426

233393

252458

256383,25

259325

38898,8

25932,5

6867,5

2941,75

Оплата по труду

238085

252090

270000

286200

280100

42015

28010

10100

-6100

Отчисления:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пенсионный фонд

47617

50418

54000

57240

56020

8403

5602

2020

-1220

ФСС

6904,47

7310,61

7830

8299,8

8122,9

1218,44

812,29

292,9

-176,9

МС

7380,64

7814,79

8370

8872,2

8683,1

1302,47

868,31

313,1

-189,1

Производственная с-сть

520413

551026

592658

616995,25

612251

91837,7

61225,1

19593,5

-4744,25

общепроизв-е расходы

99960

105840

120000

120000

117600

17640

11760

-2400

-2400

Общехозяйственные расходы

1293584

1369678

1510000

1600000

1521864

228280

152186,4

11864

-78136

Фабрично-заводская с-сть

1913958

2026544

2222658

2336995,25

2251715

337757

225171,5

29057,5

-85280,3

Расходы по реализации 3%

57418,7

60796,3

66679,7

70109,8575

67551,45

10132,7

6755,145

871,725

-2558,41

Полная себестоимость

1971376

2087340

2289337

2407105,108

2319266

347890

231926,65

29929,225

-87838,7

НДС 18%

354848

375721

412081

433278,9194

417468

62620,2

41746,796

5387,2605

-15811

Рентабельность 5%

98568,8

104367

114467

120355,2554

115963,3

17394,5

11596,332

1496,46125

-4391,93

НДС 18%

372590

394507

432685

454942,8653

438341,4

65751,2

43834,136

5656,62353

-16601,5

Продажная цена I В

2326224

2463061

2701418

2840384,027

2736734

410510

273673,44

35316,4855

-103650

Продажная цена II В

2797383

2961935

3248570

3415682,148

3291039

493656

329103,91

42469,5703

-124643



 

Из данных таблицы 4 видно, что в 2007 году наблюдается увеличение  полной себестоимости, по сравнению с 2005 и 2006 годами. Это в первую очередь связано с тем, что был увеличен объем выпуска продукции. Так в 2007 году фактический расход материалов составил 259325 тыс. руб., что на 2942 руб. больше, чем  должно быть по норме и в 2 раза больше, чем было запланировано. Также были увеличены общехозяйственные и общепроизводственные  расходы. Соответственно их сумма в 2005 году составила 99960 рублей и 1293584 рублей, в 2006 году – 105840 рублей и 1369678 рублей, а в 2007 году – 117600 рублей  и 1521864 рублей. Заработная плата в 2007 году составила 280100 тыс. руб., что на 28010 больше, чем в 2005 и на 42015, чем в 2006 годах. В динамике видно улучшение работы предприятия, т. к. план был перевыполнен.

 

Таблица 5 . Структура производства продукции (тыс. руб.)

Вид продукции

2005г

2006г

2007г

Отклонение2007 от 2005 в %

%

%

%

1.Женская верхняя одежда

36548

33,82

56213

30,55

36514

25,82

-8,00

2.Детская верхняя одежда

45876

42,45

52364

28,46

46169

32,64

-9,81

3.Мужская верхняя одежда

25640

23,73

75423

40,99

58756

41,54

17,81

Итого

108064

100

184000

100

141439

100

0

 

Выше приведенная таблица 5  показывает, что за весь рассматриваемый период в 2005 году наибольший удельный вес приходится на производство детской верхней одежды 42,45%, второе место занимает женская верхняя одежда 33,82 %. В отчетном году на первое место выходит мужская одежда, что на 17,81% больше, по сравнению с 2005 годом. В динамике  стабильное увеличение удельного веса можно увидеть по третьему виду продукции. (Возможно, здесь повлиял спрос на данный вид продукции). В отчетном году уменьшение удельного веса на 8% произошло по первому виду продукции.

Для оптимизации структуры выпускаемой (реализуемой) продукции необходимо сделать расчет таких показателей, как:

      прибыль от продаж = Выручка от продаж – Переменные расходы – Постоянные расходы;

      рентабельность продаж = (Прибыль от продаж /Выручку от продаж)* 100;

      маржинальный доход = Выручка от продаж – Переменные расходы;

      коэффициент маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручку от продаж;

      точка безубыточности = Постоянные расходы / коэффициент маржинального дохода.

При оптимизации выпускаемой (реализуемой) продукции ориентиром будет выступать коэффициент маржинального  дохода, так как он является показателем рыночной экономики.

Таблица 6. Ассортиментный анализ и оптимизация структуры выпускаемой продукции (тыс. руб.)

Год прои-

водства

продук-  ции

Постоян

ные

расходы

 

 

Перемен-

ные

расходы

Выручка от

продаж

Прибыль от

продаж

R

Маржиналь-

ный доход

(МД)

Коэф-

т

МД

Точка

безубы-

точности

Женская верхняя одежда 

2005

125000

1614036

3478073

1739036

0,50

1864036

0,54

233235,3

2006

120000

902963

3068888

2045925

0,67

2165925

0,71

170027,4

2007

250000

886625

3409875

2273250

0,67

2523250

0,74

337845,5

Детская верхняя одежда 

2005

120000

2816070

5872140

2936070

0,50

3056070

0,52

230576,1

2006

150000

3995040

7599240

3454200

0,45

3604200

0,47

316266

2007

130000

3708000

7676000

3838000

0,50

3968000

0,52

251481,9

Мужская верхняя одежда 

2005

110000

9399501

21396377

11886876

0,56

11996876

0,56

196184,5

2006

130000

3366140

17480700

13984560

0,80

14114560

0,81

161003,3

2007

115000

15423400

31076800

15538400

0,50

15653400

0,50

228310,3

 

По данным таблицы 6 в 2005 и 2006 году наибольшее значение коэффициента маржинального дохода  приходится на выпуск мужской верхней одежды, в 2007 году – женской. Наименьшее значение коэффициента в 2005 и 2006 годах приходилось на выпуск детской одежды, а в  2007 – на выпуск мужской верхней одежды. Необходимо было увеличивать объем продаж тех видов продукции, у которых наименьшее значение коэффициента маржинального дохода и увеличить  объем продаж тех видов продукции, у которых коэффициент маржинального дохода принимает максимальное значение. В 2007 году на каждые 100 рублей реализации женской одежды маржинальный доход составит 74 рубля, детской одежды – 52 рубля и мужской одежды – 50 рублей. Объем производства (продаж) достигает точки безубыточности, следовательно, делаем вывод, что производство на данном предприятии является безубыточным.

3. Нормативная калькуляция в ОАО «ФОРУС» и определение

      финансового результата

В сезоне «Осень 2007» директору фабрики было предложено  выпускать продукцию двух видов: куртка детская (спортивная утепленная) и плащ женский (свободного покроя). Примерный объем производства должен составить 150 курток и 120 плащей.

При этом заведующий хозяйством должен был закупить вспомогательные материалы и канцтовары на сумму 120 рублей, которые в дальнейшем были бы отпущены закройщикам на 40 рублей (мел, линейки – лекала), модельеру – дизайнеру на 30 рублей (бумага), делопроизводителю на 50 рублей (бумага и папки).

По карте расходов материалов, представляемой производственным отделом (разрабатывается модельером - дизайнером), бухгалтерией была сформирована следующая информация о затратах основных материалов (таблица 8, 9):

Таблица 8. Куртка детская спортивная утепленная

Позиция

Ед. измерения

Количество

Цена за ед., руб.

Ткань плащевая (ш. 1,5 м)

п. м.

3,50

71,28

Ткань подкладочная (ш. 0,9м)

п. м.

5,00

16,50

Синтепон (ш. 0,9 м)

п. м.

2,40

22,00

Флизелин клеевой (ш. 1,4 м)

п. м.

0,20

33,00

Нитки № 40

кат.

2,00

6,00

Заклепки металлические

шт.

16,00

5,50

Аппликация «Котенок»

шт.

2,00

12,50

Нашивка на рукав

шт.

2,00

8,00

Информация о работе Анализ нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на примере ОАО «ФОРУС»