Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и их использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является теоретическое изучение формирования финансовых результатов, анализ использования прибыли и рентабельности на предприятии.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования финансовых результатов;
- провести анализ финансовых результатов в организации;
- выявить резервы увеличения прибыли в организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования финансовых результатов 5
1.1. Понятие финансовых результатов и основные источники их формирования 5
1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 13
1.3. Методика анализа прибыли и рентабельности 16
2. Анализ финансовых результатов 28
2.1. Общая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ уровня и динамики финансовых результатов 29
2.3. Факторный анализ чистой прибыли 31
2.4. Факторный анализ прибыли от продаж 33
2.5. Анализ рентабельности 35
2.6. Анализ деловой активности и финансового цикла 38
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая робота фин рез-ты (1).docx

— 402.34 Кб (Скачать документ)
"justify">     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучается  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации и определяются факторы  ее изменения.

     Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема продаж продукции;
  • ее структуры;
  • себестоимости;
  • уровня среднереализационных цен.

     Объем продаж продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы  прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится [9, c.241].

     Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает и наоборот.

     Изменение уровня цен прямо пропорционально  прибыли: при увеличении уровня цен  сумма прибыли возрастает, и наоборот.

     Расчет  влияния этих факторов выполняется  способом цепной подстановки. Сначала  нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов.

     Если  предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура  реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции  в оценке по плановой себестоимости  к общему объему продаж продукции  в той же оценке.

     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи  продукции, себестоимости и среднереализационных цен.

     3. Анализ уровня среднереализационных  цен.

     Среднереализационная  цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем  продаж. На изменение ее уровня оказывают  влияние следующие факторы:

  • качество реализуемой продукции;
  • рынки сбыта;
  • конъюнктура рынка;
  • инфляционные процессы.

      Качество  товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень  средней цены реализации. За более  высокое качество продукции устанавливаются  более высокие цены и наоборот.

     Расчет  влияния сортности продукции  на изменение средней цены можно  выполнить способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому  сорту умножается на базовую цену единицы продукции:

     Для этого отклонение фактического удельного  веса от планового по каждому сорту  умножаем на плановую цену единицы  продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим  на 100.

     По  такой же методике рассчитывается изменение  средней цены реализации в зависимости  от рынков сбыта продукции.

     Если  на протяжении года произошло изменение  отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи  с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым  ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

     4. Анализ финансовых результатов  от прочих видов деятельности.

     Выполнение  плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов  деятельности, не связанных с реализацией  продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных  операций и чрезвычайных обстоятельств.

     Анализ  сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и  прибыли по каждому конкретному  случаю. Убытки от выплаты штрафов  возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с  другими предприятиями, организациями  и учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

     Изменение суммы полученных штрафов может  произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и  по причине ослабления финансового  контроля в отношении их. Поэтому  при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях  нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие  санкции.

     Убытки  от списания безнадежной дебиторской  задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в  текущем году, также свидетельствуют  о недостатках бухгалтерского учета [17, c.136].

     Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели  ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы  их роста или снижения.

     В заключение анализа разрабатываются  конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков  и потерь от данных видов деятельности.

     5. Анализ рентабельности деятельности  предприятия.

     Показатели  рентабельности измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли и  дохода предприятия. По этой причине  они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

     Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  издержек) исчисляется путем отношения балансовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

     Рентабельность  продаж рассчитывается делением прибыли  от реализации продукции, работ и  услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки [5, c.70].

     Характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж. Широкое  применение этот показатель получил  в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным  видам продукции.

     Рентабельность (доходность) капитала исчисляется  отношением балансовой (чистой) прибыли  к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных показателей  рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

     Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости  и средних цен реализации.

     Расчет  влияния факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию  можно выполнить способом цепных подстановок [17, c.121].

     Таким же образом производится факторный  анализ рентабельности оборота.

     Уровень рентабельности продаж отдельных видов  продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия.

     Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от суммы  прибыли от реализации и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг.

     Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала[13, c.134].

     Чем быстрее оборачивается капитал  на предприятии, тем меньше его требуется  для обеспечения запланированного объема продаж.

     И наоборот, замедление оборачиваемости  капитала требует дополнительного  привлечения средств для обеспечения  того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

     6. Анализ распределения и использования  прибыли.

     Объект  и принципы распределения прибыли  показаны на рис. 1.7. Направления распределения  прибыли отражены на рис. 1.8.

     Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении  прибыли была достигнута оптимальность  в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство  заинтересовано получить как можно  больше прибыли в бюджет.

Рис. 1.7. Объект и принципы распределения  прибыли 

     Руководство предприятия стремится направить  большую сумму прибыли на расширенное  воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

     Величина  чистой прибыли зависит от:

  1. факторов изменения балансовой прибыли;
  2. факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономический санкций и т.д.

     Рис. 1.8. Схема распределения прибыли

     Также в процессе анализа необходимо изучить  выполнение плана по использованию  прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

     Определение резервов увеличения прибыли и рентабельности показано на рисунке 1.9. Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности определяются по каждому виду товарной продукции.  

Рис. 1.9. Резервы увеличения прибыли 

     Для определения резервов роста прибыли  за счет увеличения объема реализации продукции необходимо резерв роста  объема реализации (Р↑Vрп) умножить на фактическую прибыль (Пiф) в расчете  на единицу продукции: 

     Р↑Пvрп=∑(Р↑Vрп * Пiф)      (1.1) 

     Подсчет резерва роста прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции  и услуг (Р↑Пс) осуществляется следующем образом: резерв снижения себестоимости (Р↓С) умножается на возможный объем продаж с учетом резервов его роста: 

     Р↑Пс=∑ Р↓Сi(Vрпi+ Р↑Vрпi)    (1.2) 

     Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения  качества продукции – изменение  удельного веса каждого сорта (∆Удi) умножается на отпускную цену (Цi), результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции: 

     Р↑П= ∑(∆Удi* Цi)*( Vрпi+ Р↑Vрпi).    (1.3) 

     Основные  источники повышения рентабельности продукции - увеличение суммы прибыли  от реализации продукции (Р↑П) и снижение ее себестоимости (Р↓С):  

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и их использование