Акциз на алкогольную продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:01, реферат

Описание

Государственная власть всегда стремилась создать такую систему налогообложения, которая позволяла бы процесс уплаты налогов сделать как можно менее заметным для плательщиков, а взимание налогов производить "автоматически-принудительно". Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги. Пошлины - разновидность косвенных налогов - стали первыми видами денежных платежей в казну государства.

Содержание

Введение……………………………………….………………..…………….….. 2
1. Общие требования налогового законодательства…………………..…...…...4
2. Порядок заполнения декларации по акцизам на алкогольную продукцию, реализуемую с акцизных складов оптовых организаций…………………....... 8
3. Экономическая сущность акцизного налогообложения…………………… 11
Заключение……………………………………………………………….……… 15
Список литературы………..………..…………………………..….….…….... ... 17
Приложение №1 «Налоговая декларация по акцизам на алкогольную проду

Работа состоит из  1 файл

АКЦИЗЫ.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

    По строке 040 по каждому виду алкогольной продукции показывается налоговая база за налоговый период, определяемая как сумма соответствующих показателей строк 020 и 030.

    Объем реализованной (переданной) алкогольной  продукции в строках 020 и 030 показывается в пересчете на безводный этиловый спирт в целых литрах. Расчет налоговой базы по каждому виду алкогольной продукции производится в приложении N 1 к декларации.

    По строке 020 по каждому виду алкогольной продукции показывается объем алкогольной продукции, фактически реализованной (переданной) с 1 по 15 число включительно отчетного месяца, показатель которого переносится соответственно из графы 6 по строке 060 приложения N 1 к декларации.

    По строке 030 по каждому виду алкогольной продукции показывается объем алкогольной продукции, фактически реализованной (переданной) с 16 по последнее число отчетного месяца, показатель которого переносится соответственно из графы 7 по строке 060 приложения N 1 к декларации.

    По строке 050 по каждому виду алкогольной продукции показывается ставка акциза согласно статье 193 Налогового кодекса Российской Федерации .

    Исчисленная за налоговый период сумма акциза по каждому виду алкогольной продукции  показывается по строке 070. Для определения этой суммы следует по каждой графе ставку акциза (показатель строки 050) в размере, указанном в соответствующей строке 060, умножить на налоговую базу за налоговый период (показатель строки 040).

    По строке 080 по каждому виду алкогольной продукции показывается сумма акциза, уплаченная налогоплательщиком в бюджет при реализации алкогольной продукции и подлежащая вычету в связи с возвратом указанной продукции или отказа от нее.

    Суммы акциза, подлежащие вычету в связи  с возвратом подакцизных товаров  или отказа от них, отражаются в декларации с учетом положений пункта 5 статьи 201 НК РФ.

    По строке 090 по каждому виду алкогольной продукции показывается сумма авансового платежа, который налогоплательщик обязан произвести не позднее 25 числа отчетного месяца исходя из фактической реализации (передачи) алкогольной продукции за период с 1 по 15 число включительно отчетного месяца. Согласно пункту 3 статьи 204 Кодекса для определения суммы авансового платежа по каждому виду алкогольной продукции следует ставку акциза (показатель строки 050) в размере, указанном в соответствующей строке 060, умножить на соответствующий показатель строки 020.

    Строка 100 по определенному виду алкогольной продукции заполняется в том случае, если величина, указанная в соответствующей графе по строке 070, больше или равна сумме величин, указанных в этой же графе по строкам 080 и 090, то есть по итогам налогового периода сумма акциза подлежит уплате в бюджет.

    Если  сумма величин в графе по строкам 080 и 090 превышает величину, указанную в этой же графе по строке 070, сумма акциза по итогам налогового периода подлежит возмещению из бюджета и показатель отражается по строке 110.

    Приложение N 1 к декларации заполняется отдельно по каждому виду подакцизных товаров (алкогольной продукции).

    В строке, имеющей код 010, указывается вид подакцизного товара.

    В строке, имеющей код 020, указывается код вида подакцизного товара согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

    В строке, имеющей код 030, указывается единица измерения налоговой базы - литр, а в строке 040 - код единицы измерения по Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97 (ОКЕИ ("112")).

    В графе 1 по каждой строке, имеющей код 050, указывается номер по порядку.

    В графе 2 по каждой строке, имеющей код 050, показывается процентное содержание спирта в подакцизной продукции согласно нормативно-технической документации, по которой изготавливается продукция.

    В графе 4, 5 по каждой строке, имеющей код 050, показывается объем реализованной (переданной) продукции в литрах физического объема.

    В графах 6, 7 по каждой строке, имеющей код 050, отражается налоговая база в пересчете на безводный этиловый спирт (в литрах).

    В случае недостаточности строк, имеющих код 050, следует заполнить необходимое количество листов приложения N 1 к декларации.

    В графах 4, 5 строки 060 указывается общий объем алкогольной продукции указанного в строке 010 вида подакцизного товара, а в графах 6, 7 строки 060 - налоговая база по этому виду подакцизных товаров.

    В случае заполнения нескольких листов приложения N 1 в отношении одного вида подакцизного товара сводные показатели строки 060 отражаются на последней странице, при этом на предыдущих страницах в ячейках этой строки ставятся прочерки.

    3. Экономическая сущность акцизного налогообложения.

    Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве  развитых стран регулирующая функция  акцизов является главенствующей, так  основной упор при налогообложении  делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

    Наиболее  спорным вопросом при введении акцизов  является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

    Но  наиболее интересной мне показалась следующая методика вычисления оптимальной  ставки налогообложения, особенно в  плане своей последовательности в выполнении «справедливой» функций акциза. По этой методике основная идея обложения акцизами тех или иных товаров заключается в обложение налогами «грехов» налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизами облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

    Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

    - ухудшение здоровья курильщиков  приводит к дополнительным расходам  на медицинское обслуживание, покрываемое  за счет бюджета;

    - ухудшение здоровья курильщиков  приводит к дополнительным расходам  из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;

    В то же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной  простой причине, что потребление  последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам.

    Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

    Важным  моментом этой методики является то, что  подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также  на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но исходя из расчетов, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллара чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, обложение акцизами сигарет нецелесообразно.

    Данная  методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

    Очевидно, что экономическая сущность каждого  конкретного акциза зависит от объекта  обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

    Алкоголь - необычный товар. Он играет различные  роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

    Подтверждением  этих слов является исследования, проведенные  в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.

    Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

    Обложение акцизами легковых автомобилей носит  исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той  простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Информация о работе Акциз на алкогольную продукцию