Зарубежный опыт банкротства предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:49, контрольная работа

Описание

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Современная система банкротства в зарубежных странах 5
2. Зарубежный опыт антикризисного управления 12
2.1. Опыт антикризисного управления в Германии 14
2.2. Опыт антикризисного управления в Чехии 17
2.3. Опыт антикризисного управления в Италии 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)
 

НОУ ВПО  Дальневосточный институт международного бизнеса 
 
 
 

                                              Кафедра Гуманитарных наук 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА 
 

По дисциплине  «Антикризисное управление» 

Тема: Зарубежный опыт банкротства предприятий. 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка

                  Кочедова  А.Н.

                  Группы  251-М

                  Шифр 08-М-08

                  Проверила: к.э.н., доцент

                  Власенко  Т.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Хабаровск, 2010 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

                                     

  ВВЕДЕНИЕ 3
1. Современная система  банкротства в зарубежных странах 5
2.  Зарубежный  опыт антикризисного управления 12
2.1. Опыт антикризисного управления в Германии 14
2.2. Опыт антикризисного управления в Чехии 17
2.3. Опыт антикризисного управления в Италии 20
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.

    История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран  мира свидетельствует о том, что  им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний. Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.

    Причиной  банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, нестабильность финансового рынка. В этой связи, особенно актуальной становится проблема управления несостоятельными предприятиями именно в условиях экономических кризисов. Собственно процедура банкротства представляет лишь завершающую стадию неудачного функционирования предприятия, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. В рыночной экономике сформировалась система методов предварительной диагностики и защиты предприятия от банкротства - «Система антикризисного управления», задача которой состоит в диагностике предполагаемого банкротства на ранних стадиях возникновения, что позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия.

    Цель  антикризисного управления - возобновление  платежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятии Сообразно цели разрабатывается специальная политика антикризисного управления. Как часть общей стратегии предприятия, антикризисное управление заключается в разработке и использовании системы методов предварительной диагностики банкротства и механизмов оздоровления предприятия.

    Только  применение комплекса методов из различных разделов экономики может  дать сегодня тот необходимый  экономический эффект и вывести  российские предприятия из кризисного состояния, в котором они находятся или могут попасть. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА БАНКРОТСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов  современной системы банкротства  является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области. Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.

    В Великобритании эту роль выполняет  Служба несостоятельности, входящая в  систему Министерства торговли и  промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:

    - лицензирование специалистов по  банкротству, контроль за процессом выдачи этих лицензий и за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих;

    - осуществление функций конкурсного  управляющего в случае нехватки  активов подвергаемого процедуре  банкротства предприятия для  оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;

    - выявление вероятных причин банкротства  должника и понесения им убытков;

    - выявление причин незаявления  о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что  спасение бизнеса невозможно;

    - проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;

    - предписание неблагополучным компаниям  пройти аудиторскую проверку  и назначение определенных аудиторов  за счет компании;

    - добиваться ликвидации любой  компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества (на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании — несколько сотен случаев в год);

    - возбуждать в судах дела о  судебном преследовании должников.

    Многолетний богатый опыт государственного регулирования  банкротств существует в Соединенных  Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала  выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:

    - выступать в суде и быть  заслушанной по любому вопросу  дела о банкротстве, в частности,  по поводу назначения конкурсного  управляющего, назначения комиссий  кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;

    - контролировать и обеспечивать  адекватность заявления предприятия-должника  о своем финансовом состоянии  и наличии активов;

    - возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.

    В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в  условия продажи действующих  неплатежеспособных предприятий, настаивая  и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в  США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.

    Государственный орган по банкротству Швеции находится  в единой системе с налоговой  службой и органами судебного  исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.

    Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных  органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице 1.

Таблица 1 Функции и полномочия Государственных органов по банкротству. 

Наименование  функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве Велико- британия США Швеция Россия
1. Государственный орган по банкротству  и государственная политика в  этой сфере
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве + + + +
Разработка  законодательства по банкротству и  право законодательной инициативы   + +  
Разработка  рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности + + +  
Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве +   + +
Анализ  и предоставление правительству  статистической информации по делам  о несостоятельности +   +  
Сбор  и анализ результатов осуществления  конкретных решений по делам о  банкротстве и разработка рекомендаций правительству, судам и специалистам по банкротству + + +  
Консультирование  государственных служащих, судей, юристов  и специалистов по банкротству + + +  
2. Государственный орган по банкротству  и несостоятельные предприятия
Получение любой информации о неблагополучных  в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия +     +
Предъявление  обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов +   + +
Ведение реестра юридических лиц, подлежащих учету в соответствии с законодательством  о банкротстве + + + +
Предупреждение  неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного  и фиктивного банкротства + + + +
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий + + +  
Предъявление  менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве + + + +
Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника + + + +
3. Государственный орган по банкротству  и процедуры несостоятельности
Обращение в суд с заявлением о признании  должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом + +   +
Экспертиза  дел о банкротстве (несостоятельности) + + + +
Обеспечение реализации процедуры банкротства  предприятия с недостаточными средствами для осуществления ликвидационных процедур (отсутствующего должника) +   + +
Защита  интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства + + +  
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и  выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы     +  
4. Государственный орган по банкротству  и специалисты по несостоятельности
Организация системы подготовки специалистов по банкротству +     +
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере  антикризисного управления + + + +
Организация контроля деятельности арбитражных  и конкурсных управляющих + + +  
Лицензирование  деятельности специалистов по банкротству  в качестве арбитражных управляющих +   + +
Контроль  соблюдения профессиональных и этических  стандартов деятельности специалистов по банкротству + + +  
Разработка  и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих + + +  
 

    В Австралии государственным органом  по банкротству является государственная  Комиссия по корпоративным делам, которая  имеет полномочия:

    - анализировать финансовое состояние  предприятий, подвергаемых процедурам несостоятельности,

    - обеспечивать, адекватность информации  о должнике,

    - делать заключения о мере ответственности  директоров должника за доведение  предприятия до банкротства,

    - дисквалифицировать виновных директоров  самостоятельно, либо ходатайствовать о такой дисквалификации в суд.

    В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры  несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и  кредиторов. В некоторых странах  предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.

    В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и  кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.

    Английский  закон содержит множество различных  процедур признания несостоятельности  должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75%), и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов.

Информация о работе Зарубежный опыт банкротства предприятий