Природа экономического кризиса. Диагностика банкротства предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание

Цели данной работы:
• разобраться в первопричинах возникновения кризисов;
• дать основные определения и характеристики кризисов в рамках существующих экономических теорий;
• описать основные моменты методики диагностики банкротства;
• показать практические расчеты по диагностике возможного банкротства на примере ООО «ХХХ».

Содержание

Введение. Стр.3
1 Кризисы социально-экономических систем:
1.1 Понятие кризиса; Стр.4
1.2 Причины возникновения, классификация кризисов; Стр.8
1.3 Внешние и внутренние факторы кризиса в предпринимательских структурах; Стр.15
1.4 Кризисы в развитии организации. Стр.17
2 Диагностика банкротства предприятия:
2.1 Признаки и порядок установления банкротства предприятия; Стр.24
2.2 Методика диагностики банкротства; Стр.26
2.3 Практические расчеты возможного банкротства предприятия на примере ООО «ХХХ»;
2.3.1 Модель интегральной оценки Альтмана, Стр.32
2.3.2 Модель комплексного коэффициента банкротства О.П. Зайцевой, Стр.33
2.3.3 Модель рейтингового числа Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова. Стр.35
Заключение. Стр.37
Список источников. Стр.39

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 594.06 Кб (Скачать документ)

- изменения условий ее функционирования  и развития,

- ошибки при частичной реконструкции  организации или

организационной перестраховке, рождающей  бюрократические тенденции.

Психологические кризисы также нередки в современных условия социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные.

Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

К нерегулярным экономическим  кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства, например, отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства.

    1. Внешние и внутренние факторы кризиса в предпринимательских структурах.

 

Предприятия осуществляют свою деятельность во внешней среде, которую формирует  действующая нормативно-правовая база государства, законы рынка, другие предприятия и организации, являющиеся для данных предприятий поставщиками и потребителями и т.д. Таким образом, внешняя для каждого предприятия среда представляет собой сложно организованную систему, куда оно входит одной из составных частей.

Вместе с тем предприятие  – это тоже система той или  иной сложности. Поэтому факторы  кризисов по отношению к предприятиям дифференцируются на внешние и внутренние.

Основные внешние факторы подразделяются на:

  • Международные

- наличие кризиса в других странах, глобальные экономические или финансовые кризисы;

- международная политика по отношению к стране и политика международных финансовых институтов, наличие ограничений, эмбарго и т.д.;

- наличие международных торговых, тарифных соглашений;

- международная конкуренция.

  • Национальные

- нестабильность  политического курса;

- неустоявшееся,  часто меняющееся законодательство;

- чрезмерный  монополизм;

- низкий  или спадающий платежеспособный  спрос;

- слабый  государственный бюджет и государственный  заказ;

- нестабильное  состояние финансовой системы;

- нарушение  устоявшихся партнерских связей;

- высокая  инфляция;

- налоговая,  кредитная, валютная политика;

- коррупция,  лоббизм,криминализация.

 

У России, как страны расположенной  на огромной территории, есть специфические  внешние факторы кризиса, связанные  с различием уровней политического, экономического развития, различием климата регионов.

Это – региональные факторы:

- особое местное, региональное законодательство;

- удаленность  от рынков сбыта;

- отсутствие  развитой экономической инфраструктуры;

- сложные  климатические условия.

Основные внутренние факторы кризиса предприятия заключаются;

- в низких  конкурентных позициях предприятия(по качеству продукции, доле рынка и т.д.)

- неудачной  маркетинговой политике;

- устаревших  технологиях, физическом и моральном износе фондов;

- низкой  или несоответствующей квалификацией  руководства и персонала;

- неадекватной  системе управления;

- неадекватной  организационной структуре;

- неэффективной  и  нерациональной структуре  активов и пассивов;

- отсутствии, сокращении, убыточности инвестиций,невнятной инвестиционной политике;

- недиверсифицированном производстве;

- неликвидной  продукции, неконкурентноспособной, устаревшей;

- неконкурентноспособных ценах;

- высокой,  по сравнению с конкурентами, себестоимости;

- значительной  просроченной задолженности потребителя;

- большой  зависимости от поставщиков и  других кредиторов;

- недоучете финансовых рисков;

- слабых  кредитных возможностях;

- недостатке  ресурсов(финансовых,материнальных,трудовых).

 

    1. Кризисы в развитии организации.

 

Кризис с его многообразием  неудовлетворенных потребностей и изменчивых ситуаций предоставляет предпринимателю лучшие шансы, чем застой. Всякое нормальное развитие осуществляется через кризисы. Проблема вовсе не в наличии или отсутствии последних, а в том, разрастаются ли они до масштабов, ведущих к разрушению данного явления, или, наоборот, служат средством его обновления, формой избавления от всего устаревшего и отжившего, а, в конечном счете, – отправной точкой нового этапа развития.

Кстати, руководители японских предприятий  рассматривают неблагоприятные ситуации как пружину для роста.

Любой возникающий кризис кажется  уникальным, однако, если изучить его возникновение и последовательность событий, можно выявить много общих элементов.

Кризис, как правило, возникает  неожиданно для компании, и его  нельзя предвидеть. Чтобы понять, как кризисы влияют на компанию, можно привести четыре стадии, через которые проходят компании, когда сталкиваются с непредвиденными проблемами:

• потрясение, шок;

• оборонительное отступление;

• констатация происшедшего;

• адаптация и перемены.

Характер или значение кризиса  соответствует трем следующим критериям:

• прерывает нормальный ход работы или ведение бизнеса;

• быстро привлекает к компании широкое  негативное внимание средств массовой информации, официальных лиц или общественности;

• требует срочных координированных руководящих действий в зависимости от масштаба.

При диагностике кризисов в организации  необходимо определить симптомы их проявления, факторы, причины возникновения.

Кризис – 1) резкий, крутой перелом в чем-либо.

        2) Обусловленное противоречиями в развитии обществарасстройство экономической жизни.

Факторы — существенные обстоятельства в каком-либо процессе, явлении; настораживающие события.

Симптомы — внешнее проявление кризисных явлений.

Причины — явление, вызывающее, обуславливающее  возникновение другого явления; источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса — обнаружение  симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средства — интуиция, опыт, специальные  знания, анализ, исследования, диагностика.

Фактор кризиса — событие, или  зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. В организации факторами кризиса могут рассматриваться:

    • снижение качества продукции,
    • нарушение технологической дисциплины,
    • старение технических средств,
    • большое количество рекламаций по качеству продукции;
    • большая задолженность по кредитам.

Симптомы кризиса:

    • появление первых признаков отрицательных тенденций,
    • устойчивость этих тенденций,
    • деловые конфликты,
    • нарастание финансовых проблем и др.

Симптомы проявляются в показателях  деятельности организации и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и другие могут характеризовать положение предприятия относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей. При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга.

Симптомом кризисного развития может  быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Симптомы не всегда отражают причины  кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом — это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам. Причина кризиса — события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

 

Причиной могут быть:

    • финансово-экономические просчеты,
    • общее положение экономики,
    • низкая квалификация персонала,
    • недостатки системы мотивирования.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени.

Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

Нет единого универсального рецепта  для эффективного управления кризисом. Однако приведенные ниже принципы, если им следовать в комплексе, предлагают основу для принятия правильных решений.

Кризис можно рассматривать  как объективный результат неправильной стратегии руководства, однако, с другой стороны, он может быть вызван внутренними противоречиями, когда стратегия развития компании требует качественных изменений в деятельности, методах и формах работы.

Обстоятельства, приведшие к кризису, должны быть тщательно изучены, проработаны с тем, чтобы не повторять тех же ошибок, а возможности, появившиеся благодаря кризису, должны использоваться. Многое может быть сделано во время кризиса из того, что трудно или невозможно выполнить в обычный период работы.

Понятие кризиса несет в себе объективное и субъективно представление о проблемах и неприятностях. Часто решения принимаются на основе недостаточной, неадекватной информации под сильным давлением. Однако было бы неверным думать о кризисе только как о негативном явлении. В нем есть и положительные стороны. Кризисы представляют возможности, которые не появляются в другое время.

Имеются семь преимуществ, которые  могут сопровождать кризис или следовать из него:

• появление лидеров;

• ускоренные перемены;

• выявление скрытых проблем;

Информация о работе Природа экономического кризиса. Диагностика банкротства предприятия