Механизмы реабилитации проблемных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение и анализ наиболее значимых теоретических и практических проблем, связанных с регулированием механизмов реабилитации проблемных территорий. Поставленная цель определила следующие задачи:
Задачи проекта:
1. Рассмотреть виды депрессивных территорий.
2. Проанализировать механизмы реабилитации проблемных территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития
1.1 Сущность и типы проблемных территорий…………………...….5
1.2 Антикризисные механизмы региональной политики………...…13
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий……………………………………………………………………….24
2.1. Механизмы бюджетно-налогового выравнивания проблемных территорий……………………………………………………………………….26
2.2 Механизмы программно-целевой реабилитации проблемных территорий………………………………………………………………….……35
Глава 3. Способы реабилитации депрессивных регионов на примере Калининградской области.
3.1 Антикризисные меры, реализованные и запланированные на 2010-2011 г………………………………………………………………………..…...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Механизмы реабилитации проблемных территорий.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

Только на основе вдумчивого, индивидуального подхода, основанного на общепризнанных критериях и надежном инструментарии, можно в обозримом будущем обеспечить более гармоничное развитие российских регионов, снять наиболее острые проблемы, смягчить диспропорции, возродить многие территории, считающимися пока проблемными.


ЛИТЕРАТУРА:

 

1.      Конституция Российской федерации

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации

3.      Федеральный закон  от 10 января  2006 г № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

4.      Федеральный Конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» //Собр. Законодательства РФ. 1997. №51. Ст.5712

5.      Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. М, 2005. С. 15.

6.      Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№4 Ст.224

7.      Указ Президента РФ №803 от 03.06.96 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 1996. №23. Ст2756

8.      Антикризисное управление. /Под ред. Э.М.Короткова. - М: Инфра-М, 2009.

9.      Артоболевский С.С. Государство и кризисные территории в Российской Федерации. М.,2000

10. Булдагаева С.А. Управление социально-экономическим развитием депрессивного региона: автореф. Дис. …канд.экон.наук. М.,2001 С.11

11. Городецкая Н. Губернаторов переводят на бюджетную основу //Коммерсант. 2006. 14 июня

12. Гранберг А.Г., Кистанов В.В. Государственно-территориальное устройство России. М.:ДеКА,2003

13. Гришин В.И. О федеральных целевых программах регионального развития// Финансы. 2002, №4. 13-15

14. Иванова Н. Г. Императивы бюджетной политики современной России (региональ­ный аспект): Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2003. С. 19.

15. Иванченко Л.А. Российский федерализм в контексте региональных интересов: проблемы и решения. СПб,: Санкт-Петербургская академия управления и экономики, 2006.

16. Климов А.А. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации. М.:Изд. Государственной думы, 2003

17. Кольцов Н.Н. Формирование новой стратегии региональной политики в транзитивной экономике России: Автореф. Дис. …канд. Экон. Наук. СПб.,2001. С.5-6

18. Марголин А., Хутыз3. О мерах государственной поддержки регионального разви­тия // Экономист. 2004. № 12. С. 69-71.

19. Материалы проекта Tacis Edras 9602: Региональная политика, направленная на снижение экономической, социальной и правовой асимметрии в Российской Федерация (1998-2000).

20. Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу // Доклад губернатора Красноярского края А. Г. Хлопонина на 3-м Съезде депутатов Красноярского края. Красноярск, 30 марта 2004. С. 7.

21. Пчелинцев О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1. С. 4-16.

22. Региональная экономика / Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М : ИНФРА-М, 2005.С. 43.

23. Розанова Т. Г. Экономика региона: теория и практика. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. С. 283-284.

24. Сэпик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты //Доклады РЕЦП.М.: Российско-европейский центр экономической политики, 2004.№2. С.76

25. Туровский Р.Ф. Бремя пространства как политическая проблема России //Логос (философ.-лит. Журнал).2005.№1 С.124-172

26. Юрьев М. 3. Реформа территориального устройства // Главная тема (журнал). 2004. Ноябрь.

27. www.government.gov.ru – Интернет-портал Правительства РФ.

28. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли РФ.

29. www.minfin.ru –Министерство финансов РФ.

30. www.minregion.ru - Министерство регионального развития РФ.

31. www.gov39.ru - правительство Калининградской области

32. www. economy.gov39.ru – Министерство экономики Калининградской области


51

 



Приложение 1. Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

 

Тип

Описание

Количество субъектов

в типе

Субъекты РФ

«Регионы-локомотивы роста»

 

Мировые города

1.       Регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

2.       Регион имеет высокий научно-технический потенциал;

3.       В регионе (городской агломерации) сформирована  стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

4.       В перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий.

2

Г.Москва

Г.Санкт-Петербург

Центры Федерального значения

8

1.Краснодарский край

2.Красноярский край

3.Ленинградская область

4.Московская область

5.Пермская область

6.Республика Башкортостан

7.Республика Татарстан

8.Свердловская область

«Опорные регионы»

Сырьевые

 

1.       Регионы являются  сырьевыми зонами России

2.       Экспортоориентированные территории

3.       В регионе большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики

4.       Отсутствует высокоорганизованная урбанистической среды жизни

9

1.Кемеровская область

2.Ненецкий автономный округ

3.Республика Коми

4.Республика Саха (Якутия)

5.Сахалинская область

6.Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

7.Тюменская область

8.Ханты-Мансийский автономный округ

9.Ямало-Ненецкий автономный округ

Старопромышленные

1.  Производства в старопромышленных регионах испытывают тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития.

2.   Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров и т.п.)..

3.   Низкий уровень жизни населения

4.   Избыточная инфраструктурная сеть.

15

1.Белгородская область

2.Волгоградская область

3.Вологодская область

4.Иркутская область

5.Липецкая область

6.Нижегородская область

7.Новосибирская область

8.Омская область

9.Приморский Край

10.Ростовская область

11.Самарская область

12.Томская область

13.Хабаровский Край

14.Челябинская область

15.Ярославская область

Депрессивные регионы

Фоновые

 

1.       Низкий уровень жизни населения

2.       Устаревшая технологическая база

3.       Недостаточное рыночное позиционирование

4.       Дефицит кадров

 

32

1.Алтайский край

2.Амурская область

3.Архангельская область

4.Астраханская область

5.Владимирская область

6.Воронежская область

7.Еврейская автономная область

8.Калининградская область

9.Калужская область

10.Кировская область

11.Костромская область

12.Курская область

13.Мурманская область

14.Новгородская область

15.Оренбургская область

16.Орловская область

17.Пензенская область

18.Псковская область

19.Республика Бурятия

20.Республика Марий Эл

21.Республика Мордовия

22.Рязанская область

23.Саратовская область

24.Смоленская область

25.Ставропольский край

26.Тамбовская область

27.Тверская область

28.Тульская область

29.Удмуртская Республика

30.Читинская область

31.Чувашская Республика

32.Чукотский автономный округ

 

Кризисные

 

1. Существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития

2. Высокий уровень безработицы

3.Слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений

4. Высокий уровень социальных конфликтов

 

22

1.Агинский Бурятский автономный округ

2.Брянская область

3.Ивановская область

4.Кабардино-Балкарская 5.Республика

6.Камчатская область

7.Карачаево-Черкесская 8.Республика

9.Корякский автономный округ

10.Курганская область

11.Магаданская область

12.Республика Адыгея

13.Республика Алтай

14.Республика Дагестан

15.Республика Калмыкия

16.Республика Карелия

17.Республика Северная Осетия-Алания

18.Республика Тыва

19.Республика Хакасия

20.Ульяновская область

21.Усть-Ордынский Бурятский 22.автономный округ

Эвенкийский автономный округ

Особые (спецтерритории)

 

1.       Низкая пространственная мобильность

2.       Высокий уровень безработицы

3.       Экономическая стагнация

4.       Сложная политическая ситуация

2

1.Республика Ингушетия

2.Чеченская Республика

51

 



 

51

 



Информация о работе Механизмы реабилитации проблемных территорий