Механизмы реабилитации проблемных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение и анализ наиболее значимых теоретических и практических проблем, связанных с регулированием механизмов реабилитации проблемных территорий. Поставленная цель определила следующие задачи:
Задачи проекта:
1. Рассмотреть виды депрессивных территорий.
2. Проанализировать механизмы реабилитации проблемных территорий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития
1.1 Сущность и типы проблемных территорий…………………...….5
1.2 Антикризисные механизмы региональной политики………...…13
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий……………………………………………………………………….24
2.1. Механизмы бюджетно-налогового выравнивания проблемных территорий……………………………………………………………………….26
2.2 Механизмы программно-целевой реабилитации проблемных территорий………………………………………………………………….……35
Глава 3. Способы реабилитации депрессивных регионов на примере Калининградской области.
3.1 Антикризисные меры, реализованные и запланированные на 2010-2011 г………………………………………………………………………..…...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Механизмы реабилитации проблемных территорий.doc

— 260.00 Кб (Скачать документ)

Остальные проблемные территории мы условно объединяем в группу «прочих». К таким территориям в принципе можно было бы относить, например, те территории, проблемы которых обострились (выявились) в результате их излишне ускоренного, однобокого развития.

По административно-правовому признаку мы выделяем следующие группы проблемных территорий:

•   поселение (городское, сельское),

•   группа сопредельных поселений, имеющих общие границы (часть субъекта Федерации или части нескольких субъектов, имеющих об­щие границы),

•   субъект Федерации,

•   несколько субъектов Федерации, имеющих общие границы.

По масштабу проблемных явлений предлагается выделить группы территорий в зависимости от их площади и численности. Мы предлагаем с этой целью использовать следующую градацию (см. табл. 1.). При этом мы считаем, что если характеристики по территории и численности для конкретного объекта исследования не совпадают, то, как правило, применяется та характеристика, значение которой является наибольшей.

Таблица 1. - Классификация территорий в зависимости от масштаба проблемности

 

 

Крупные

Средние

Небольшие

Территория, тыс. кв. км

Свыше 150,0

От 15,1 до 150

15,0 и менее

Численность постоянного населения на 1 января соответ­ствующего года, тыс. чел.

Свыше 500,0

От 30,1 до 500,0

30,0 и менее

При определении количественных интервалов автором учитывались реальные размеры и численность проблемных территорий России, отно­сящихся к различным административно-правовым образованиям.

По степени проблемности выделяют регионы, в которых про­блема связана лишь с одной или небольшим числом однородных характе­ристик (например, демографическая или экологическая ситуация) — ча­стная (узкая) проблемность, либо большинства разнородных характери­стик (объем ВРП смертность, безработица и т. д.) — всеобщая (широкая) проблемность. В каждой из таких можно условно выделить: высокую, среднюю, невысокую (по отношению к среднероссийской или среднерегиональной, для аналогичных объектов исследования).

Представленные автором дефиниции и классификационные признаки были в значительной степени использованы при подготовке проекта Фе­дерального закона «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации» (проект № 91010-3), принятого Госу­дарственной думой России третьего созыва во втором чтении.[17]

В частности, ст. 1 законопроекта определяет депрессивную террито­рию «как территорию субъекта (территории субъектов) Российской Феде­рации (территория одного муниципального образования или нескольких муниципальных образований), в основной (основных отраслях) экономи­ки которых имеет место спад производства».

В настоящее время действует классификация, предложенная министерством регионального развития (см. приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Антикризисные механизмы региональной политики

Анализ факторов нестабильности развития и критериев оценки кризисного состояния регионов показывает, что преодоление деструктивных тенденций является сложной задачей и требует продолжительного времени. Большинство неблагополучных территорий имеет объективной предпосылки для успешного решения кризисных проблем на основе накапливания и использования своих конкурентных преимуществ.

Перспективы выхода регионов из состояния депрессии обусловлены изменениями макроэкономической ситуации и проводимой социально-экономической политикой на федеральном и региональном уровнях: стимулирование спроса на продукцию обрабатывающих отраслей, удешевление кредитов, регулирование транспортных тарифов и цен на продукцию естественных монополий и т.д.

Антикризисная региональная политика заключается в предотвращении дальнейшего падения производства, обнищания населения ухудшения демографической ситуации и экологической обстановки. Для этого максимально должны быть использованы человеческий, природно-ресурсный и производственно-технический потенциалы региона, его конкурентные преимущества, возможности межрегионального и международного сотрудничества.

Важное место в антикризисном управлении регионами занимает программно-целевой подход, предусматривающий объединенное участие в антикризисных мероприятиях федеральных, региональных и местных органов власти. Федеральные целевые программы (ФЦП) по развитию регионов разрабатываются при невозможности решения возникших проблем в приемлемые сроки с использованием действующих рыночных механизмов и необходимости целевого управления сложными связями технологически сопряженных отраслей, сфер производства и жизнедеятельности. В Российской Федерации принято к реализации более 30 таких программ, в том числе по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Северного Кавказа; более 18 экологических программ, также связанных с развитием отдельных территорий. Но ни одна из целевых программ не была до конца реализована. Общее финансирование в среднем по одной программе составляет 10% от предусмотренного объема. Не определен правовой статус ФЦП на социально-экономическому развитию региона, не разработан организационный механизм взаимодействия различных органов исполнительной власти в формировании и реализации программы, привлечение внебюджетных средств. При этом привлеченные инвестиции должны составлять до 75-80% финансовых затрат по программе, что для депрессивного региона является сложной задачей.

Утвержденная методика разработки ФЦП в основном ориентирована на производственные инвестиционные проекты, в то время как региональные проблемы имеют комплексный характер с приоритетом социальной и экологической сфер. Доля федерального бюджета в финансировании ФЦП последовательно сокращается и в настоящее время составляет 5-6%. В программе все мероприятия взаимосвязаны, поэтому при недофинансировании на первом этапе возникает необходимость переформулирования целей, задач, на что также не хватает средств. Ответственные исполнители подбираются формально, мониторинг исполнения программы обычно не предусматривается. К недостаткам регионального программирования относятся также несбалансированность мероприятий, преимущественно отраслевой подход, большое число подпрограмм и т.д. Поэтому  реализацию ФЦП нельзя назвать полноценным инструментом антикризисного управления.

Методы государственной поддержки депрессивных регионов можно условно разделить на прямые и косвенные.

К прямым методам относятся:

1.      Бюджетные трансферты, которые осуществляются через следующие бюджетные фонды:

      Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР), формируемый за счет 15% общего объема налоговых поступлений в федеральный бюджет (за исключением подоходного налога и ввозных таможенных пошлин). Этот фонд предназначен для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов через соотношение уровня доходов регионального бюджета на душу населения. При этом нормативами служат федеральные социальные стандарты и индекс бюджетных расходов для каждой группы регионов;

      Фонд регионального развития, которые выделен в федеральном бюджете в инвестиционных расходах на социальные цели. Средства фонда расходуются на срочные антикризисные мероприятия по решению острых социальных проблем;

      Федеральный бюджет развития, обеспечивающий инвестиции производственного характера, отраслевой приоритет которых слабо связан с комплексным решением региональных социально-экономических проблем;

      Фонд развития региональных финансов (ФРРФ), формируемый главным образом за счет кредитов Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития. Фонд предназначен для стимулирования регионов, активно осуществляющих рыночные преобразования (по определенным стандартам и показателям), что слабо соотносится с поддержкой наиболее депрессивных субъектов Российской Федерации.

2.      Финансовая поддержка неблагополучных территорий определяется обеспеченностью бюджетными доходами расходов на социальные нужды с учетом дефицита финансовых средств за отчетный год и кредиторской задолженностью на начало года. Преимущество в получении трансфертов предоставляется регионам, имеющим налоговый доход на одного жителя ниже определенного уровня. Бюджетные трансферты осуществляются в основном виде дотаций и субвенций, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе: дотация – на покрытие социально значимых расходов и выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенция – на отдельные целевые расходы (последствия стихийных бедствий)

3.      Федеральные целевые программы регионального характера, в том числе по поддержке депрессивных территорий, направленные преимущественно на развитие региональной инфраструктуры: производственной (транспорт, энергетика), социальной (здравоохранение, образование) и на улучшение экологической обстановки в регионах. Несмотря на недостаток финансирования и низкую эффективность реализации, программы имеют важное прогнозно-целеполагающее значение, способствуют правильному определению антикризисных приоритетов и «точек роста» региональной экономики, стимулируют предпринимательскую деятельность, экспортный потенциал.

1.      Передача государственной собственности в акционерных обществах с федерального на региональный уровень.  На этой основе органы власти субъектов РФ получают возможность влиять на производственно-хозяйственную деятельность предприятий с учетом интересов региона.

2.      Государственные заказы на производство промышленным сектором региона продукции для государственных нужд (особенно это касается предприятий ВПК). Такие заказы распределяются на конкурсной основе.

3.      Финансовая поддержка реструктуризации важнейших отраслей экономики: угольной промышленности, аграрно-промышленного комплекса, энергетики и других, а также конверсии оборонных предприятий.

4.      Жилищные субсидии на переселение граждан из районов Крайнего Севера, экологически неблагополучны территорий, а также пострадавших от стихийных бедствий, военных конфликтов и т.п.

5.      Финансирование «северного завоза» для обеспечения населения Крайнего Севера продуктами и непродовольственными товарами первой необходимости, топливом и медикаментами.

К косвенным методам государственной поддержки депрессивных регионов относятся:

1.      Гибкая политика по распределению налоговых поступлений между федеральным, региональным и местными бюджетами.

2.      Реструктуризация задолжностей региональных бюджетов и ведущих предприятий региона  по налогам и обязательным платежам;

3.      Гибкая система льготного налогообложения (например малого бизнеса, предприятий сферы потребительских услуг)

4.      Федеральные гарантии по кредитам коммерческих банков, привлекая субъектами Федерации для финансирования текущих социальных расходов регионального бюджета;

5.      Регулирование цен на продукцию естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпром»)

6.      Льготное кредитование поставок горюче-смазочных материалов и комбикормов для сельскохозяйственного производства;

7.      Стимулирование развития рыночной инфраструктуры в регионах: финансовой (коммерческих банков, страховых фирм), транспортной, энергетической, инновационной и т.п.

8.      Поддержка регионов через внебюджетные фонды: занятости, пенсионный, социального страхования и другие, по каналам которых осуществляются дотирование и социальная поддержка депрессивных регионов;

9.      Введение налоговых, таможенных льгот и других организационно-правовых стимулов для отдельных территорий, к которым относятся как зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, так и территории, обладающие особыми конкурентными преимуществами благодаря своему географическому положению, развитию транспортной инфраструктуры, привлекательные для международного сотрудничества;

10. Установление федеральных стандартов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, на затраты по здравоохранению и образованию и т.д.

11. Перевод территорий на казначейское исполнение региональных бюджетов, что способствует усилению контроля за финансовыми потоками, в том числе за федеральными трансфертами, за их прохождением и целевым использованием.

Информация о работе Механизмы реабилитации проблемных территорий