Маркетинг и его роль в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

Понятия « антикризисное управление», « антикризисная политика» возникли сравнительно недавно. Считается, что причиной их появления является реформирование российской экономики и возникновение немалого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис определённых предприятий – это нормальное явление рыночной экономики, в котором выживают сильнейшие. Предприятие несоответствующее внешней среде, должно либо приспособиться, и использовать свои самые сильные стороны, либо исчезнуть.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава1. Теоретические аспекты антикризисной деятельности предприятия. Роль маркетинга в антикризисном управлении…………………7
Понятие и сущность кризиса. Особенности антикризисного управления…………………………………………………………….7
Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии…………………………………………………………. 11
Маркетинговые стратегии антикризисного управления………....14
Комплекс антикризисных мероприятий в сфере маркетинга…….17
Глава 2. Использование средств маркетинга в сфере антикризисного управлении на примере ООО Люкс Вода……………………………………….20
2.1. Краткая характеристика компании ООО Люкс Вода…………….20
2.2. Анализ деятельности маркетинговой службы предприятия………24
2.3. Анализ бухгалтерского баланса……………………………………... 30
2.4. Анализ ликвидности баланса………………………………………..33
2.5. Анализ финансовой устойчивости………………………………….37
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы антикризисных маркетинговых мероприятий для компании ООО Люкс Вода…….41
Заключение………………………………………………………………….43

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 216.33 Кб (Скачать документ)

Муниципальное образовательное учреждение

Южно  – Уральский профессиональный институт

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Антикризисное управление»

на  тему: Маркетинг и  его роль в антикризисном  менеджменте. 
 
 
 

Студент гр. МОЗ-01-6-10,

факультет управления и

информационных  технологий                                                    О.А. Ботева

                                                           «    »                     2012 

Руководитель

ст. преподаватель                                                                      Л.Г. Колесникова

                                                           «    »                     2012 
 
 

Челябинск

2012

     Оглавление.

     Введение……………………………………………………………………….3

     Глава1. Теоретические аспекты антикризисной деятельности предприятия. Роль маркетинга в антикризисном управлении…………………7

    1. Понятие и сущность кризиса. Особенности антикризисного управления…………………………………………………………….7
    2. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии…………………………………………………………. 11
    3. Маркетинговые стратегии антикризисного управления………....14
    4. Комплекс антикризисных мероприятий в сфере маркетинга…….17

           Глава 2. Использование средств маркетинга в сфере антикризисного управлении на примере ООО Люкс Вода……………………………………….20

           2.1.  Краткая характеристика компании ООО Люкс Вода…………….20

           2.2. Анализ деятельности маркетинговой  службы предприятия………24

           2.3. Анализ бухгалтерского баланса……………………………………... 30

           2.4. Анализ ликвидности баланса………………………………………..33

           2.5. Анализ финансовой устойчивости………………………………….37

                 Глава 3. Рекомендации по совершенствованию  системы антикризисных маркетинговых  мероприятий для компании ООО Люкс Вода…….41

                Заключение………………………………………………………………….43

                Глоссарий…………………………………………………………………..46

                Список используемой литературы……………………………………….47

           Приложение 1

           Приложение 2

      Введение.

     Понятия « антикризисное управление», «  антикризисная политика» возникли сравнительно недавно. Считается, что  причиной их появления является реформирование российской экономики и возникновение  немалого количества предприятий, находящихся  на грани банкротства. Кризис определённых предприятий – это нормальное явление рыночной экономики, в котором выживают сильнейшие.  Предприятие несоответствующее внешней среде, должно либо приспособиться, и использовать свои самые сильные стороны, либо исчезнуть.

     Современная экономическая реальность заставляет руководителей предприятий почти  всегда принимать решения в условиях неопределённости. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность  подвергается различными кризисными ситуациями, результатом  которых может стать несостоятельность  или полное банкротство.

     Схема банкротства и сам термин «  неплатёжеспособное предприятие» в  восприятии большинства людей ассоциируется  с разрушением. Объявление предприятия  несостоятельным означает признание его банкротом как свершившийся факт и исключает какой – либо иной путь, кроме ликвидации.

     Однако  эта ситуация – уже почти финал  процесса несостоятельности, но это  не обязательный финал. На протяжении всего периода времени, когда  в арбитражном суде слушается  дело о банкротстве, законодательство даёт предприятию возможность остановить этот процесс и выбирать другой путь, если появится надежда, что предприятие  можно спасти. Тогда создаётся  план, основанный на возможности применения различных реорганизационных мероприятий.

     Таким образом, очевидно, что существует некое  множество реорганизационных процедур, применяемых при несостоятельности. Реорганизационные процедуры – это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства.

     В России около 80% всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисной политики и финансового оздоровления предприятия – это заказ практики, причём потребность в антикризисном управлении возникает не только в российской экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисной политике играет финансовый менеджмент и, конечно же, правильный маркетинговый подход предприятия.

     Причиной  банкротства российских предприятий  в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. В этой связи, особенно актуальной становится проблема управления несостоятельными предприятиями именно в условиях переходной экономики.

     Только  применение комплекса методов из различных разделов экономики может  дать сегодня тот необходимый  экономический эффект и вывести  российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.

     Одним из самых значимых и действенных  методов вывода коммерческого предприятия  из состояния экономического кризиса  является система маркетинговых  мероприятий. Поэтому данная курсовая работа будет посвящена обобщению  теоретических исследований и практических наработок маркетинга  и его  роли в антикризисном управлении в современных экономических  условиях. Актуальность темы на данный момент времени подтверждается и состоянием экономики России и многих других стран, ведь, как известно, сейчас страна переживает новую волну финансовой экономической нестабильности.

     Целью данной работы является анализ маркетинговых  средств и их роль в совершенствовании  и улучшении положения дел  на предприятии.

     В соответствии с данной целью поставлены задачи:

     - проанализировать различные подходы  к данной теме и вывести  определение антикризисного управления  на уровне предприятия;

     - выявить основные причины кризисных  ситуаций;

     - описать критерии принятия решений  и влияние маркетинговых исследований  и разработок на процесс антикризисного  управления;

     - дать описание практических шагов,  которые должен использовать  антикризисный управляющий в  своей работе.

     В первой главе рассматривается само понятие « кризис» и « антикризисное  управление», определяются цели и содержание антикризисного управления. Выделяются также основные принципы, на которых  основывается система антикризисного управления и выявляется влияние маркетинга на систему антикризисной политики.

     Вторая  глава ориентирована на решение  вопросов непосредственно для компании ООО Люкс Вода, связанных с выявлением необходимости антикризисного управления.

     В третьей главе рассмотрены основные подходы, методы и приёмы по выведению  из кризиса предприятия.

     Результаты  работы могут быть использованы для  успешной деятельности предприятия  на рынке при сложившихся условиях экономического кризиса.

     В ходе выполнения исследования использованы такие методы, как изучение литературных материалов, анализ документации предприятия, мониторинг рынка минеральной воды, опросы покупателей, элементы конкурентного  анализа и т.д.

     Методологической  базой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов, посвящённые теме исследования, а также документации предприятия ООО Люкс Вода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  аспекты антикризисной  деятельности предприятия. Роль маркетинга в  антикризисном управлении.

    1. Понятие и сущность кризиса. Особенности антикризисного управления.

     Понятие « антикризисное управление», как  отмечается в работах некоторых  отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях ещё не устоялся. Причиной терминологических  разночтений является отсутствие прочных  научных традиций и практического  опыта в антикризисном менеджменте.

     Кризис  – это не обязательно плохая новость, это просто констатация факта. И если относиться к этому факту, как к любому другому, если понимать, что в это сложное и непредсказуемое время, в которое мы живём и работаем, всё возможно, в том числе и кризис, который может означать крах для вас и вашего бизнеса, становится понятной основная идея о том, что при соответствующем планировании кризис может обернуться благом для вашей компании. Китайцы уже много веков назад согласились с концепцией о том, что кризис – необязательно зло. По – китайски « кризис» - «вэй – джи», а это комбинация слов « опасность» и « возможность».

     Слово « кризис» происходит от греческого слова « crisis», которое означает « приговор, решение по какому – либо вопросу, или в сомнительной ситуации». Также может означать « выход, решение конфликта».

     Однако  обратимся к более современным  определениям кризиса: ( табл.1) 
 
 
 
 

     Таблица 1.

     Современные трактовки понятия « кризис».

Автор трактовки Трактовка понятия Доминанта трактовки
Т.Ф. Рябова Кризис –  опасное состояние, перелом» Кризис –  перелом.
А.М. Прохоров Кризис –  резкий, крутой перелом в чём –  либо, тяжёлое переходное состояние.

Кризис  – острое затруднение с чем либо; тяжёлое положение.

Кризис –  это перелом, переходное состояние.

Кризис  – затруднение, тяжёлое положение.

Александров Г.Г. Кризис –  одна из фаз воспроизводственного цикла, включающая последовательно кризис, депрессию, оживление и подъем. Кризис –  это фаза воспроизводственного цикла.
Батури В.В. , Ларицкий В.Е. Кризис –  это незапланированный и не желаемый, ограниченный процесс, который в  состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным  функционирование предприятия. Кризис –  процесс.
К. Маркс Кризис несёт  в себе элемент развития, создающий  предпосылки обновления, выхода на более высокий качественный уровень. Кризис –  элемент развития.
И.Н.Маслов Пишет, что кризис нельзя считать только негативным явлением, его необходимо воспринимать как  определённый позитив, возможность  пересмотреть стратегические  и  тактические цели развития предприятия. Кризис –  определённый позитив, возможность.

       Кризис – это период нестабильности или такого состояния бизнеса, когда надвигаются серьёзные перемены. Причём результат этих перемен может быть крайне неблагоприятный, так и положительный. Как правило, исходные шансы на успех 50х50, однако это соотношение можно исправить с помощью умелого менеджмента.

Информация о работе Маркетинг и его роль в антикризисном управлении