Малые группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:22, реферат

Описание

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.
Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные отношения в малых группах.
Изучив выборы, сделанные членами малой группы по определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Социометрия как метод изучения малых групп. 4
1.1 Понятие социометрии и ее назначение. 4
1.2 Описание социометрии как практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых группах. 6
1.3 Процедура проведения социометрического исследования. 11
1.4 Связь социометрии с этикой деловых отношений. 17
Глава 2. Практическое использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере студенческих групп) 19
2.1 МА-111. 19
2.2 СКС-311. 20
2.3УП-411. 21
2.4 Общий вывод по результатам. 22
Глава 3. Рекомендации по сплочению групп. 23
3.1 Рекомендации по сплочению группы МА-111. 23
3.2 Рекомендации по сплочению группы СКС-311. 24
3.3 Рекомендации по сплочению коллектива на предприятии. 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 28

Работа состоит из  1 файл

Исследование малые группировки.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Делая вывод, отметим, что практически  все студенты набрали примерно равное количество голосов за исключением студентки Кашицыной, занявшей первое место, которая стала абсолютным лидером.

Социометрические  лидеры группы:

1-Кашицына

2-Василенко

3-Райчу

4-Козлова

Кашицына  является неформальным лидером группы, она не занимает пост старосты, поэтому авторитет в группе был заработан исключительно на основе личностных качеств, проявленных в ходе общения внутри группы и становления ее как коллектива. 

 

2.3УП-411

В результате социометрического исследования группы УП-411 было выявлено 10 микрогрупп - рекордный результат среди трех опрошенных групп. Причиной большого количества микрогрупп является резкая разрозненность коллектива (студенты общаются по два-три человека), что, в свою очередь, вызвано тем, что, находясь практически на конечном этапе обучения в университете, студенты успели узнать друг друга, а также проявить себя.

На  данном этапе каждая микрогруппа  характеризуется не просто устойчивой общностью интересов, целей, действий и групповых переживаний, а также  и психологическим (включая интеллектуальное, эмоциональное и волевое) единством. Еще одним характерным признаком является то, что подавляющее большинство в группе составляют девушки, которые и создают столь ярко выраженную разрозненность.

Подходя к обозначению лидеров группы, следует отметить, что в данном случае формальный лидер совпал с неформальным. Староста группы, Дудина Юлия, набрала подавляющее большинство положительных «голосов».

Социометрические  лидеры группы:

1-Дудина  Юлия

2-Максимова  Татьяна

3-Кузнецова  Мария

4-Антипова  Татьяна

Несмотря  на то, что Дудина Юлия набрала большее  число «голосов», студенты, занявшие второе, третье и четвертое места  имеют разницу в один-два балла, что говорит о том, что ситуация возможно может еще поменяться и  абсолютным лидером могут стать  другие неформальные лидеры.

2.4 Общий  вывод по результатам

Результатом социометрического опроса является создание микрогруппы, сформированной на принципах взаимного доверия  и взаимоподдержки. По результатам  нашего исследования можно сделать  следующие выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека.

Социометрия дает приватную информацию о жизни  группы, ее глубинных эмоциональных  отношениях и процессах. Они могут  напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях людей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, творческую активность, удовлетворенность групповым членством, самооценку и уровень личностной тревожности. Большинство из нас интуитивно чувствует отношение к нему в группе: переживает, когда группа недостаточно доброжелательна; раскрывается, наполняется силами в условиях группового поощрения и принятия.

Многие  особенности групповой структуры  и групповых отношений важны  и диагностичны с точки зрения поведения и стиля общения со студентами. Важны, потому что, поняв групповые особенности, можно более мудро строить отношения с ребятами. Диагностичны, потому что многие особенности есть отражение стиля общения и руководства преподавателя.

 

Глава 3. Рекомендации по сплочение групп

3.1Рекомендации  по сплочению группы МА-111

В результате опроса был выявлен один студент  с ярко выраженным отдалением от остальных  членов группы. Для решения этой ситуации можно применить прием  «отсвет от звезды», то есть посоветовать Беру Максиму, набравшему большинство отрицательных голосов, общаться с Красниковым Василием, - лидером группы. После предложения этого приема можно наблюдать, что положение в группе Бера Максима улучшилось, повысился его статус среди одногруппников, так как, общаясь с лидером группы, к которому хорошее отношение, это отношение стало проецироваться и на Максима.

Предлагаем  следующие мероприятия по сплочению  группы:

1) Выезды  на природу.

Хорошо  подготовленная и проведённая встреча  группы позволяет, во-первых, студентам  лучше узнать своих однокурсников, во-вторых, получить максимальную информацию о студентах.

2) Выбор  актива группы.

Нельзя  допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы.

3) Внутригрупповые  мероприятия с группой, между  группами и курсами:

посещение театров, выставок, музеев;

спортивные мероприятия (футбол, лыжные прогулки);

поездки в другие города, по историческим местам;

интеллектуальные  игры;

Дни именинников;

издание настенной  газеты;

мероприятия, посвященные  празднованию памятных дат, государственных  и профессиональных праздников. 

 

3.2 Рекомендации  по сплочению группы СКС-311

Одним из направлений  эффективного решения проблемы является создание комфортного микроклимата в учебной группе, формирование настроя  на общий результат, обретение уверенности. С этой целью необходимо проводить  тренинговые занятия, направленные на раскрепощение и командообразование.

Участие в тренинге сплочения развивает у студентов  единодушие, единомыслие, стремление к  совместной работе, чувство принадлежности к одной команде, ощущение комфортности в группе. Мероприятия, направленные на сплочение, учат прислушиваться к людям, работать сообща, оставаясь доброжелательными. Такие занятия дают возможность проявить активность, инициативу и самостоятельность, что развивает интеллектуально-волевую сферу и способствует освоению специфики ВУЗовского обучения.

3.3 Рекомендации по сплочению коллектива на предприятии

Метод социометрии  важен в организации работы на предприятии. Важна психологическая  совместимость работников. Под психологической  совместимостью понимают способность  к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Она может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

Поэтому руководителю и необходимо проводить социометрию межличностных отношений коллектива, чтобы выявить проблемы и предотвратить их.

 

Заключение

По результатам  исследования можно сделать следующие  выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды  человека. Обычно она насчитывает  от 2 — 3 до 40 человек. Процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду” человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает их во внутригрупповые отношения.

Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия - своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.

Социометрический  тест предназначен для диагностики  эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутый"; (в) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью этого  способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

Социометрия, как и другие методы социологии постоянно развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития, прежде всего, связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп.

В ходе работы были рассмотрены виды социометрического  исследования и экспериментальная  демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.


Информация о работе Малые группировки