Малые группировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:22, реферат

Описание

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.
Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные отношения в малых группах.
Изучив выборы, сделанные членами малой группы по определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Социометрия как метод изучения малых групп. 4
1.1 Понятие социометрии и ее назначение. 4
1.2 Описание социометрии как практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых группах. 6
1.3 Процедура проведения социометрического исследования. 11
1.4 Связь социометрии с этикой деловых отношений. 17
Глава 2. Практическое использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере студенческих групп) 19
2.1 МА-111. 19
2.2 СКС-311. 20
2.3УП-411. 21
2.4 Общий вывод по результатам. 22
Глава 3. Рекомендации по сплочению групп. 23
3.1 Рекомендации по сплочению группы МА-111. 23
3.2 Рекомендации по сплочению группы СКС-311. 24
3.3 Рекомендации по сплочению коллектива на предприятии. 24
Заключение. 26
Список используемой литературы: 28

Работа состоит из  1 файл

Исследование малые группировки.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Процедура  проведения социометрического исследования

Важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры. Как отмечает Паниотто В.И., существуют специфические особенности процедуры социометрического опроса, связанные, во-первых, с тем, что исследование проводится в малой социальной группе (исследователь должен четко обозначить границы группы, в которой проводится исследование), во-вторых, с тем, что изучаются, как правило, межличностные отношения, затрагивающие жизненные интересы каждого из членов группы [4, 189]. Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма социолога и этическому аспекту проводимых исследований. Иногда перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку — в течение некоторого периода (одна-две недели) знакомится с жизнью группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена анонимность ответов — в противном случае тесный контакт исследователя с группой приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов.

Кроме того, представляется важным соблюдение следующих правил социометрического обследования:

границы обследуемой группы должны быть четко  обозначены; группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности (обычно не менее двух месяцев);

опрос членов группы должен проводиться посторонним  для данного коллектива лицом;

все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;

вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы;

критерии  должны быть существенны для всех членов группы.

Проблема  анонимности ответов в социометрическом опросе заслуживает особого рассмотрения. Дело в том, что для описания структуры отношений в группе необходимо знать не только то, кого указывают в ответе на каждый социометрический вопрос, но и кто указывает, т. е. обязательным атрибутом социометрической анкеты является фамилия ответившего (или любой другой идентификатор, заменяющий фамилию, чаще всего — номер респондента) [2.115]. Как это совместить с требованием анонимности? Некоторые исследователи, объявляя респондентам, что опрос анонимный, метят анкеты шифром, незаметным для респондентов (например, ставят номер респондента перед вручением ему анкеты на втором листе под скрепкой, скрепляющей листы анкеты, подчеркивают некоторые “наиболее важные” вопросы по-разному в разных анкетах так, что комбинация подчеркнутых вопросов служит идентификатором анкеты, задают подробные вопросы о поле, возрасте, семейном положении, образовании и, возможно, некоторых других признаках респондентов так, чтобы сочетание градаций признаков было уникальным для каждого члена исследуемой группы и т. п.).

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также  построение социометрических индексов.

Социоматрица  представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Кого  выбирают

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

S

1

0

0

0

0

1

0

1

2

0

0

0

1

0

1

2

3

0

1

0

0

0

0

1

4

0

1

0

0

0

1

2

5

1

1

0

0

0

0

2

6

0

1

0

1

0

0

2

 

1

4

0

2

1

2

10


Строится  данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения  строк и столбцов ставят знаки + в случае положительного выбора и — в случае отрицательного, 0 — при отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Наглядно  характер межличностных отношений  может быть отражен на социограмме. Социограмма — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате.

Социограмма имеет несколько вариантов. Она  представляет собой совокупность концентрических  окружностей, внутри которых размещаются  номера фамилий членов исследованной  группы и соединяются между собой  стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому — в следующем кольце кнаружи и т. д. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами. Третий вариант—индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

Иногда  на социограмме номера лиц мужского пола изображают внутри условных знаков — маленьких треугольников, а номера лиц женского пола — внутри окружностей. Такая форма изображения социограммы мне представляется наиболее приемлемой, т.к. это увеличивает наглядность изображения.

На  рисунке представлены структуры, наиболее характерные для социограмм.

Рис. 1 Виды взаимосвязи в малой группе: а—диада, б—триада, в—тетрада, г—“цепочка”, д— “звезда”

Один  из вариантов социограммы называется “мишень”. (рис. 2)

Объективизация  результатов социометрического  исследования осуществляется путем  вычисления социометрических индексов.

Различают персональные и групповые индексы. К первым относятся индексы социометрического статуса и экспансивности индивида в группе, ко вторым — индексы групповой сплоченности, конфликтности и экспансивности группы.

 

Рис. 2 Социограмма типа “мишень”

Персональные  индексы. Индекс социометрического  статуса индивида вычисляется по формуле:

где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, S — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы

Возможен  также расчет отдельно положительного и отрицательного социометрического  статуса по формулам:

Сi= ∑ Bi/(N-1)

Сi= ∑ Bi/(N-1)

Индекс  экспансивности индивида в группе вычисляется по формуле:

Эj = (∑Bj+ ∑Bj-)/ (N-1)

где Э j — эмоциональная экспансивность индивида группы;

Bj+ —  положительные выборы, отданные  членом в группу;

Bj - —  отрицательные выборы, отданные  членом в группу; N — количество членов в группе.

Групповые индексы. Индекс групповой сплоченности (К) измеряется отношением количества сделанных взаимных выборов к  количеству возможных взаимных выборов:

K= å  Aij+/ N(N-1)

где å A+ij — количество взаимных положительных  выборов; N — количество членов в группе.

Индекс  конфликтности в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимных отрицательных  выборов:

U= å  Aij-/N (N - 1)

где å A-ij — количество взаимных отрицательных  выборов,

N —  количество членов в группе.

Индекс групповой экспансивности (Э) характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия:

Э = (å Aij++å Aij-) / N

где å A+ij — общее число положительных  выборов; å A-ij — общее число отрицательных  выборов; N — количество членов в  группе.

1.4 Связь  социометрии с этикой деловых отношений

Чтобы фирма достаточно стабильно работала, нужно знать этику руководителя, построенную на законе иерархических  отношений и соблюдать ее. Важнейшее  условие этики - сохранение уважения к статусу, как руководителя, так  и подчинённого.

Руководитель  должен подбирать персонал, соответствующий  деловыми и личностными качествами целям подразделения и способный  стать единомышленником. Это процесс  трудный, долгий, но необходимый. Ведь без взаимопонимания и доброжелательности друг к другу приходится тратить львиную долю своего времени на улаживание конфликтов. Однако при неумении и нежелании заниматься этим, руководитель, исповедующий авторитарный стиль управления, а точнее - стремление повелевать, стремится избавиться от неугодного ему, а не производству, сотрудника и заменить его тем, который не сопротивляется воле начальства. Он не должен унижать подчинённых, а наоборот, - беречь честь и достоинство каждого из них независимо от статуса. Каждый работник так же следуют этому положению. Создается доброжелательная обстановка, которая в дальнейшем становится основным условием взаимоотношений в организации. Ведь униженный и оскорблённый сотрудник работает гораздо хуже, чем это необходимо и, мало того, у него провоцируется желание отомстить. Руководитель должен заботиться о настроении персонала, здоровье, соблюдении правил взаимодействия, вовремя поощрять и наказывать, помнить полное имя каждого работника фирмы, чтобы при встрече поздороваться и назвать его по имени и отчеству.

Задача  руководителя, его обязанность - создавать атмосферу радостного ожидания в коллективе. Эмоциональная привлекательность труда основа жизнеспособности системы. Уважение подчинённых обязательная норма руководителя любого уровня. Это важные обязательные условия сохранения производственной дисциплины.

Задача  работников - не доводить противоречия до конфликта. Даже если выиграл в  конфликте, то проиграл в глазах коллег. Постоянно конфликтующий работник становится изгоем. Возникший конфликт должен решать непосредственный начальник.

Работники должны помогать друг другу. «Поможешь  ты, помогут тебе». Этот принцип является основой взаимодействия, которое  является основой жизни вообще.

Чем менее  сложны отношения внутри системы, тем  жестче зависимость ее от иерархических  отношений.

Соблюдая  правила этики, руководитель сможет направить работников на верный путь, создать корпоративный этический  кодекс.

Таким образом, залогом успешной работы трудового  коллектива служит комфортный микроклимат: в одних условиях группа функционирует  оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется.

 

Глава 2. Практическое использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на примере студенческих групп)

2.1 МА-111

Социометрия как практический метод социологии и социальной психологии широко используется при изучении отношений в студенческих группах.

Поэтому в качестве демонстрации использования социометрии для изучения отношений в малой группе был выбран пример исследования, проведенного в группах МА-111, СКС -311 и УП- 411.

Социометрия, проведенная в МА-111, выявила, что  в исследуемой группе большинство  человек имеет более или менее благоприятный статус. На основании произведенного исследования можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на 2 отдельные группировки. В данной группе положение, как девушек, а в этой группе их всего 2, так и юношей благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи, как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием студентов общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Среди популярных членов группы можно выделить: Красникова Василия, старосту группы, т. е формального и неформального лидера (можно объяснить тем, что сейчас идет ориентировка на формального лидера, старосту, который влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе). Каждый человек в группе занимает особое положение, статус, то есть место в группе, которое отводят человеку другие члены группы.

1. Красников

2. Зайцев

3.Гвоздев

4.Брума

Нельзя  оставлять без внимания непопулярных студентов. В данной группе с большим отрывом таким студентом стал Бер Максим. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Подводя итог, видим, что межличностное отношение позитивно складывается, но напомним, что это только первый курс, они подсознательно держатся вместе в новой обстановке. Еще не было организационных проблем, которые позволили бы проявить себя каждому из студентов.

2.2 СКС-311

В группе СКС-311 23 девушки.

В результате проведенного социометрического исследования, проведенного в группе, было выявлено 7 микрогрупп. Можно объяснить тем, что группа находится на третьем  курсе и в ней произошло  разделение «по интересам»: студенты прошли начальные стадии узнавания, произошла притирка, была возможность проявить себя в конфликтной ситуации, и каждый для себя сам определил, с кем ему удобнее и приятнее общаться. Следующим характерным фактором деления на множество групп является то, что группа состоит из девушек, а девушки, как правило, больше мужчин склонны делиться на микрогруппы. Еще следует отметить, что (как пояснили позже опрошенные студенты) некоторые члены группы намеренно держаться особняком и не идут на контакт с остальной группой. Таким образом, многие студенты называли именно этих людей в вопросах с частичкой «– не», отмечая их как тех, с кем они не хотели бы проводить свободное время.

Информация о работе Малые группировки