Лекции по "Корпоративное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:17, курс лекций

Описание

Тема 1. Введение в корпоративное управление
1. Понятие и сущность корпоративного управления
2. «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития (см. файл)

3. Стандарты корпоративного управления: международный и отечественный опыт

Работа состоит из  1 файл

Корпоративное упрвление.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

                  продажа владельцем очень крупного пакета части своих акций новому акционеру;

                  продажа новому акционеру акций из числа находящихся на балансе компании или на балансе ее дочерних и зависимых обществ;

                  дополнительная целевая эмиссия в пользу нового акционера.

              При этом остальные акционеры часто оговаривают условия приобретения акций дополнительной эмиссии или распоряжения акционерами имеющимися у них акциями. Российский и зарубежный опыт показывает, что продажа акций основным акционером новому акционеру может сопровождаться опционом, позволяющим последнему при определенных условиях приобрести дополнительное число акций из пакета основного акционера в случае продажи последним части своих акций. Можно также предусмотреть право (или обязательство) основного акционера выкупить акции у этого нового акционера в случае решения последнего продать ранее купленные акции (при этом может быть оговорен срок, в течение которого такое право или обязательство действительны).

              Приход нового акционера в компанию может осуществляться поэтапно и давать возможность как стороне, продающей акции, так и стороне, приобретающей акции, скорректировать условия сделки.

              Предложение со стороны контролирующих акционеров новым инвесторам войти своим капиталом в состав компании может быть частью стратегии первых по расширению источников и видов финансирования и включать дополнительные финансовые обязательства со стороны потенциального нового акционера (например, предоставление кредита).

              Согласие акционеров по вопросам долгосрочного развития компании позволяет получить средства для развития компании в ситуации, когда получение заемных средств невозможно.

              Различные миноритарные акционеры в российских компаниях ведут себя неодинаково с точки зрения интереса к участию в корпоративном управлении. Большинство из них весьма пассивны, но есть и группа инвесторов (инвестиционные фонды), которые проявляют очень высокую активность. Высшему менеджменту компании, основным акционерам важно регулярно анализировать состав акционеров, изменения в нем, иметь представление о том, как вели себя вновь появившиеся значимые акционеры в других компаниях с точки зрения интереса к участия в корпоративном управлении, публичности, какова их репутация, какими ресурсами они располагают.

              Как показывает практика, при привлечении зарубежных инвесторов российским компаниям следует ориентироваться на тех, которые имеют позитивный опыт работы в России (например, фонд Templeton).

              Большой интерес представляет формирующийся опыт взаимодействия крупных российских акционеров с акционерами, представляющими международные финансовые институты, такие как Европейский банк реконструкции и развития (http://www.ebrd.com) и Международная финансовая корпорация (http://www.ifc.org).

              В ведущих зарубежных компаниях распространена практика периодического выкупа компанией части своих акций у акционеров. Как правило, это происходит в ситуациях, когда у компании есть значительная прибыль при отсутствии крупных проектов, в которые можно вложить полученные средства.

              Важным аспектом взаимоотношений между различными группами акционеров является предотвращение конфликтов между ними, а в случае их возникновения – поиск путей и механизмов их разрешения.

              Одним из наиболее распространенных конфликтов в российских компаниях являются конфликты между двумя группами акционеров, каждая из которых борется за контроль над компанией или за то, чтобы получить доступ к выгодам пропорционально своей доле или в большем объеме.

              Вывод: компаниям, в частности, их основным акционерам, менеджменту, полезно вести постоянный анализ существующего состава своих акционеров, их интересов, факторов, влияющих на эти интересы, позитивного и негативного потенциала каждой из групп для долгосрочного успешного развития компании, следить за реализацией ее наиболее важных проектов, отношениями между различными группами акционеров, возможностью и необходимостью изменения существующего состава акционеров, осуществлять мониторинг практики корпоративных конфликтов, их причин, принципов и схем их разрешения. Такая работа может вестись службой по связям с инвесторами, департаментом корпоративного управления, аппаратом совета директоров и корпоративным секретарем компании, а результаты периодически заслушиваться на заседаниях совета директоров, учитываться в информационной политике компании.

 

8. Отношения компании с другими заинтересованными группами (стейкхолдерами).

Помимо организации контроля со стороны акционеров за деятельностью менеджмента, выстраивания отношений между различными группами акционеров, еще одним важным направлением обеспечения успешного развития компании является организация отношений компании с другими заинтересованными сторонами и группами, учет их интересов в процессе деятельности компании. К таким сторонам или группам (stakeholders, «стейкхолдеры», дословно – «держатели важных ставок» в компании) относят следующие:

                  кредиторы,

                  региональные и местные органы власти,

                  партнеры (поставщики, потребители),

                  сотрудники компании,

                  местные сообщества.

Для различных компаний состав заинтересованных групп неодинаков и может изменяться с течением времени. Различается и значение каждой из групп, и возможности, которыми располагает каждая из них для воздействия на компанию. Интересы перечисленных групп могут отличаться как от интересов акционеров, так и от интересов друг друга.

Кредиторы.

Важное значение для отношений между компанией и кредиторами имеет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ   «О несостоятельности (банкротстве)», который предоставляет большие преимущества кредитору по сравнению с должником. Это делает кредиторов важной стороной процесса корпоративного управления в Россию.

Сложной является ситуация с информационными потоками между кредиторами и компаниями-заемщиками. Кредиторы стремятся получить более полную информацию о положении дел в компаниях-заемщиках. Последние же неохотно предоставляют такую информацию, опасаясь, что она может быть использована во вред существующим акционерам компаний. От менеджеров и акционеров требуется взвешенный подход к тому, какую информацию предоставлять, с какой степенью периодичности и в каком объеме, как раскрытие информации будет соотноситься с объемом залога, получаемого кредитором. Благоприятные отношения компании с кредиторами могут дать ей существенные преимущества. Результатом этого может стать предоставление компанией кредитору более широкой информации, чем та, которая предусмотрена кредитным соглашением, информирование его о важных корпоративных событиях. Компания ТНК-БП, прежде чем приступить к внутренней реструктуризации осенью 2004 г., провела встречи с владельцами ранее выпущенных ею еврооблигаций.

Некоторые компании идут дальше и голосами своих акционеров избирают представителей кредиторов в состав своих советов директоров.

Выгоды, получаемые кредитором в результате вхождения в состав совета директоров: регулярный доступ к важной информации о состоянии дел в компании, к тому, как используются заемные средства, каково состояние системы управления рисками. Для компании присутствие кредитора в совете директоров – дисциплинирующий фактор. Это позволяет рассчитывать на долгосрочные отношения, получение более выгодных условий.

Некоторые компании используют долгосрочные отношения с кредиторами как один из способов защиты против враждебного поглощения. В кредитное соглашение включается пункт о том, что в случае перехода контроля над компанией – получателем кредита к другой группе акционеров (путем скупки контрольного пакета или через процедуру искусственного банкротства) кредитор имеет право досрочно потребовать возврата кредита.

На общем собрании акционеров ОАО «Татнефть» в 2004 г. в устав компании было включено положение, в соответствии с которым заемные обязательства общества (включая облигации) должны предусматривать досрочное погашение займов в случае изменения структуры владения акциями общества, в частности, в случае приобретения одним акционером более 50% акций компании.

В России такая практика пока не очень распространена, но за рубежом ею часто пользуются.

Однако, слишком тесные отношения с кредитором, выступающим часто и расчетным банком, могут нести и серьезные риски для небольших компаний с неустойчивой структурой акционерного капитала.

На протяжении декабря 2002 г. – февраля 2003 г. банк «Абсолют» через инвестиционную компанию «Тройка-Диалог» скупил 80% акций мясоперерабатывающего комбината «Клинский», успешно работавшего предприятия. Банк долго играл важную роль в обслуживании «Клинского», имел хорошую информацию о его производственном и финансовом состоянии, установил доверительные отношения  с его менеджментом. Банк решил, что «Клинский» может стать хорошим объектом для краткосрочного вложения с очень высокой нормой прибыли. Скупка через «Тройку-Диалог» помогла скрыть до последнего времени от менеджмента «Клинского» имя конечного покупателя. После приобретения контрольного пакета мясокомбината банк продал его одному из крупнейших игроков на этом рынке.

Практика слияний и поглощений на российском рынке свидетельствует о том, что одним из часто используемых инструментов враждебного поглощения является скупка компанией-агрессором кредиторской задолженности компании-цели. Кредитор, не являющийся в конкретный момент акционером предприятия, может им стать в определенных случаях. Кредитное соглашение может предусматривать возможность для кредитора при каких-либо условиях стать акционером компании. Превращение кредитора в акционера компании может быть не только результатом вынужденного решения акционеров, но и расчета, показывающего, что трансформация долга в долю в акционерном капитале даст компании выгоды с точки  ее стратегии, реализации крупных проектов.

Вывод: для акционеров компании и высшего менеджмента будет полезно проанализировать состав кредиторов, их интересы, финансовые возможности, их аффилированность и историю взаимоотношений с заемщиками и на основе всей информации принять решение о том, в какой степени учитывать их интересы и в каких формах строить с ними корпоративные отношения.

Федеральные, региональные и местные органы власти.

Региональные и муниципальные органы власти часто выступают в качестве активных участников корпоративных отношений, отстаивающих свои интересы (социальная стабильность, жизнеспособность жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, рост налоговых поступлений). В поле их зрения попадают прежде всего крупные и средние предприятия. Предприятия, находящиеся в благополучном финансовом положении, могут рассчитывать на невмешательство во внутренние дела, а также на косвенную нефинансовую поддержку. Средние и небольшие предприятия с неустойчивым положением могут рассчитывать на общие льготы, которые региональные и муниципальные власти зачастую предоставляют всем производственникам.

Наиболее часто встречаются конфликты между властями и компаниями, происходящие на почве негативного влияния деятельности компании на их территорию. Это касается несоблюдения экологических норм, не выплаты налогов, не соблюдения трудового законодательства, не своевременной выплаты заработной платы сотрудникам, обеспечения занятости.

Еще одна причина конфликтов – то, что власти считают недостаточным вклад компании в социальное развитие территории, настаивают на увеличении их вклада в финансирование социальных программ.

Часто причина конфликтов заключается в том, что власти пытаются противостоять приходу на подведомственную территорию «чужих» компаний из других регионов, поддерживая местные компании.

Власти употребляют как формальные механизмы воздействия на развитие предприятия (участие в собственности, членство в совете директоров, принятие регионального законодательства), так и неформальные (прямые указания, договоренности).

Мажоритарные акционеры российских компаний довольно активно используют такой инструмент корпоративного управления в отношениях с властями, как избрание своими голосами представителей власти в советы директоров.

В отношении федеральных властей избрание характерно для компаний, производящих оборонную продукцию и остро заинтересованных в получении государственных заказов.

Партнеры (поставщики, регулярные потребители, иные клиенты)

Партнеры компании могут оказать помощь основным акционерам компании в противодействии попыткам враждебного поглощения. Российская практика знает примеры включения голосов контрольных акционеров в составы советов директоров компаний представителей партнеров.

Представители трудового коллектива.

Участие представителей трудового коллектива не получило развитие в определении основных направлений развития российских компаний. Случат избрания представителей трудовых коллективов в советы директоров редки и имеют тенденцию к снижению. По общем правилу в случае избрания в состав совета директоров компании представители персонала действуют в соответствии с инструкциями высших менеджеров и основных акционеров.

         Местные сообщества.

              Обычно российские компании взаимодействуют с ними через посредничество местных или региональных властей. Основной предмет такого взаимодействия – благотворительные акции или реализация социальных проектов.

              Вывод: компаниям полезно вести постоянный анализ существующего состава заинтересованных групп компании с точки зрения их интересов, факторов, влияющих на их интересы и поведение, позитивного и негативного потенциала каждой из групп для долгосрочного успешного развития компании или реализации ее наиболее важных проектов, отношений между группами, необходимости и путей изменения, состава названных групп. Такая работа может вестись службой по связям с инвесторами, департаментом корпоративного управления, аппаратом совета директоров и корпоративным секретарем компании, а результаты периодически заслушиваться на заседаниях совета директоров, учитываться в информационной политике компании.

Информация о работе Лекции по "Корпоративное управление"