Лекции по "Корпоративное управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:17, курс лекций

Описание

Тема 1. Введение в корпоративное управление
1. Понятие и сущность корпоративного управления
2. «Принципы корпоративного управления» Организации экономического сотрудничества и развития (см. файл)

3. Стандарты корпоративного управления: международный и отечественный опыт

Работа состоит из  1 файл

Корпоративное упрвление.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

                  на формирование механизмов корпоративного управления оказывает влияние среда развития корпораций, которая обусловлена национальными историческими особенностями развития (наибольшее влияние оказывают такие факторы, как структура акционерного капитала и законодательное регулирование);

                  наличие негативных характеристик процессов корпоративного управления: отсутствие системы трансформации сбережений в инвестиции, проблема контроля над акционерным капиталом; низкая прозрачность бизнеса, высокая степень конфиденциальности; значительный уровень конфликтности, тенденции роста скрытых, облаченных в юридическую форму противостояний.

              Основные тенденции современного этапа развития российской модели корпоративного управления:

                  увеличение сделок по недружественным поглощениям, особенно в инвестиционно привлекательных отраслях;

                  активное участие менеджмента в переделе собственности;

                  многочисленные проявления превышения полномочий высшего руководства, выступающие причиной большинства корпоративных конфликтов;

                  активизация слияний как способа укрепления позиций корпорации на рынке;

                  повышение профессионального уровня управления корпорациями, выражающееся в возрастании роли наблюдательных органов.

              Таким образом, национальные исторические особенности развития экономики предопределили основные характеристики российской корпоративной модели, заложили своеобразие реализации механизмов управления корпорации. В настоящее время наблюдается постепенная стабилизация среды функционирования корпораций, что, по нашему мнению, создает условия для формирования и совершенствования механизмов защиты и соблюдения интересов и прав участников корпоративных отношений.

              В последние годы ярко выраженной была тенденция экспансии крупных групп, интеграции, концентрации акционерной собственности, осуществляемой путем враждебных захватов.

              Основная характеристика сложившейся в российской промышленности структуры собственности – совмещение в одном лице собственника и менеджера.

              Некоторые авторы считают, что в России уже сложилась инсайдерская схема управления, главное место в которой отводится крупным акционерам, осуществляющим контроль над деятельностью компаний как непосредственно (акционер – менеджер), так и через зависимых лиц. Кроме того, наблюдается тенденция по усилению роли государства в управлении крупными компаниями. В отличие от классической инсайдерской модели, в силу слабости банковской системы долгосрочное финансирование с использованием банковских кредитов не развито.

              В последнее время многие российские корпорации проявляют активный интерес к IPO (Initial Public Offering) – публичному первичному размещению акций на открытом рынке среди потенциально неопределенного круга инвесторов.

              Стоит согласиться с мнением специалистов, что в России пока не установилась стабильная модель корпоративного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Сравнительный анализ моделей корпоративного управления и факторов их формирования

 

Характеристики модели

Англо-американская

модель

Немецкая

модель

Японская модель

Предпринимательская

модель

 

1. Особенности факторов, влияющих на развитие моделей корпоративного управления

1.1. Основные

характеристики среды

Рыночная финансовая

система, развитый рынок капитала, высокий уровень развития корпораций

Развитие устойчивых промышленно-финансовых объединений,

принципов социального взаимодействия

Соблюдение традиций и устоев общества в экономике, принципов

самодостаточности и универсальности

Радикальная перестройка деятельности, переход к

рыночной экономике, высокая степень неопределенности

1.2. Структура

акционерного капитала

 

Аутсайдерская система

 

Сконцентрированная, инсайдерская система

 

Сконцентрированная

Высококонцентрированная, инсайдерская система

2. Особенности механизма корпоративного управления

2.1. Государственное регулирование

Развитое законодательство, длительная его эволюция

Развитое

законодательство

Развитое

законодательство

Неразвитое

законодательство, низкая дисциплина исполнения

2.2. Рынок корпоративных ценных бумаг и корпоративного контроля

Высоколиквидный, финансирование через

эмиссии акций

 

Ликвидный,

финансирование через долгосрочное

кредитование

 

Относительно ликвидный, финансирование через долгосрочное инновационное кредитование

Неликвидный,

финансирование через краткосрочное кредитование

 

2.3. Система социальных

ценностей

 

Индивидуалистская система,

свобода выбора

 

Социальное взаимодействие, участие работников в управлении

 

Взаимодействие, доверие, корпорация – семья

 

Не сформированная деловая культура, не установленные принципы

 

2.4. Внутреннее регулирование системы корпоративного управления

 

Активная разработка с целью повышения инвестиционной

привлекательности

 

Активная разработка и использование с целью регулирования взаимоотношений

 

Незначительное внимание в связи с наличием жесткой регламентации деятельности

 

Формальное использование при необходимости выхода на мировой рынок

 

2.5. Целевые установки

менеджмента

Деятельность в интересах акционеров корпорации

 

Деятельность в интересах всех участников корпоративного управления, а не только акционеров

 

Деятельность в интересах семьи и общества

 

Деятельность в интересах доминирующей группы акционеров

 

 

5. Факторы формирования спроса на корпоративное управление

 

              Анализ практики бизнеса, развития законодательно-нормативной базы и деятельности инвесторов в различных странах позволяет выделить ряд основных факторов, которые определяют развитие процессов становления систем корпоративного управления в компаниях.

              Важнейшим фактором, обусловливающим формирование спроса на создание развернутых систем, регулирующих отношения между различными группами участников управления корпорациями, заключается в том, что быстрорастущим компаниям невозможно сохранять те принципы и модели отношений, которые существуют в компаниях небольшого масштаба.

              Увеличение масштаба деятельности компании приводит к усложнению процесса управления ею. Особенно быстро этот процесс развивается в компаниях, работающих в отраслях, где ассортимент предлагаемых товаров и услуг должен быстро меняться, усложняться с учетом переменчивости настроений потребителей и высокой конкуренции. В таких условиях значительная часть собственников-управляющих предпринимают шаги по передаче части функций по текущему управлению профессиональным наемным менеджерам. Чем больше масштаб компании, чем быстрее она растет, чем сложнее отрасль, в которой она работает, тем больше потребность в привлечении профессиональных менеджеров, и тем больше объем полномочий, которые собственники вынуждены им передать. Отсюда возникает потребность собственников в создании системы контроля за деятельностью наемных менеджеров. В компаниях, где собственники сохраняют за собой руководство исполнительными органами, система такого контроля обычно встраивается в эти органы. Однако в тех фирмах, где собственники передают наемным менеджерам должности руководителей исполнительных органов и переходят на должности председателей совета директоров, а также в компаниях  с разветвленной холдинговой структурой (где наемные менеджеры возглавляют исполнительные органы дочерних и зависимых обществ) возникает потребность в более сложной системе корпоративного управления, разработке специальных процедур мониторинга и контроля за деятельностью наемных высших менеджеров, закреплении данных процедур во внутренних документах компаний.

              В компаниях, основанных небольшой группой собственников, также может возникнуть потребность в переходе от неформальных отношений к формальным механизмам и процедурам, регулирующим их отношения. Обычно это происходит в связи с возникновением расхождений во взглядах владельцев фирмы на перспективы ее развития, а также тогда, когда часть собственников не принимает участия в текущем управлении (например, занята другим бизнесом).

              Двадцатый век дал мощный толчок развитию акционерной формы бизнеса и, в частности, формированию корпораций – открытых акционерных обществ, собственниками (акционерами) которых является очень большой круг частных лиц и компаний – от нескольких тысяч до сотен тысяч. В большинстве корпораций нет одного контрольного акционера, а значительная часть акций свободно обращается на фондовом рынке. Одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие этого процесса, стало стремительное расширение масштабов деятельности компаний в ведущих промышленно развитых странах, возникновение и быстрый рост новых рынков, обострение конкуренции между компаниями. Работа на растущем рынке в условиях острой конкуренции требует от фирмы расширения масштабов своей деятельности темпами, соответствующими темпам роста рынка, в противном случае ее доля на рынке будет уменьшаться, а доля конкурентов – расти.

              Необходимость такого расширения фирмы ставит перед ней проблему – за счет каких средств обеспечить его? Собственных средств оказывается недостаточно. К тому же в условиях высокой конкуренции норма прибыли имеет тенденцию к снижению. Кредиты довольно быстро становятся недоступными: соотношение между собственным капиталом и заемными средствами компании достигает уровня, за которым кредиторы либо отказываются предоставить новые заемные средства, считая риски неприемлемыми для себя, либо цена таких средств оказывается неприемлемо высокой для заемщика. Реакцией на подобные ограничения становится привлечение новых средств за счет эмиссии акций. Когда эмиссия новых акций широкомасштабна и их приобретает очень большое число новых акционеров, первоначальная группа собственников растворяется среди последних, а акции компании превращаются в объект свободной купли-продажи на рынке.

              Обобщение опыта развитых стран, а также российского опыта позволяет выделить следующие основные предпосылки развития акционерной формы  бизнеса:

                  быстрый рост рынка,

                  быстрые изменения в технологиях, основных средствах, требующие значительных инвестиций,

                  высокая конкуренция (результатом чего является снижение нормы прибыли),

                  наличие существенных свободных финансовых ресурсов вне банковской сферы,

                  готовность собственников разделить право собственности / контроля в обмен на предоставляемые финансовые ресурсы и готовность разделить риски,

                  наличие адекватной финансовой инфраструктуры, обеспечивающей привлечение финансовых средств от инвесторов,

                  наличие адекватной правовой среды, обеспечивающей интересы участников корпоративных отношений.

              Приход в компанию значительного числа новых акционеров, подавляющее большинство которых не могут и не заинтересованы участвовать в текущем управлении компанией, но заинтересованы в том, чтобы менеджеры компании, а также крупные акционеры учитывали их интересы, требует серьезных изменений в системе корпоративного управления. Действующим законодательством предусмотрено: перед выводом своих акций на фондовый рынок акционерные общества должны уже сформировать у себя систему корпоративного управления, обеспечивающего защиту прав всех акционеров, раскрытие информации о деятельности компании как для ее акционеров, так и для других категорий инвесторов, а также публичное ее раскрытие в тех или иных масштабах.

              Еще одним фактором, способным подтолкнуть собственников к продаже некоторой части своих акций на фондовом рынке, может быть их потребность в получении средств для развития других, более перспективных и прибыльных проектов, а также опасения, что компания, действуя в качестве частной, достигла пика прибыльности, а в будущем скорее всего последует ее снижение, что в отрасли, в которой фирма работает, ожидают трудные времена, и поэтому разумно переложить часть рисков, связанных с владением компанией, на новых акционеров.

              В России сложилась достаточно многочисленная группа контрольных собственников компаний, которые начали свою управленческую карьеру еще в советский период. Ко времени приватизации они занимали  должности генеральных директоров государственных предприятий. Воспользовавшись своими возможностями, они стали владельцами контрольных пакетов акций фирм, созданных на базе предприятий. Далеко не все из них сохранили силы и желание управлять своими компаниями в текущем режиме -  в условиях обостряющейся конкуренции, необходимости новых управленческих навыков. Они заинтересованы в том, чтобы снизить уровень личного участия в управлении, отойти от оперативного управления, передать его новым людям – профессионально подготовленным менеджерам, оставив себе право контроля за результатами работы и определения стратегии развития.

              Важнейшим фактором, работающим в пользу повышения спроса на корпоративное управление, является значительное расширение деятельности портфельных инвесторов и их стремление повысить степень защищенности своих вложений. Приобретая незначительный (миноритарный) пакет акций, портфельные инвесторы в отличие, к примеру, от прямых инвесторов, приобретающих контрольный пакет акций, далеко не всегда могут рассчитывать на прямое участие своих представителей в процессе управления компаниями, в которые вложены их средства, а также на то, что их интересы будут учтены руководством и крупными акционерами этих компаний. Поэтому портфельные инвесторы очень чувствительны к практике корпоративного управления компаний, получающих их инвестиции.

Информация о работе Лекции по "Корпоративное управление"