Философия эпохи Возрождения. Социальные теории Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанелла (материалы к докладу на семинаре)

Автор работы: Коля Иванов, 10 Декабря 2010 в 16:15, лекция

Описание

Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления и т.п. Его представляли в эпоху Ренессанса итальянский философ Никколо Макиавелли и французский Жак Боден. Подробное рассмотрение их социальных концепций имеет смысл в курсе политологии. Другое - критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем.
Макиавелли (Маккиавелли, Macchiavelli), Никколо ди-Бернардо, знаменитый итальянский политич. писатель, 1469 – 1527, 1494 госуд. секретарь флорентинск. республики, по возвращении фамилии Медичи в 1512 выслан. Всемирную известность доставило ему соч. "О Государе" ("Il Principe"). М. видел спасение Италии только в неогранич. власти государя, разрешая для ее укрепления все средства и не стесняясь требованиями нравственности и справедливости, ни интересами церкви и благополучием подданных. Система беспринципной политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название маккиавеллизма. Книга М., выпукло изобразившая господствовавшую тогда и в основе сохранившуюся до сих пор систему династической политики, имела колоссальный успех. О ней создалась обширная литература (от Дидро и Руссо до Маколея, Гервинуса и Ранке).

Работа состоит из  1 файл

Доклад2.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

     Философия эпохи Возрождения.

     Социальные  теории Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанелла

     (материалы  к докладу на семинаре) 

     Социальные  теории Возрождения в сущности своей  развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления и т.п. Его представляли в эпоху Ренессанса итальянский философ Никколо Макиавелли и французский Жак Боден. Подробное рассмотрение их социальных концепций имеет смысл в курсе политологии. Другое - критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем.

     Макиавелли (Маккиавелли, Macchiavelli), Никколо ди-Бернардо, знаменитый итальянский политич. писатель, 1469 – 1527, 1494 госуд. секретарь флорентинск. республики, по возвращении фамилии Медичи в 1512 выслан. Всемирную известность доставило ему соч. "О Государе" ("Il Principe"). М. видел спасение Италии только в неогранич. власти государя, разрешая для ее укрепления все средства и не стесняясь требованиями нравственности и справедливости, ни интересами церкви и благополучием подданных. Система беспринципной политики, не останавливающейся ни пред чем для достижения намеченной цели, получила название маккиавеллизма. Книга М., выпукло изобразившая господствовавшую тогда и в основе сохранившуюся до сих пор систему династической политики, имела колоссальный успех. О ней создалась обширная литература (от Дидро и Руссо до Маколея, Гервинуса и Ранке).

     О времени

     В конце XV и в начале XVI в. Италию потрясали постоянные войны, которые тормозили  экономическое  и  культурное  развитие  общества, вносили  в него кризисные явления и  в целом отвечали интересам католической реакции. Италия была раздроблена на городские республики, князья  соперничали между собой за власть,  и не было  силы, которая способна была  бы  политически объединить страну. Потребность в сильном государстве, которое выполнило бы эту задачу, лучше  всего выразил  в  своей политической теории  флорентиец,  современник Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, государственный деятель, историк, поэт и, кроме  того, первый достойный  упоминания военный писатель Нового времени Никколо Макиавелли (1469-1527).

     Центральное место  в философии Макиавелли  занимает  идея  постоянного

коловращения   как   результата   влияния   "фортуны"   (судьбы,   счастья),

представляющего необходимый  естественный  ход вещей, имеющего "божественный" характер.  Необходимость  он  понимает   не  фаталистически  -  люди   могут использовать "фортуну"  и достичь успеха;  это зависит от  того, как они ее приспособят   и   как   смогут   ей   противостоять.   Это  оптимистическая,

гуманистическая,     ренессансная    позиция,    отрицающая    теологический

провиденциализм.

     Макиавелли   отделяет   политику   от   теологических   и   религиозных

представлений. Политика  лишь автономная сторона  человеческой деятельности,

она является воплощением  свободной человеческой воли в  рамках необходимости ("фортуны").  Политику  определяют не  бог  или  мораль,  но  сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология.

     Исследование  исторической и политической  практики приводит Макиавелли  к

пониманию того,  что  определяет мотивы политической деятельности. Оказалось, что это  реальные интересы,  корысть, стремление к  обогащению,  которые и детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым весьма  близко подходит  к  пониманию роли материальных и классовых интересов в развитии общества, считает политику в конечном счете продуктом свободной человеческой воли, личных желаний, особенностей характера. В сущности он выводит политику из психологии.

     Политическая  теория  Макиавелли имела  актуальное  значение,  а  именно

стать  руководством  для  способного и честолюбивого  правителя,  который  во

главе  сильного  государства освободил бы Италию  от  влияния  приходящего в

упадок папства.  Тот,  кто встал  на пути "судьбы",  должен быть  правителем

нового  типа, абсолютным  властелином, деспотом.  Он не должен  быть  связан никакими  априорными схемами, правовыми предписаниями,  религией  или  своим собственным  словом.  Он должен  руководствоваться  строго  анализированными реальными  фактами,  может  быть  жестоким,   хитрымгрешным,  беспощадным (образцом  ему служил Чезаре Борджиа).  Правитель  как общественный деятель должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не моралью религиозной, лишь так он овладеет стихийным движением человеческого поведения, вытекающим из жажды  богатства, благосостояния и  инстинктов, которые сопутствуют жизни индивида.  Это  мораль,  отражающая реальность жизни. Основной  тон в ней  - человек не может слепо полагаться на "божественное провидение", на спасение, но должен  сам стать лицом  к лицу с действительностью, рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы. Эту предпосылку Макиавелли помещает  в  основу своих  социально-политических  представлений. В  области политики  это  земной,  ренессансный  гуманизм,  выраженный  по  отношению к реальности соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестоко.

     Мораль  силы Макиавелли часто  определяется  как образец "циничности" и

аморальности  в  политике. Термин "макиавеллизм" со временем стал  синонимом

политики, которая  руководствуется  принципом "цель  оправдывает  средства".

Макиавеллизм осуждается как теория и  практика бесконтрольного  использования

власти,   не  подчиненной   никаким   "высшим"   моральным  критериям,   как

деятельность, единственным законом которой является успех  любой ценой.

     Впервые   объективно  и   правдиво   истинное   историческое   значение

Макиавелли,   его  творчества  показал  Антонио   Грамши.  Он  отвергал  так

называемый  макиавеллизм,  приписанный  Макиавелли,  сведенный  к  вульгарной реализации принципа  "цель  оправдывает средства".  В действительности  этот принцип  имеет  более  позднее,  иезуитское  происхождение.  Макиавелли  его никогда  не  формулировал,  он  не  вытекает  из  контекста  его творчества. Согласно Грамши,  необходимо понимать творчество  Макиавелли не абстрактно, вне  конкретных,  исторических  условий  эпохи,  но  в  связи  с  интересами прогрессивных  сил  тогдашнего  итальянского   общества,   их   потребностью установить государственную власть антифеодального типа,  объединить страну в централизованное государство во главе с абсолютным правителем.  

Мор (More) Томас (7.2.1478, Лондон, - 6.7.1535, там же), английский гуманист, государственный деятель и писатель; основоположник утопического социализма. Сын судейского чиновника. В 1492-94 занимался в Оксфордском университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т. Линакр, У. Гросин). В 1496-1501 изучал английское обычное право при юридической корпорации Lincoln's Inn. В конце 90-х гг. познакомился с Эразмом Роттердамским, ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме М. Эразм написал и ему посвятил "Похвалу глупости"). В 1504 М. был выдвинут в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха VIII (1509) М. возвратился к политической деятельности; в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в 1525-1529 канцлер герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации относился отрицательно, считая её угрозой общехристианскому единству. Будучи католиком и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу королю как "верховному главе" английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён. В 1886 причислен католической церковью к лику блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисленные антипротестантские полемические трактаты и медитации на религиозные темы ("Четыре насущных предмета", "Моление душ", "Апология", "Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние на искусство английской риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна), а также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с латинский на английский язык биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность которого и трагическую судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его "История короля Ричарда III" (1531), оставшаяся неоконченной, - одно из лучших произведений англ. прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.

     О времени

     Частые  кризисы (напр. знаменитый кризис 1527), вызванные  войнами, разоряли мелкую буржуазию. Часть ее под влиянием материальных затруднений скатывалась все ниже по общественной лестнице. Одновременно рост мануфактуры разорял ремесленника в городе; положение крестьянства тоже резко ухудшилось, огораживания крестьянских земель помещиками увеличивались, а вместе с ними росли кадры безработных. В эту эпоху страшного обнищания широких масс, от к-рого выигрывала только крупная буржуазия, М. в поисках выхода из создавшегося положения отходит от своей соц. группы: он осознает необходимость защиты и освобождения трудящихся масс.

    "Книжка  поистине золотая  и равно полезная, как и забавная, о  наилучшем устройстве государства и острове  Утопия"

     Наибольшую известность принёс М. его диалог "Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально - "Нигдения", место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным - см. Утопия). Здесь М. впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. М. не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала - он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по-латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, "Утопия" в середине 16 в. была переведена на другиие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Морелли, Г. Бабёфа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.

     Большинство лит-ых и политических произведений М. имеют для нас уже исторический интерес, только "Утопия" сохранила  свое значение для нашего времени - не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Лит-ые источники "Утопии" - сочинения Платона ("Государство", "Критий", "Тимей"), романы-путешествия XVI века (в частности "Quattuor Navigationes" Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленглэнда и политические баллады. Из "Navigationes" Веспуччи он взял завязку "Утопии" (встреча с Гитлодеем, его приключения), политические же баллады дали ему ряд мыслей об уничтожении эксплоатации и трудовом общественном строе. М. не только сумел подвергнуть критике капиталистический строй, но и создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма. "Утопия" делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически не отделимых друг от друга.

     Во  главе государства М. ставил "мудрого" монарха, допуская для черных работ рабов. В "Утопии" отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен ее устанавливается обобществленное производство. Это большой шаг вперед, т. к. у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в "Утопии" для всех, причем земледелием занимаются поочередно все граждане до определенного возраста, сельское хозяйство ведется артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху М. В "Утопии" господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. М. ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве М. отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причем торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в "Утопии" ведется по потребностям, без каких-либо твердых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики. Все религии в "Утопии" терпимы, и только запрещен атеизм, лишающий права гражданства. В отношении к религии М. занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, М. вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетенных масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является еще и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в свое время видеть перспективу бесклассового общества (в "Утопии" М. рабство не отменено), осуществляющего великий принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям" без всякого участия государственной власти, ставшей излишней. Тем более не мог М. поставить вопрос о диктатуре в государстве революционного класса в период переходный между капитализмом и социализмом.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения. Социальные теории Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанелла (материалы к докладу на семинаре)