Цикличность, как форма движения рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:04, курсовая работа

Описание

Экономический рост — это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы — медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой. Причины таких колебаний в ходе экономического развития объясняют по-разному. Одни экономисты (Ж. Б. Сэй, Д. Рикардо и другие) вообще отрицали возможность всеобщих экономических кризисов; частичные же кризисы перепроизводства объясняли нарушением пропорциональности между различными отраслями производства, которая восстанавливается самим ходом движения рыночной экономики.

Содержание

Цикличность, как форма движения рыночной экономики стр.5
2.Теории экономических циклов стр.10
3.Антициклическое регулирование экономики в России стр.15
3.1.Антициклическое ругулирование на примере мирового финансового кризиса 2009 года
3.2. Государственное регулирование в фазе спада
3.3.Государственное регулирование в фазе подъема
Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсач готовая.docx

— 66.53 Кб (Скачать документ)

     Одним из важных направлений упреждающего антикризисного регулирования российской экономики будет являться создание эффективной системы институтов (как формальных, так и неформальных) способствующих сбалансированному экономическому развитию. Государство в рамках формирования современной институциональной основы должно осуществлять следующие действия:

     во-первых, государство должно создавать системы  формальных правил, т.е.  такой среды, которая позволит регламентировать отношения обмена между экономическими агентами; во-вторых, государство должно четко контролировать соблюдение этих правил.

     Мировой финансовый кризис показал актуальность укрепления ресурсной базы отечественной финансовой системы «длинными деньгами». Та модель финансирования экономического развития – в значительной мере за счет относительно дешевых внешних и внутренних заимствований – себя исчерпала. Новая модель, по сути, формируется сейчас в условиях мирового финансового кризиса. И мы в будущем должны опираться на собственную мощную и конкурентоспособную банковскую и, в целом, финансовую систему.

     В условиях глобализации, перехода к  новой экономике субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития. Важнейшим направлением упреждающего антикризисного регулирования экономики является прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально-экономического развития страны. Оно должно быть эшелонировано по глубине прогнозирования на 2-3 года, пятилетний и двадцатилетний прогнозные периоды.  

3.1. Государственное регулирование в фазе спада

      В фазе спада все мероприятиягосударства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

      1) снижение ставок налога;

      2) предоставление налоговых льгот  на новые инвестиции;

      3) проведение политики ускоренной  амортизации.

      При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственны храсходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятиябольше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства.

      На  рисунке 3 предсталена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Рис. 3. Воздействие  государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)

      Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.

      Сторонники  неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

      Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная  политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель–  оживление экономической жизни в стране припомощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

      3.2. Государственное регулирование в фазе подъема

      Что же происходит в период подъема экономической  конъюнктуры? Государство в целях  предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в  области налогово-бюджетной и  кредитно-денежной политики.

      Налогово-бюджетная  политика такого периода характеризуется  повышением ставок налогов, сокращением  государственных расходов, ограничениями  при проведении амортизационной  политики. Именно на налогово-бюджетную  политику ориентируются теоретики  неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4). 
 
 

      Рис. 4. Воздействие государства насовокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)

      Из  рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

      В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих  денег", что означает прямо противоположные  меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через  сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

      В целом политику, которую должно проводить  государство в целях сглаживания  амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 5).

Рис. 5. Воздействие  государства: – политика экспансии; – политика сдерживания.

      График  на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

      Вместе  с тем, приведенный выше график характеризует  и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а  сама система (направление воздействия  политики) остается без изменений. 
 

Заключение.

    Анализ, осуществленный в курсовой работе, позволяет сделать выводы.

    Для рыночной экономики характерны периоды преимущественно экстенсивного и преимущественно интенсивного типов экономического роста. В основе такого чередования лежит, прежде всего, цикличность экономического движения. Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономической активности — началом преимущественно интенсивного развития. То есть экономический цикл – это периодическое отклонение экономики от состояния динамического равновесия. Следовательно, цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет развития экономики.

    Основу  экономического цикла составляют периодически возникающие экономические кризисы. Движение производства от одного экономического кризиса до начала другого и называется экономическим циклом.

    Классический  экономический цикл включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем. В каждой из которых назревают условия для перехода к следующей фазе.

    Причина циклического характера развития экономики  кроется в конфликте условий  производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса.

    Классификацию богатой палитры экономических  циклов можно провести по нескольким основаниям: в функциональном разрезе – по тому полю экономики, которое они охватывают; во временном разрезе – по длительности каждой фазы и всего цикла; в территориальном разрезе – по охваченному циклом пространству.

    Все эти циклы по вертикали оказывают  воздействие друг на друга, их можно  представить в виде своеобразной многослойной матрешки. Таким образом, цикличность движения экономики  представляет собой сложное многогранное явление. 

    Для рыночной экономики характерны не только малые (до 10 лет), но и большие циклы  с долговременными тенденциями (волнами), протяженностью 50—60 лет, включающими  понижательную и повышательную фазы.

    Существует  множество  концепций длинных  волн, из них самые известные:

    Кондратьева (воспроизводственная), Шумпетера (инновационная).

    Кратко  суть теории длинных волн состоит  в следующем: развитие капиталистической  экономики характеризуется последовательным чередованием периодов замедленного и ускоренного роста, каждый из которых протяженностью в два-три десятилетия.

    Суть  теории Кондратьева заключается  в следующем, основными элементами механизма, воспроизводящего долговременные периодические колебания в экономике, являются оборот основного капитала с длительным сроком службы, накопление свободного денежного капитала, научно-технический прогресс.

    Н. Д. Кондратьев впервые стал рассматривать НТП как внутренний фактор долговременной цикличности.

    И. Шумпетер видел главную причину долговременных колебаний экономики в том, что внедрение базовых нововведений (таких нововведений, которые существенно изменяют как набор предлагаемых покупателю продуктов, так и технологию их изготовления) происходит не непрерывно, а периодически.

     Для смягчения циклических колебаний  необходимо государственное регулирование  макроэкономики. Основными рычагами управления макроэкономикой являются фискальная и денежно-кредитная  политика.

     Фискальная  политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства.

    Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

    1. операции на открытом рынке;

    2.  изменение резервной нормы;

    3.  изменение учетной ставки;

     При помощи этих инструментов государство  регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного  пользования.

    К началу 90-х годов в стране сложилась  критическая ситуация. В результате синтеза некоторых глобальных факторов и внутренних противоречий сделался неизбежным глубокий и затяжной общесистемный  кризис, охвативший все стороны жизни общества.

    С 1999 года начинается посткризисный период в российской экономике.

     Посткризисный период экономического развития России, как по темпам, так и по факторам роста был весьма неоднородным. Его можно четко разделить на два этапа.

    Первый  этап - 1999-2000 гг. - характеризовался сверхвысокими  темпами роста не только промышленного  производства (11-12% в год), но и его  эффективности. Это было обусловлено  комплексом взаимосвязанных макроэкономических изменений в российской экономике, вызванных девальвацией рубля и повышением мировых цен на нефть.

     Второй  этап – с 2001 – характеризовался более чем двукратным замедлением темпов промышленного роста, до 4-5% в год. Это связанно с исчерпанием резервов на которых базировался рост 1999-2000 гг. и исчерпанием «девальвационного эффекта».

     Третий  этап. Мировой кризис 2009 года сказался и на российском фондовом рынке, традиционно зависевшем от иностранных инвесторов. Также "пострадали" российские банки, активно кредитовавшиеся за рубежом. Положение усугубилось падением цен на нефть и укреплением иностранной валюты. Ничем не компенсированное сокращение притока на внутренний рынок свободных рублевых средств, привело к перегреву российского рынка межбанковских кредитов, и в стране, в дополнение к кризису на фондовом рынке, начал развиваться банковский кризис неплатежей.

Информация о работе Цикличность, как форма движения рыночной экономики