Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание

Работа содержит 5 мзаданий по дисциплине "Антикризисное управление" и ответы на них

Содержание

Задание 1. Историческая ретроспектива кризисных процессов в СССР (США, Западной Европы и т. д.)
Задание 2. Развитие Законодательства о банкротстве в РФ.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление 9 сем..doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

Это была девятая по счету рецессия (кризис) в послевоенный период. Она началась с энергетического и финансового кризисов. Согласно Отчету Совета экономических консультантов Президента, цена на нефть удвоилась: она повысилась с 20 до 40 дол. за 1 баррель. Новый нефтяной шок вызвал обострение валютно-финансовых проблем. Сокращение и сжатие кредита, рост банковской задолженности, убытки во многих компаниях, обесценение облигаций, прекращение платежей, увеличение бюджетного дефицита, рост дефицита внешней торговли и платежного баланса - вот неполный перечень болезней финансовой системы и всей экономики. Спад в 1991 г. был слабее, чем в предыдущем цикле, снижение ВНП составило 1,6%, но промышленное производство сократилось на 5%. Уровень безработицы увеличился в 1991-92 г.г. с 5% до 7%, при этом было много безработных среди квалифицированных рабочих и служащих, в том числе программистов. Опять увеличилась численность бездомных на улицах городов. Циклический кризис распространился на другие страны. В Канаде снижение ВНП было больше, чем в США; в Англии кризис ощущался не меньше, чем в США. В Японии наблюдался ростовый спад.

Победа Демократической партии на выборах в ноябре 1992 г. позволила Администрации           Президента Б.Клинтона применить

антикризисную программу и обеспечить длительный подъем экономики.

И, наконец, кризис последних нескольких лет. Текущий финансовый кризис, который привел США к рецессии, отличается сложностью и масштабами от предыдущих. Он начался с роста акций в 1980-х и 1990-х годах и продолжился жилищным бумом, достигшим своей кульминации в текущем десятилетии.

 

 

ЗАДАНИЕ 2

Развитие законодательства о банкротстве в РФ

В России понятие несостоятельности имеет более чем 260-летнюю историю.

Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным.

В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право.

Истории известно о существовании нескольких проектов уставов о несостоятельности, а также два конкурсных устава - 1800 и 1832 годов, которые применялись весьма широко.

Первым нормативным документом в России, регулирующим процедуру банкротства, был "Банкротский Устав", принятый 15 декабря 1740 года. Во многом этот документ копировал западноевропейское законодательство, что, в свою очередь, сказывалось на его применении в нашей стране.

В 1800 году с учетом национального менталитета и состояния российской экономики принимается новый закон - "Устав о банкротах". Но и он не отвечал необходимым требованиям. Его также пришлось дорабатывать.

Только в 1832 году принимается наиболее совершенный закон "Устав о торговой несостоятельности", который с небольшими изменениями применялся до Октябрьской революции 1917 года.

Устав различал два типа несостоятельности - торговую и неторговую. Под первым типом понималась несостоятельность, когда банкроты действовали на основании купеческих или промысловых свидетельств. К ним относились все торговые и промышленные предприятия (за исключением золотодобывающих и горнодобывающих), ремесленники и т.д. Ко второму же относились все остальные лица.

Административное управление вводилось только при наличии двух условий. Во-первых, если должник мог покрыть своим имуществом не менее 50% от общего долга. Во-вторых, если решение собрания кредиторов было утверждено решением местной биржи. Собрание кредиторов обязано было обратиться в биржевой комитет с просьбой о рассмотрении возможности введения на конкретном предприятии административного управления. В свою очередь, биржевой комитет должен был избрать шесть наиболее авторитетных купцов, торгующих на бирже и не бывших банкротами, для рассмотрения поступившей просьбы. Они во главе с председателем биржевого комитета простым голосованием и принимали решение о назначении администрации или об объявлении предприятия банкротом. Затем решение передавалось в коммерческий суд, который принимал его или отклонял.

Новая администрация управляла предприятием на правах полного хозяина и являлась представителем не кредиторов, а самого должника. Одновременно с этим вводилась отсрочка по всем платежам должника. Второе условие при введении административного управления своеобразно сказалось на всем российском биржевом движении. Биржи начали создаваться в тех местах, где отсутствовали три основных условия их функционирования, в том числе наличие товара, капитала и узкой прослойки профессиональных спекулянтов. В результате из более чем сотни бирж, которые действовали в России, только 10-15 выполняли свои классические функции, остальные, по сути, являлись своеобразными агентствами по несостоятельности.

Вторым этапом развития российского конкурсного права стал ряд законов, включенных в Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, затем в Гражданско-процессуальный кодекс 1927 года. Конкурсное право этого периода существенно отличалось от дореволюционного, "сданного в архив истории". Процесс о несостоятельности был весьма сокращен, проводился не кредиторами, практически не имевшими никаких прав, а государственными органами.

Со свертыванием нэпа применение института несостоятельности на практике прекратилось, в связи с чем через некоторое время соответствующие разделы были исключены из кодексов, а также из учебников по гражданскому праву и процессу "как не имеющие практической значимости". Советское право отказалось от регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, поскольку существование этого института совершенно несовместимо с монополией государственной собственности и господством плановых начал в экономике. В результате на протяжении десятилетий функционировали многие убыточные предприятия, поддерживаемые за счет государственного финансирования и периодического списания долгов. Отсутствие в законодательстве института банкротства породило неустойчивость кредитных отношений, нездоровое положение в сфере предпринимательства и незащищенность участников гражданского оборота.

С распадом Советского Союза и возрождением рыночных отношений начался третий в истории России этап - этап развития гражданско-правового регулирования банкротства. Первым документом, подтверждающим внимание государства к данной проблеме, стал Указ президента РФ от 14 июня 1992 года # 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур". Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем неточностей и ошибок. Указ определил срок его действия: с момента опубликования до принятия закона "О банкротстве".

19 ноября 1992 года был принят Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в соответствии с которым стало возможным проведение конкурсного процесса. Постепенно практика применения этого закона выявила существенные его недостатки.

Однако он имел, несомненно, и положительный эффект. Прежде всего появилась принципиальная возможность признания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов. Количество рассмотренных арбитражными судами дел увеличилось со 100 в 1993 году до 1035 в 1996 году. В 1997 году, по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности, было 3700 банкротств предприятий.

Развитие законодательной базы в стране во многом не успевало за экономикой, и следующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" появился только 8 января 1998 года.

Он значительно отличается от действовавшего ранее и включает в себя целый ряд положений, явившихся новыми для российского законодательства. В основу критерия банкротства в новом законе законодатель заложил принцип неплатежеспособности, т.е. неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

По сравнению с Законом от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" объем нового закона вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений процессуального характера, появилось много принципиально новых норм материального права.

Закон определил и досудебные процедуры - предупредительные меры и досудебная санация. В старом законе санация рассматривалась как одна из реорганизационных процедур, производимых судом. Закон 1998 года в отдельных параграфах отразил особенности процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Кроме нового определения банкротства, закон 1998 года содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который составляет 3 месяца (с момента наступления даты исполнения). Что касается размеров задолженности, позволяющей Арбитражному суду возбудить дело о банкротстве, то в соответствии с законом 1998 года они составляют: для юридических лиц - не менее 500, а к должнику- гражданину - не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, российский закон, кроме факта неплатежей и временного их отрезка, устанавливает и минимальную задолженность.

Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов) в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности -прекращения платежей.

Отдельный разговор - процедуры банкротства. Закон от 19 ноября 1992 года делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление.

Более десяти статей Закона 1998 года посвящаются процедуре наблюдения. Законодательно определяются основные последствия введения наблюдения. Среди них - назначение временного управляющего и ограничение органов управления должника на совершение сделок.

Статья 58 устанавливает, что сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, а также связанные с получением и выдачей займов, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления, должны совершаться исключительно с согласия временного управляющего.

Достаточно подробно регламентируется и осуществление внешнего управления, которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода. Здесь руководитель должника отстраняется от должности и назначается внешний управляющий, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. В отношении действий по распоряжению имуществом вводятся еще более жесткие ограничения. Внешний управляющий в этот так называемый период "подозрительности" наделяется правом возбуждения ходатайства в Арбитражный суд о признании сделки должника недействительной, если эта сделка может причинить убытки или влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими.

Закон подробно останавливается на процедуре конкурсного производства. Во-первых, речь идет о сроке (он не может превышать один год) и правовых последствиях открытия конкурсного производства.

Так, согласно ст. 98 с открытием конкурсного производства считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств, прекращается начисление неустоек и процентов, снимаются ограничения на коммерческую тайну, а также ранее наложенные аресты и т.п.

Во-вторых, законодатель подробно определил полномочия конкурсного управляющего. В частности, последний наделяется функцией осуществления инвентаризации и оценки имущества должника. В этой главе речь идет о конкурсной массе, счетах должника в ходе конкурсного производства, очередности удовлетворения требований кредиторов и порядке продажи имущества должника.

Достаточно внимания закон уделил и мировому соглашению. Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих форму, содержание и правовые последствия заключенного мирового соглашения.

Различные отрасли экономики имеют разную структуру и пути развития. Разумно было бы предположить, что и деятельность предприятий, относящихся к разным сферам бизнеса, должна регулироваться отдельными правовыми актами. Вот почему вслед за принятием общего Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года последовали такие, как федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 года и "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" от 24 июня 1999 года.

В рамках «антикризисного пакета» еще в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное - с нового года они получили право на обращение в арбитражный суд со вступления в силу решения суда (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.

Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:

1.   Расширился   перечень   случаев,   когда   руководитель   должника должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке.

2.   Введены  новые  основания  для  оспаривания  сделок  должника, заключенных по подачи заявления о признании должника банкротом

Информация о работе Антикризисное управление