Антикризисное управление в работах российских и зарубежных авторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание

Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребованный в условиях современной России. В нашей стране класс профессиональных управленцев только формируется, и антикризисное управление, которое по утверждению экспертов является "чистым видом управления", находится на переднем плане этого зарождения.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по антикриз управлению.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования  

МОСКОВСКИЙ  ЭКОНОМИКО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 

Факультет: Экономики и управления

Кафедра: Финансы и кредит 
 

Контрольная работа

по  дисциплине:

Антикризисное управление

НА  ТЕМЫ:

« Антикризисное управление в работах российских и зарубежных авторов»

и

«Экономическая  стратегия антикризисного управления» 
 
 
 
 

  Выполнил:

студент группы: Ф561(2)

ФИО: Проверил:

ФИО:  

Москва 2011

Введение 

     Антикризисное управление - сравнительно новый вид деятельности, востребованный в условиях современной России. В нашей стране класс профессиональных управленцев только формируется, и антикризисное управление, которое по утверждению экспертов является "чистым видом управления", находится на переднем плане этого зарождения.  
          Деятельность антикризисного управляющего многофункциональна. Ему приходится решать целый спектр разнообразных задач: от комплексной диагностики проблем предприятия на разных стадиях проведения процедуры банкротства, до нахождения наиболее приемлемых и максимально эффективных путей. При этом сама антикризисная деятельность проходит в ситуациях высокого напряжения, когда сталкиваются часто взаимоисключающие интересы различных сторон.  
           В последнее время все большее значение начинает приобретать настоящий профессионализм в антикризисном управлении. Однако вопрос, кто же может являться и называться профессиональным антикризисным управляющим, далеко не так прост, как кажется. Изменения, которые происходят в экономической сфере народно-хозяйственного комплекса России, требуют от управленцев различного уровня адекватной реакции на эти изменения.

     Термин  «антикризисное управление» становится все более популярным и актуальным в среде менеджеров. Все больше руководителей различного ранга понимают необходимость, важность знаний и навыков в области диагностики кризисных явлений с целью своевременной разработки мероприятий по предотвращению негативных явлений.

     На  современном этапе социально-экономического развития страны, по-прежнему, выявляется необходимость в подготовке специалистов, владеющих современной методологией и знаниями механизмов антикризисного управления предприятием на основе системного и комплексного подхода, основанного на диагностике, выявлении, предотвращении или устранении неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер.  

     1. Понятие антикризисного  управления в работах российских и зарубежных авторов

 
          
Появление и широкое распространение термина "антикризисное управление" в России следует отнести к середине девяностых годов. Несмотря на относительную новизну проблем антикризисного управления, можно выделить значительную группу отечественных исследователей, занимающихся данной проблематикой: Иванов, Айвазян, Кириченко, Градов, Синягин, Беляев, Кошкин, Уткин, Коротков и др. За рубежом вопросы антикризисного управления также освещаются широкой группой исследователей: Паттерсон, Митрофф, Симур, Холл, Стивене, Кон, Эспери, Вудхауз, Уоллес, Хамфрис, Хэд, Уилсон, Дункан, Курзбард, Сиомкос, Махони, Ко, Чени, Листер, Блэкберн, Ристич, Аугустин, Бростофф, Тэбек и др. Однако и сейчас, после выхода значительного числа публикаций по данной тематике, термин "антикризисное управление" в России еще не получил однозначного толкования.          

     Более того, как справедливо отмечают Айвазян  и Кириченко, "антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления.  
Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие".

       Например, авторы одного из первых серьезных изданий, посвященных антикризисной тематике, отмечают: "Экономическая стратегия фирмы складывается из ряда элементов, важнейшим из которых, обобщающим практически все разделы стратегической программы технического и социального развития фирмы, является стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Вся экономическая стратегия в совокупности должна носить опережающий, предотвращающий характер.

        В экономической литературе можно  встретить  самые различные толкования категории антикризисного управления:

       «Антикризисное управление - это система оперативных мер по реформированию всех систем управления с учетом возможных финансовых и иных рисков». (Cинягин А.)

        Под антикризисным понимается управление, "которое нацелено на предотвращение возможных серьезных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления. (Градов А.П.)   

     Антикризисное управление - совокупность форм и методов  реализации антикризисных процедур применительно к конкретному  предприятию-должнику. Антикризисное  управление является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне предприятия при его оздоровлении или ликвидации. (Базаров, Беляев, Белых).

     Под антикризисным управлением часто  понимают "либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится" (Градов А.П.).          

     Антикризисный менеджмент подразумевает два направления  антикризисных мероприятий на предприятии: во-первых, мероприятия по недопущению  кризисной ситуации, по ее предотвращению; во-вторых, мероприятия по выходу из уже создавшейся кризисной ситуации. Антикризисное управление нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (скажем на грани банкротства), можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими потерями (Уткин Э.А.).

       Антикризисное управление - это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями. (Коротков Э.М.).

     Лаконичное  определение антикризисного управления дает Паттерсон: антикризисное управление - это программа действий, которые  должны быть предприняты немедленно при наступлении негативной ситуации. 
           Митрофф определяет антикризисное управление как последовательную взаимозависимую оценку различных видов кризисов и сил, которые могут представлять угрозу для компании. По степени теоретической разработанности целесообразно выделить два подхода. Фундаментальный подход склонен трактовать антикризисное управление как некий набор специфических инструментов менеджмента, особый вид деятельности со своим предметом, общенаучными и специфическими методами и т.д. Прикладной подход, напротив, рассматривает конкретные методики выведения предприятия из предбанкротного или банкротного состояния, предлагает анализ деловых ситуаций без углубления в общефилософские основы антикризисного управления. 
По степени превентивности можно выделить два основных подхода к определению содержания антикризисного управления. Первый подход (наиболее распространенный) заключается в том, что под антикризисным понимается управление, ставящее целью не допустить кризиса на предприятии, предотвратить развитие событие по кризисному сценарию. 
Согласно второму подходу, антикризисное управление трактуется как совокупность приемов и инструментов менеджмента, направленных на вывод предприятия из состояния кризиса и постановку эффективного менеджмента с целью не допустить наступление кризиса в дальнейшем.

      Согласно  Эспери и Вудхаузу антикризисное управление означает принятие жестких решений под давлением. Золотое правило антикризисного управления – реагировать немедленно.

      Уоллес  выделяет три цели антикризисного управления:

- максимально  быстро ликвидировать кризис;

- ограничить  ущерб;

- восстановить  доверие компании.

      Хамфрис выделяет две основные цели:

- управление  таким способом, чтобы минимизировать  убытки или иные негативные  результаты для человека, материальных и нематериальных активов;

- поддержание  постоянной связи с работниками, клиентами, акционерами и общим окружением компании с тем, чтобы поддержать доверие к компании, ее менеджменту и корпоративному имиджу у любой из вышеназванных аудиторий.

      Уилсон  отмечает, что антикризисная программа  состоит из двух основных компонентов: плана и команды.

        Общепризнанным является положение  о том, что реализовывать антикризисную  программу на предприятии должна  антикризисная команда. Другое  дело – статус этой команды, временный коллектив, структурное подразделение.

      В современных условиях, отмечает Махони, чтобы быть готовым к возможным  вызовам, руководитель должен сформировать антикризисную команду. Первым делом  эта команда должна прогнозировать все опасности. Вторая задача – разработать такой антикризисный план по преодолению этих опасностей, который поддержит руководство компании и все вовлекаемые в него структуры.

      Эрик  Ко подчеркивает роль антикризисных  команд: они могут анализировать  потенциальные проблемы, определять основные угрозы для бизнеса и разрабатывать программы, как управлять ими, когда (если) они возникнут.

      Чени  описывает требования в такой  команде так: она должна быть достаточно малой, чтобы быстро принимать решения, но достаточно большой, чтобы включать ключевых сотрудников.

      По  Блэкберну необходимо пройти пять шагов  при разработке антикризисного плана:

- анализировать  уязвимые стороны организации;

- предотвращать  кризис;

- проработать  антикризисные процедуры;

- готовить  исполнителей и тестировать план;

- подвергать  критике весь процесс и работать  надо его усовершенствованием. 
 

2. Экономическая стратегия   антикризисного управления

 

    2.1 Элементы экономической стратегии предприятия 

      Исследованию  содержания и роли экономической  стратегии предприятия посвящены многие научные отечественные и зарубежные публикации. Стратегия, например, японской корпорации понимается как система долговременного распределения ресурсов, дающая представление о будущем положении компании на рынке.

      Главными  компонентами экономической стратегии финского менеджмента выступают широта охвата интересов разных взаимосвязанных групп, рациональное использование ресурсов на основе оригинальных навыков, увязка различных интересов в условиях конкуренции, взаимодействие с окружающей средой.

      В американском менеджменте стратегия  представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов компании. При этом выделяется портфельная стратегия, которая связывается с управлением собственностью (ее приобретением и продажей), и деловая стратегия, цель которой — достижение конкурентных преимуществ.

      Таким образом, стратегия предприятия  определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию действий.

      Отсутствие  единого взгляда на понятие экономической  стратегии обусловлено особенностями национальных рыночных отношений, а также уровнем их регулирования со стороны государства. Анализ российской практики хозяйствования с этой точки зрения позволяет выделить специфические моменты антикризисного управления .

     Можно выделить следующие элементы экономической  стратегии  предприятия.

      1. Стратегия предприятия как процесс целенаправленного развития, который предполагает: постановку обоснованных целей и  задач;   выделение  определенных  принципов  действий   (сбалансированность, системный подход, рациональность); приоритетность действий (выделение значимых проблем и их ранжирование).

Информация о работе Антикризисное управление в работах российских и зарубежных авторов