Антикризисное управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 12:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение управления персоналом в условиях кризиса.



Задачи работы:

1 Рассмотреть теоретические подходы к проблеме управления персоналом в условиях кризиса;

2 Раскрыть современные формы, методы и принципы управления персоналом в условиях кризиса;

3.Провести диагностику финансово-экономического состояния деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ»;
4.Предложить способы повышения эффективности управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА………………………………………………………….6

1.1 Основные проблемы управления персоналом кризисного предприятия 6

1.2 Принципы, задачи и методы управления человеческим потенциалом кризисного предприятия 10

1.3 Система антикризисного управления персоналом…………………………………….13

1.4 Кадровая политика в условиях кризисного предприятия……………………………..17

1.5 Диагностика системы управления персоналом кризисного предприятия……………………………………………………………………………………..20

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЭКО-МАЛ……………….22

2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ» 22

2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ» 23

2.3 Анализ системы управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ» 34

3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………………………….37

3.1 Создание кадровой службы……………………………………………………………..37

3.2 Система оценки персонала в организации…………………………………………….39

3.3 Аттестация персонала…………………………………………………………………...41

Заключение………………………………………………………………….45

Список литературы……………………………………………………....47

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 160.84 Кб (Скачать документ)

     Стратегической задачей антикризисного управления персоналом является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия. Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций.

1.4. Кадровая политика в условиях кризисного предприятия

     В условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

     На  практике выделяется 4 типа кадровых политик [16]:

1) “пассивная”: у руководства предприятия отсутствует четко выраженная программа действий в отношении персонала, и в условиях кризиса на предприятии кадровая работа сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий. Кадровая служба не имеет прогноза кадровых потребностей и не располагает средствами оценки персонала. В плане финансового оздоровления кадровая проблематика, как правило, отражена на уровне информационной справки о персонале без соответствующего анализа кадровых проблем и причин их возникновения;

2) “реактивная”: руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами кризисной ситуации (возникновением конфликтных ситуаций, отсутствием достаточно квалифицированной рабочей силы для решения стоящих задач, отсутствием мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. Кадровые службы предприятия располагают средствами диагностики. В плане финансового оздоровления, как правило, кадровые проблемы на данный момент выделяются и рассматриваются специально, намечаются возможные пути их решения;

3) “превентивная”: руководство предприятия имеет обоснованные прогнозы развития ситуации, однако не имеет средств влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В плане финансового оздоровления содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах;

4) “активная” - рациональная: руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации, в то же время имеет средства для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный период. В плане финансового оздоровления содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах. Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации;

5) “авантюристическая” (разновидность “активной”): руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает не только средствами прогнозирования кадровой ситуации, но и диагностики персонала. В план финансового оздоровления включена одновариантная программа кадровой работы.

     На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ управления персоналом влияют факторы двух типов - внешние по отношению к организации и внутренние.

Основные факторы внешней среды могут быть сгруппированы следующим образом: [7]

1. Особенности законодательного регулирования трудовых отношений. Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.

2. Ситуация на рынке труда. Прежде всего, необходимо учитывать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.

3. Профессиональные и общественные объединения, в которые, так или иначе, вовлечены работники предприятия. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы необходимо учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.

     Среди внутренних факторов наиболее значимыми представляются следующие:

1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства с множеством филиалов.

2. Стиль управления, закрепленный, в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, в отличие от предпочитающей принцип децентрализации показывает, что этим предприятиям требуется различный состав профессионалов.

3. Условия труда. Вот некоторые наиболее важные из характеристик работ, привлекающих или отталкивающих людей:

  • степень требуемых физических и психических усилий,
  • степень вредности работы для здоровья,
  • месторасположение рабочих мест,
  • продолжительность и структурированность работы,
  • взаимодействие с другими людьми во время работы,
  • степень свободы при решении задач,
  • понимание и принятие цели организации.

4. Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом.

5. Стиль руководства. Важно, чтобы независимо от того, какой стиль руководства предпочитается конкретным менеджером, достигались следующие цели в области работы с персоналом:

  • максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника,
  • обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы,

получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.[2]

1.5. Диагностика системы управления персоналом кризисного предприятия

     Профессиональная диагностика и оценка руководителей применяется в следующих случаях:

1) как средство оценки руководителя в процессе конкурсного отбора на обучение;

2) как средство выявления потребностей руководителей в обучении и его организации;

3) как средство анализа результатов обучения и получения информации для оценки эффективности этого процесса;

4) как средство получения комплекса данных о профессиональных и личностных качествах руководителей в целях их аттестации.

     Стратегия изменения уровня компетентности персонала кризисного предприятия. Процесс формулирования стратегии:

1. Оценка существующей (будущей) потребности в компетентности персонала;

2. Выявление и оценка сложившегося уровня компетентности персонала (кадровый потенциал предприятия - активный и пассивный);

3. Установление разрыва в уровнях компетентности - потребной и существующей;

4. Построение плана устранения указанного разрыва в уровнях компетентности, включая: образовательные программы для работников предприятия, реализуемые на нем и в стационарных учебных центрах с привлечением внешних консультантов и преподавателей, а также неформально - на рабочем месте; стимулирование профессионального развития с помощью планирования карьеры и повышения уровня внутренней мобильности персонала; привлечение на временной основе специалистов и рабочих; сотрудничество с другими фирмами в целях увеличения кадрового потенциала;

5. Выполнение плана повышения уровня компетентности персонала. Проектирование, организация и реализация деятельности, обеспечивающей профессиональное развитие, предполагает понимание целей и результатов этого процесса работниками предприятия, высокий уровень их мотивации. Решающее значение для успеха плана имеет обретение персоналом навыков командной работы.

6. Использование растущего кадрового потенциала для повышения уровня профессиональной компетентности персонала предприятия. Если вновь приобретенные профессиональные качества не используются на практике, они могут быть быстро утеряны работниками. Контроль за этой фазой реализации стратегии позволяет уточнить дальнейшие направления совершенствования кадрового потенциала предприятия.

     Важными для поддержания устойчивости предприятия является сохранение тех элементов кадрового потенциала, без которых фирма лишается каких бы то ни было шансов упрочить свое положение на рынке.[3]

2 ХАРАКТЕРИСТИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО  «ЭКО-МАЛ»

2.1 Общая характеристика  деятельности ЗАО  «ЭКО-МАЛ»

 Совместное российско-австрийского предприятие «ЭКО-МАЛ», учредителями которого являются Мценский завод «ВТОРЦВЕТМЕТ» и австрийская фирма «Алфер Холдинг ГМБХ» создано в 1990 г..

Цель  создания предприятия - сбор и переработка  алюминийсодержащих шлаков;строительство  и эксплуатация полигона захоронения  отходов, образующихся после переработки  шлаков; переработка и ликвидация шлакового отвала «Думчинский».

В настоящее  время в своей структуре предприятие  имеет три основных

подразделения: шлаковый отвал «Думчинский», цех  переработки шлаков, полигон захоронения  отходов после переработки шлаков «Воинский». Таким образом предприятие  внутри себя замыкает весь технологический  цикл - поставка сырья, его переработка  и захоронение отходов после  переработки.

Закрытое  акционерное общество «ЭКО-МАЛ» специализируется на переработке алюминийсодержащих шлаков и захоронении отходов  после переработки на специально построенном полигоне. Технология переработки  шлаков, принятая на предприятии, позволяет перерабатывать как солевые, так и отвальные шлаки.

ЗАО «ЭКО-МАЛ» перерабатывает также и привозные шлаки, аналогичные по своему химическому составу шлакам Думчинского отвала, что позволяет перерабатывать их по безотходной технологии. Объем переработки шлаков 130000 тонн в год, в том числе: шлаки Думчинского отавала - 60000 тонн в год; привозные шлаки - 50000 тонн в год. Захоронение отсевов солевых шлаков производится на специально построенном полигоне. После заполнения полигона отходами производится рекультивация земель с вводом их в сельскохозяйственный оборот.

    2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ»

    Таблица 1 – Показатели ликвидности
 
 
Показатели
2000 год 2001 год 2002 год
1. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,09 0,007 0,003
2. Коэффициент уточнённой ликвидности 0,4 0,6 0,2
3. Коэффициент текущей ликвидности 0,9 0,9 0,4
4. Коэффициент соотношения оборотного  капитала и источников собственных  средств -0,03 -0,03 -0,8
5. Доля оборотных средств в активах 0,29 0,3 0,2
6. Доля собственных оборотных средств  в их общей сумме -0,08 -0,08 -1,2
7. Доля трудно реализуемых активов  в общей величине текущих активов 0,89 0,99 0,99
8. Коэффициент мобильности собственного  оборотного капитала 0,05 -0,1 -0,006
9. Соотношение трудно реализуемых  и легко реализуемых активов 8,89 118 115
10. Доля запасов в оборотных активах 0,47 0,2 0,4

Информация о работе Антикризисное управление персоналом