Антикризисная политика Канады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание

Международный опыт показывает, что развитие инфраструктуры – один из ключевых факторов ускорения экономического роста, повышения производительности труда и выравнивания социально-экономических возможностей граждан. В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой крупные инфраструктурные проекты все чаще осуществляются на основе сложных схем государственно-частного партнерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Антикризисная программа Канады…………………………………….3

2. Прогнозы роста экономики Канады до 2012 г…………………………8

3. Заключение……………………………………………………………..…12

Источники

Работа состоит из  1 файл

хапанцева 1.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

В начале 2011 г. в Канаде должно прекратиться действие большинства мер антикризисной программы, в дальнейшем федеральное правительство и власти провинций планируют осуществлять меры бюджетной экономии. Соответственно, предполагается, что объем совокупных государственных расходов не увеличится в 2011 г. и сократится примерно на 1% в 2012 г. Ожидается также замедление роста потребительского спроса и сокращение объемов жилищного строительства. Вместе с тем, основной движущей силой роста экономики должны стать инвестиции в предпринимательском секторе и наращивание объемов экспорта, прежде всего в США и страны Азии.

После 20-процентного сжатия в 2009 г. частные инвестиции увеличились почти на 5% в 2010 г., а затем прогнозируется их рост на 9–10% в 2011 г. и 7–8% в 2012 г. При этом ожидается, что опережающими темпами будут расти инвестиции в машины и оборудование: на 14–15% в 2011 г. и 9–10% в 2012 г.

     В последние месяцы 2010 г. возобновился динамичный рост товарного экспорта, стал быстро увеличиваться экспорт сырья и энергоносителей в Соединенные Штаты. Как отмечают канадские аналитики, «судя по предыдущим циклам, это служит верным признаком уверенного восстановления деловой активности в США»[10]. С декабря 2010 г. внешнеторговый баланс Канады вновь стал положительным после 9-месячного перерыва.

     В целом конъюнктура мировых рынков продолжает благоприятствовать экономике Канады с ее сильным ресурсным сектором и развитым сельским хозяйством. Однако рост цен на сырье, энергоносители и продовольствие, а также укрепление курса национальной валюты оказывает неодинаковое влияние на различные отрасли и регионы. Усиливается неравенство в темпах роста экономики, занятости и доходов в отдельных провинциях Канады (табл. 1).

     Наиболее  динамичный, превосходящий средние  показатели хозяйственный рост имел место в 2010 г. и прогнозируется на последующие два года в провинциях канадского Запада, в экономике которых повышен удельный вес ресурсных отраслей. В их числе провинция Альберта, обладающая богатейшими месторождениями нефти и природного газа, Саскачеван (здесь сосредоточено примерно половина мирового производства калийных удобрений, добывается нефть и газ, урановая руда) и Британская Колумбия с ее высоко развитым и ориентированным на экспорт лесопромышленным комплексом, а также энергетическими ресурсами. В последние несколько лет растущая добыча природного газа на шельфе Ньюфаундленда вывела и эту, прежде относившуюся к числу депрессивных атлантическую провинцию в число лидеров по темпам развития региональной экономики. Важно учитывать, что в Канаде, в отличие от других федеративных государств мира, природные ресурсы согласно конституции находятся в ведении провинций и роялти от коммерческого использования ресурсов на территории субъекта федерации поступают в его бюджет.

     В то же время экономика относительно менее богатых ресурсами, но имеющих  развитый обрабатывающий сектор провинций (среди них крупнейшие по численности населения и масштабам экономики Онтарио и Квебек) восстанавливается сравнительно медленно. Для этих регионов удорожание сырья и энергоносителей, напротив, создает проблемы. Повышенный курс канадского доллара осложняет экспорт промышленной продукции (не ограничивая торговлю сырьевыми товарами, поскольку цены на них устанавливаются в американских долларах). Главным же фактором неопределенности экономических перспектив для восточных регионов Канады остается риск нестабильного восстановления американской экономики. Канадская часть интегрированного североамериканского автопрома и смежные с ним отрасли, авиационная промышленность, производство офисной техники, промышленного оборудования и многие прочие отрасли обрабатывающего сектора имеют тесные кооперационные связи с предприятиями в США и поставляют на американский рынок значительную часть производимой продукции. Поэтому уверенное восстановление экономики главного торгово-экономического партнера Канады сохраняет для восточных провинций (впрочем, как и для всей страны) свое ключевое значение.

Скачок  в ценах нефть в конце февраля 2011 г. вызвал опасения относительно возможности резкого торможения в росте экономики США и даже новой глобальной рецессии. По оценкам канадских экспертов, подобная угроза возникнет только в случае серьезных проблем с поставками нефти из Саудовской Аравии и подъема цен на нефть за пределы 120 долл. за баррель в течение продолжительного периода.

Таблица 1

Рост  реального ВВП в провинциях Канады, %

  Годы
Провинции 2009 2010* 2011** 2012**
Ньюфаундленд -10,2 4,5 3,9 2,5
Остров  принца Эдуарда -0,1 2,6 1,9 1,8
Новая Шотландия -0,1 2,4 2,0 2,1
Нью-Брансуик -0,3 2,5 2,1 2,0
Квебек -0,3 2,9 2,5 2,4
Онтарио -3,6 2,7 2,6 2,5
Манитоба -0,0 2,3 2,7 2,8
Саскачеван -3,9 2,0 4,0 3,3
Альберта -4,5 3,6 3,6 3,4
Британская  Колумбия -1,8 3,8 3,4 3,1
Канада -2,5 3,0 2,8 2,7
 

 * – оценка, ** – прогноз.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     По  данным Международного валютного фонда, Канада в 2010 г. по масштабам экономики заняла 9-е место в мире (Россия – на 10-м месте), при этом численность населения Канады составляет немногим более 34,2 млн. чел.

     В 2010 г. Канада также поднялась на более высокие строчки среди лидеров в рейтингах инвестиционной привлекательности и эффективности государственного регулирования с точки зрения создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

     Вместе  с тем, во время глобального кризиса  и в посткризисный период более  рельефно проявились некоторые фундаментальные  проблемы национальной экономики. В частности, изменился в худшую сторону баланс выгод и издержек тесной хозяйственной интеграции с США. Усилились негативные последствия доминирующей ориентации на одного главного торгово-экономического партнера, прежде всего большая зависимость канадской экономики от колебаний хозяйственной конъюнктуры в соседней стране и действий американской администрации и повышенная волатильность курса канадской валюты. Сохраняется отставание Канады от других развитых рыночных стран по уровню научно-инновационной активности в частнопредпринимательском секторе. В условиях меняющейся парадигмы развития мирового хозяйства усиливаются отраслевые диспропорции и расхождения в направлениях и темпах роста экономики отдельных регионов Канады.

     При сравнительно благополучной посткризисной ситуации в стране, федеральному правительству необходимо решать весьма сложные и во многом противоречивые задачи. В сфере внутриэкономической политики к числу главных относится свертывание временных антикризисных мер таким образом, чтобы не подорвать подъем деловой активности, тогда как внешние риски, определяющие неустойчивость роста глобальной экономики, остаются весьма серьезными. С целью восстановить прочность системы государственных финансов правительство Стивена Харпера обязалось к 2015 г. сбалансировать федеральный бюджет, при том что возникшие в 2009 и 2010 гг. дефициты были самыми крупными в истории страны (по абсолютным размерам, но не в пропорции к ВВП).

     Резкий  подъем интереса иностранных инвесторов к канадским ресурсным активам, новая волна слияний и поглощений с участием зарубежных корпораций ставит правительство Канады перед необходимостью более четко сформулировать позиции по ряду принципиальных вопросов, связанных с регулированием иностранных инвестиций.

    Зарубежный опыт реализации антикризисных стратегий имеет большое практическое значение для России. Один из ключевых выводов состоит в том, что в развитых рыночных странах антикризисные стратегии не предполагают ограничения государственных ассигнований на науку, образование и социальную сферу. Напротив, именно развитие научно-инновационной, образовательной и социальной инфраструктуры лежит в основе большинства антикризисных программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники:

  1. Хорошилов Е.Е. Реформы финансовой системы Канады // США¦Канада: экономика, политика, культура. 2005. №4.
 

   2.  Немова Л.А., Хорошилов Е.Е. Антикризисная программа   правительства Канады// США¦Канада: экономика, политика, культура. 2009. № 5.

Информация о работе Антикризисная политика Канады