Жесты и культура народов мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:44, реферат

Описание

Тема реферата – «Жесты и культура народов мира».
Цель реферата – показать роль жестов в невербальном общении разных народов.
Для выполнения намеченной цели необходимо выполнить несколько задач:
1. Дать общее представление о жестах
2. Выявить специфику жестов представителей разных народов и национальностей

Работа состоит из  1 файл

Физиогномика.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

    Для того чтобы правильно «прочитать» тот или иной жест, нужно соотнеси; его с определенной тональностью общения. При этом следует учитывать, что один и тот же жест может использоваться в ситуациях разной тональности и приобретает при этом разные значения. Так, например, рука, вытянутая вперед ладонью вверх, в ораторской речи обозначает приглашение, а в известной бытовой ситуации — просьбу о милостыне.

    Значение жеста во многом зависит от ситуации и того, как его преподносит исполнитель. Например, указательный жест ладонью считается вежливым и даже приобретает оттенок учтивости, если он сопровождается легким поклоном и улыбкой. Но тот же жест вытянутым указательным пальцем без дополнительных смягчающих жестов имеет грубый и даже оскорбительный характер.

    В повседневном общении жесты редко используются сами по себе; как правило, они сочетаются с подходящими словесными формулами (особенно жесты указания и приглашения). Влияние каждой конкретной ситуации проявляется в амплитуде (размахе движений) и выборе жестов. Чем дальше находится партнер по общению, тем размашистее жест. Например, при прощальном помахивании при близком расстоянии сгибаются лишь пальцы, а при увеличении расстояния движение идет махом руки от локтя сверху вниз, и амплитуда достигает полуметра.

    Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только ситуацией и общением, отношениями между партнерами по общению (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и пр.

    Каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она оценивается по формально-динамическим особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество) и по содержанию (индивидуальный жестовый тезаурус, особенно показательны типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут изменяться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоциональных переживаниях увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливости, жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от официального общения к неофициальному также меняются интенсивность и амплитуда жестов — они увеличиваются. При неформальном общении гораздо больше проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально-культурному нормативу.

    По физической природе жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные делятся также на подгруппы жестов, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жестов, различающихся по активно используемой части руки: кистевых, локтевых, пальцевых, плечевых, смешанных.

    По характеру воздействия на собеседника жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически-тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты. Дело в том, что реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утвердительный ответ.

    В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом общения. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, выбираются одни жесты, если отчитать — другие.

    В одном случае важна мимика, в другом — жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи.

    Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определенное направление жестов, наличие зачаточных форм, своеобразных «полужестов».

    Иногда состояние человека быстрее и легче понять не по отдельным жестам, а по группам (комплексам) жестов. Приведем самые основные.

    Жесты защиты

    Прежде всего это скрещенные на груди руки. Скрещивают руки дети, отрицающие требования родителей, старики, защищающие свое право быть услышанными.

    Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Если собеседник расслабленно скрестил руки — это комфортная поза, если же стиснул так, что побелели пальцы, или сжал руки в кулаки - это защитная» (оборонительная) реакция.

    Несмотря на кажущуюся неформальность, посадка на стул, при которой его спинка является как бы щитом, — это поза доминантности или агрессии.

    Когда во время конфронтации один или оба участника скрестили ноги, то это означает, что конфронтация достигла наивысшей точки. Если партнеров по общению несколько, то тот, кто скрестил ноги, оказывает вам наибольшее соперничество, и поэтому требует повышенного внимания. Если же при этом скрещены и руки – перед вами действительный противник.

      Жесты скуки

    Когда голова лежит в ладони, глаза полуприкрыты, то это откровенный жест скуки. Жестами скуки и беспокойства являются постукивание по столу или по полу ногой, щелканье колпачком ручки, карандашом, ключами и т. п. Психологически такие постукивания успокаивают, поскольку чем-то напоминают удары сердца матери, которые мы слышали, находясь в ее чреве.

    Машинальное рисование на бумаге тоже жест скуки, сигнал снижения интереса. «Рисовальщик» погружается в свои картинки и окончательно выпадает из общения. Исключение составляют люди с абстрактным мышлением, руки которых чертят независимо от работы мысли.

    Еще один знак скуки — пустой взгляд. Человек смотрит на собеседника, но не слушает его. Практически спит с открытыми глазами, любые движения отсутствуют — крайняя степень скуки или полное безразличие. Или взгляд смещается на окружающие предметы и в потолок.

    Если женщина, скрестив ноги, покачивает верхней ей наскучила ситуация.

    Жесты нервозности, тревожности

    Очень частое покашливание, прочищение горла присуще нервным людям. В этом случае не стоит спрашивать у них: «Вы не заболели?», лучше подождать, пока они сами успокоятся.

    Вопреки распространенному мнению курильщики не закуривают в минуту наибольшего напряжения, а гасят сигареты или оставляют догорать, не куря. Лишь когда напряжение спадает, они закуривают.

    Когда рука прикрывает рот — это жест удивления. Но иногда он исполняется автоматически, когда человек, сказав что-то, сам удивился или сожалеет об этом и рукой словно пытается перекрыть поток слов. Но они уже слетели с губ. Другой вариант когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, на верши не которой кисти рук, расположенные прямо перед ртом. Человек сохраняет эту позу не только пока говорит, но и пока слушает — человек играет со своими партнерами в «кошки-мышки», пока те не дают возможности раскрыть карты, тогда руки очень быстро убираются обратно на стол ладонями вверх или вниз.

    Когда человек постоянно позванивает монетами в кармане, то, скорее всего он очень озабочен по поводу денег или их нехватки, а может быть, нервничает и по другому поводу.

    Если кто-то хочет преодолеть желание перебить собеседника, он подергивает себя за ухо. Иногда поднятие руки будет тут же понято, как прерывающий жест, и происходит маскировка. Рука поднимается дальше, доходит до мочки уха, чуть тянет за него и лишь затем возвращается вниз. Или же человек прижимает указательный палец к сжатым губам, как бы не давая выйти словам. У тех же, кто сознательно подавляет у себя эти жесты, рука обычно поднимается на несколько сантиметров, а затем падает обратно.

    Другая крайность, когда прерывают говорящего, хватая его за руки.

    О нервозности говорят также: суетливость, частая перемена позы, чрезмерная жестикуляция, покусывание ногтей, отбрасывание «мешающих» волос со лба, закусывание губ, испарина, пот, быстрая речь; когда человек поправляет что-нибудь в одежде.

    Жесты доверия

    Человек, говорящий доверительно скорее всего не делает жестов рукой у лица — типа прикрывания рта, почесывания носа или головы и т. п. Гордая, прямая поза также показатель доверия.

    Когда пальцы соединяют наподобие купола храма (соединяя только кончики пальцев), это может означать как доверительность, так и некоторое самодовольство, уверенность в своей непогрешимости, эгоистичность. Но этот жест однозначно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит. Во время исполнения жеста руки могут находиться на разной высоте. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении стоя. Руководители держат руки тем выше, чем выше их ранг (могут даже смотреть на подчиненного сквозь пальцы). Более мягкая форма этого жеста — когда руки соединены теснее. Это часто также означает доверие.

    Жесты силы, уверенности в себе

    Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — авторитарная поза. Так часто стоят высшие руководители, полицейские, таможенники, армейские сержанты перед новобранцами. Стабильная прямая поза «подбоченясь» (руки на бедрах) или когда руки засунуты в карманы с оставленными снаружи большими пальцами; когда активно демонстрируются тылы кистей, в то время как большие пальцы помещаются за пояс,— тоже позы осознанной силы.

    Самцы животных разными способами помечают свои владения; люди часто выражают это жестами, например, небрежно забрасывают ногу на подлокотник кресла, ставят ее на выдвинутый ящик письменного стола или просто кладут ноги на стол или кресло, могут «оседлать» стул. Автолюбитель может гордо облокотиться о свой автомобиль. Владельцы любят дотрагиваться до своей собственности. Им трудно также удержаться, чтобы уходя не оглянуться еще раз на нее.

    Точно так же на желаемое пространство кладутся разные предметы (книги, газеты, куртки) в надежде, что их не уберут. В зале, когда много еще свободных мест, кладут пальто на сиденье впереди себя, чтобы никто не загораживал обзор. В лифте люди, словно боксеры, сразу расходятся по углам.

    Когда человек хочет дать понять другому свое превосходство, то старается физически подняться над ним, сесть выше, когда оба сидят, или встать.

    Другие жесты силы: руки закладываются за голову либо соединяются кончиками пальцев при разведении ладоней; улыбка с приопущенными бровями; глаза прикрыты веками, так что смотреть приходится при запрокинутой назад голове.

    Жесты оценки

    Люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье.

    Жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта (позиция «подождем-посмотрим »).

    Когда человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают, то это отражение позиции «Замечательно!»

    Неопущенная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы наклонены, значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель или лектор.

    Почесывание подбородка используется, когда человек занят принятием решения. Жесты с очками (потирание очков, закусывание дужки очков и т. п.) — это пауза для размышления, обдумывания своего положения, перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

    Расхаживание — попытка разрешить сложную проблему или принять трудное решение.

    Пощипывание переносицы (обычно сочетается с закрытыми глазами) говорит о глубокой сосредоточенности, о напряженном раздумье.

    Жесты лжи

    Лгуна выдают «бегающие» глаза, отведение взгляда в сторону и книзу, частое моргание. Характерны также такие жесты, как почесывание века пальцем, прикрывание рта рукой в моменты речи и растирание ладонью затылка.

    Когда человек врет, у него возникает ощущение пересыхания рта, отсюда частое сглатывание слюны, облизывание губ (не путать с настоящей жаждой!)

    Если внимательно присмотреться, то можно заметить усиленную пульсацию крови в венах рук или артериях шеи, слабую или сильную дрожь в мышцах тела (пальцах, фрагментах лица), судорожные движения горла. Возможны покашливание и заикание.

    Жесты хорошего настроения

Информация о работе Жесты и культура народов мира