Женская благотворительная деятельность в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 23:19, реферат

Описание

До революции в России - благотворительность считалась уважаемым занятием. Существовало несколько наиболее распространенных видов благотворительности: религиозный, аристократический и светский. Имена ярких представительниц дореволюционной благотворительности выполняют важную символическую и консолидирующую роль.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Религиозный вид благотворительности……………………………………4
Аристократический вид благотворительности……………………………6
Светская благотворительность……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы………………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

До революции в России.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

     С женских общин сестер милосердия начинается процесс становления  социальной работы как профессиональной деятельности, ведь все члены организации  не просто являлись добровольцами, а  проходили курс обучения по специально разработанной программе и только после получения соответствующего аттестата приступали к работе.

     После окончания крымской войны у М. С. Сабининой и баронессы М. П. Фредерикс возникла идея создания Общества попечения о раненых и больных  воинах, а в мае 1867 г. был утвержден  его устав. Общество не получало государственных дотаций и должно было существовать исключительно на членские взносы и частные пожертвования. Тогда же состоялось и первое заседание новообразованного Общества, первым его председателем стал генерал-адъютант А. А. Зеленой. В 1876 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста.

     В основу деятельности Общества был положен  принцип полной самостоятельности  в мирное время местных организаций, действующих в рамках Устава. Было достаточно пяти человек для создания такой организации - отделения Красного Креста. Сфера деятельности Общества постепенно расширилась, и в его  задачи вошло оказание помощи нуждающимся во время эпидемий, голода, пожаров и т.п. Центральным органом Красного Креста стало Главное управление, находившееся в Петербурге. Несмотря на некоторую аморфность Общества и его ориентацию исключительно на добровольные пожертвования и взносы, к началу 1900-х гг. насчитывалось около 100 тыс. членов и 450 местных отделений по всей России.

Именно  начало ХХ в. стало расцветом Общества.

     Одним из ведущих направлений деятельности общих сестер милосердия в начале ХХ в. оставалась социальная помощь и  поддержка, оказываемые населению. При этом особое внимание уделялось  беднейшим слоям, людям престарелым, больным хроническими заболеваниями, детям, обитателям трущоб. Кроме работы в открывшихся при общинах  приютах, бесплатных столовых, богадельнях, больницах, сестры милосердия активно  работали в различного рода социальных учреждениях и вне территории общины.

Заключение.

     Когда женщины в дореволюционной России решали посвятить свою жизнь помощи нуждающимся, они имели для этого  разные возможности. Организационная  инфраструктура общества и их собственные  материальные ресурсы открывали  путь к участию в благотворительности. Женщины могли принять участие в деятельности уже существующей религиозной общины или благотворительного общества; создать религиозную общину, благотворительный институт или попечительствовать над такими организациями. 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

1) Зеликова Ю. Женщины в благотворительных организациях России (на примере С. -Петербурга) // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период (сборник научных статей) / Центр независимых социальных исследований. СПб, 1996. С. 82-95.

2) Кузьмин К.В., История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала ХХ века) / К.В.Кузьмин - М., 2005. - С. 534.

3) Пистольков О. 1910. Памяти княжны Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой // Трудовая помощь, N1: 1-18.

4) Поселянин Е. 1905. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. С анкт-Петербург.

5) Тевлина В. В. социальная работа в России в конце XIX - XX века // Вопросы истории. - 2002. - № 1. - С.117. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление женских благотворительных 
обществ.

1.1. Первые  шаги.

Делать  добро, проявлять милосердие, оказывать  помощь - все это особенно близко русским женщинам. Уже в древние  времена княгини, боярыни, монахини заботились о бедных, убогих, посвящая делу благотворительности свою жизнь. Так, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище  для девиц, которых не только содержала  за свой счет, но и учила писать, читать и ремеслам.

С веками число таких подвижниц росло, превратившись, наконец, в мощное движение, оформившееся в 19 столетии в женские  благотворительные общества.

Первой  из таких организаций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда  русские женщины, воочию наблюдая ужасы  войны, старались в меру своих  сил и возможностей облегчить  судьбу вдов и сирот, помочь раненым  и калекам.

Стал  существовать обычай создания благотворительных  обществ женами губернаторов. Супруга  самого популярного московского  генерал-губернатора Голицына, - Татьяна  Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Вначале Голицына загорается идеей  женского образования. В то время это была действительно проблема. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. В 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который затем под именем Елизаветинского института просуществует до 1917 г. В нем бесплатно и на полном пансионе получали образование дочери младших офицеров и чиновников не выше титулярного советника. Здесь преподают математику и физику, космографию, естественные науки, географию, историю, иностранные языки, музыку и танцы, занимаются гимнастикой. А в 1837 году Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом поместье Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин из ракитника - на это занятие она обратила внимание в Швейцарии. На ее средства швейцарские мастера были приглашены в Большие Вяземы, где и по сей день лозоплетение живет как народный промысел.

Еще одно из старейших женских благотворительных  обществ - «Дамское попечительство о  бедных», созданное в 1845 году также  в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница Софья Степановна Щербатова. Цель этого  общества она видела в том, чтобы  «открывать людей, поистине нуждающихся  в помощи, особенно стыдящихся просить  подаяние, и оказывать им сообразно  обстоятельствам и по мере возможности  такого рода пособия, которые приносили  бы им существенную пользу и не могли  бы быть употреблены во зло».  В его ведении находились Мариинское училище для девиц, 5 школ, 5 приютов, 9 богаделен, приют для пожелавших изменить свою жизнь проституток, два убежища - для неизлечимо больных и для слепых детей, 3 лечебницы для приходящих больных, ясли и Александровский дом для престарелых классных дам. В дальнейшем Общество было взято под патронат императорской семьи, что открыло «зеленый свет» в его деятельности, сняло трудности с изысканием средств и открытием благотворительных учреждений. Сотрудницы «Дамского попечительства о бедных» фактически состояли на государственной службе, получая награды за свою деятельность на благотворительном поприще.

Конец 19 века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу 20 века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных  организаций.

1.2.Источники  средств.

Деятельность  любого благотворительного общества зависит  от средств, которыми оно располагает. Женские благотворительные общества существовали за счет пожертвований  частных лиц, членских взносов, средств  от сборов по подписным книжкам. По этим книжкам женщины собирали средства в кругу своих знакомых. Еще  одним источником служили доходы от устраиваемых в пользу общества лекций и концертов. Одним из источников средств были церковные сборы, так  называемый «кружечный сбор». Так, благодаря  кружечному сбору за 1904 г. было собрано 2 тыс. рублей.

Структура женских благотворительных обществ  за редким исключением была одинакова. Общество управлялось советом или  общим собранием. Последнее избирало совет, председательницу, ревизионную  комиссию для учета средств. В  обществах, находящихся под покровительством членов императорской семьи, решающее слово при выборе председательницы и совета принадлежало покровителям.

Мария Федоровна Морозова считала милосердие и благотворительность частью своей  жизни. Она поддерживает своих сыновей  в их благотворительных проектах и в увлечении искусством. По инициативе ее дочери Юлии Тимофеевны и на ее средства строится больница для малообеспеченных и переоборудуется родильный  приют. За свой счет она также руководит  строительством ночлежного дома на 800 мест.

По инициативе купчихи Варвары Яковлевны Лепешкиной в 1887 г было создано женское училище, которое готовило домашних учительниц и мастериц по рукоделию. Именно Лепешкинское училище предоставляло возможность  девочкам из малообеспеченных семей  приобрести профессии и по окончании  училища устроится на работу. 14 лет  Лепешкина занималась этим училищем, а после ее смерти по завещанию  оно перешло городу Москве вместе с полумиллионным капиталом на его  содержание.

Особой  благотворительностью славились Алексеевы. Огромные средства вложили они в  строительство московской городской  канализации, приведение в порядок  городских бульваров, строительство  ГУМа, Исторического музея, Городской  Думы и основание психиатрической  больницы (Канатчикова дача). После  своей смерти Александра Владимировна Алексеева оставила на благотворительность  свыше полутора миллионов рублей. На эти деньги содержались два  городских училища и приют  с ремесленным училищем для сирот.

Среди купечества было традицией отмечать память близких жестами благотворительности. Сибирский купец Медведников  ушел из жизни, оставив 27-летнюю вдову  Елизавету Михайловну с двумя  сыновьями. Несмотря на трудности ведения  большого торгового дела, она всегда находит время позаботиться о  голодных сиротах. А после своей  смерти оставляет значительную сумму  на устройство приюта для девочек-сирот. Сыновья строят в Иркутске приют, а при нем банк, доходы от которого поступают на содержание воспитательного учреждения в дань памяти их матери. Сюда принимали детей всех сословий, они получали образование. Именно Медведниковский приют открывает историю женского образования в Сибири.

В 1895 г  известный московский благотворитель Флор Яковлевич Ермаков завещал  свыше 3 млн рублей на благотворительность. Семь лет душеприказчики уклонялись от исполнения воли усопшего. Волю мужа решила выполнить вдова, Екатерина  Корнильевна. Ее план оказался сложным, но очень рациональным. Она выделяет неприкосновенный капитал - для пособий  бедным невестам крестьянского и  мещанского происхождения, а также  для пособий городским попечительствам  о бедных. Немалые суммы отпускаются  Домам трудолюбия, воинскому благотворительному обществу “Белый крест” и в распоряжение великой княгини Елизаветы Федоровны. Но особенно большие средства - на содержание богаделен имени Ф.Я.Ермакова и  устройство ремесленного училища его  же имени. Екатерина Корнильевна  строит в Москве два ночлежных  дома на 1500 тысячи человек каждый.

Деятельность  женских благотворительных 
обществ.

2.1. Забота  о детях.

В 1845 г. под председательством С.С. Щербатовой создается Совет детских приютов  Москвы. Приюты были рассчитаны и на постоянно живущих в них детей, и на приходящих. К началу 20 столетия они действовали во всех районах  Москвы.

Одним из первых в России благотворительных  обществ для помощи обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. По синему цвету печати и почетных жетонов  оно и получило свое название. Инициатором его создания была А. С. Белецкая. Общество использовало различные формы помощи детям: создание детских домов призрения, начальных школ, ремесленных училищ, детских больниц. Детям из бедных семей, опекаемым Обществом, постоянно назначались денежные пособия.

За счет частных пожертвований и организации  благотворительных акций, «Синему  Кресту» удалось накопить значительные суммы. Как сообщалось в календаре  Общества на 1900 г., начав с первоначальной суммы капитала в 1300 рублей, через 17 лет, в 1899 г. Общество Синего Креста располагало  уже средствами в 300 раз большими. За эти годы Общество открыло и  содержало 32 учреждения для детей  и оказало разовую денежную помощь почти по 32 тыс. прошений.

Одной из самых крупных женских организаций  этого направления стало общество «Женская помощь», организованное в 1894 г. в Санкт-Петербурге. Активистки присматривали  и ухаживали за малолетними детьми из бедных семей, пока их родители работали. Этим же занимались и сотрудницы общества «Ясли».

Женщины всегда особенно чутко относились к  грудным детям. В Западной Европе в конце 19 века по инициативе госпожи  Олсен-Нобель возникла сеть обществ  «Капля молока». Появилось такое  общество и в России. Члены его  доставляли молоко для младенцев, обучали  матерей правилам ухода и гигиены. По инициативе С.А.Перец возникло общество «Муравей», которое старалось обеспечить детей из бедных семей в холодное время года теплой одеждой.

Женщины и женские благотворительные  организации России активно выступали  за охрану детства. В 1907 г. представительницы  женских организаций обратились в министерство народного просвещения  с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных учреждений. Параллельно с этим женщины на свои средства организовали около 100 детских садов для детей 4-8 лет. На Первом Всероссийском женском съезде, проходившем 10-16 декабря 1908 года, делегатки требовали запретить детский труд до 14 лет, отменить ночные смены для подростков, ввести бесплатное обучение всех детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Информация о работе Женская благотворительная деятельность в дореволюционной России