Зависимость стиля общения от свойств темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание

В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Содержание

Введение........................................................................................................3
Теоретический анализ литературы по проблеме зависимости стиля общения от свойств темперамента………………………………………..6
Общение: сущность, структура, виды, формы………………………..6
Психологические особенности межличностного общения………….13
Понятие темперамента…………………………………………………..16
Темперамент в структуре личности…………………………………...18
Методики исследования ………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………….27
Список использованной литературы …………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ккр федулова.docx

— 63.00 Кб (Скачать документ)

     Манипуляции используются непорядочными людьми в бизнесе и других деловых  отношениях, а также в средствах  массовой информации. При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

     Объединенные  на основе общих признаков, императивная и манипулятивная формы общения составляют различные виды монологического общения, поскольку человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, не видя истинного собеседника, игнорируя его как личность.

     В свою очередь, диалогическое общение - это равноправное субъек-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно позволяет достичь глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного развития. Там же

     «Контакт  масок» - формальное общение, когда  отсутствует стремление понять и  учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться от собеседника».

     Примитивное общение, когда оценивают другого  человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут  или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника  желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

     Светское  общение. Суть светского общения  в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

     Формы общения классифицируются по различным  признакам. Воспользуемся той классификацией, в основу которой положен организационный  аспект взаимодействия. В соответствии с ней в форм общения относятся  индивидуальные и групповые беседы, разговоры по телефону, совещания, переговоры, конференции, собрания, митинги, дискуссии, полемика и др. Коротко Охарактеризуйте отдельные из них.

     Беседа  является наиболее распространенной формой общения. Она осуществляется с целью передачи информации, обмена мыслями, чувствами и др. Согласно цели общения различают беседы ритуальные (такие беседы характерные для обрядов, ритуалов и пр.; люди, общаясь, придерживаются определенного речевой этикет), личностные (общение между близкими людьми - родными, друзьями, детьми и т.д.; считается, что именно в таких беседах проявляются основы общения, гуманистические установки индивида, его этнопсихологические особенности) и деловые (их предметом являются, как правило, конкретное дело. В зависимости от количества собеседников беседы делятся на индивидуальные и групповые. Поскольку каждая беседа - это акт творчества, проявления индивидуальности, то общих рецептов, которые бы способствовали ее эффективности нет. Между тем в практике общения, особенно делового, сложились определенные требования, рекомендации, принципы ее проведения. Именно об деловые беседы речь пойдет далее.

     Каждая  ситуация диктует свой стиль поведения  и действий, в каждой ситуации человек  по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.

     Существует  четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

     Ритуальный  стиль

     Этот  стиль обычно задается культурой, в  которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий  и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ. 
 

     Императивный  стиль

     Это авторитарная, директивная форма  взаимодействия. Цель императивного  стиля – достижение контроля над  поведением другого, над его установками  или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения  «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных  условиях.

     Манипулятивный стиль

     Если  цель императивного общения никак  не завуалирована, то при использовании  манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

     Гуманистический стиль

     К этому стилю относятся все  разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения  лишен императива и позволяет  достичь глубокого взаимопонимания. 

1.2 Психологические  особенности межличностного  общения 

     Когда говорят об общении, то обычно имеют  в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств  речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н. Мясищев).

     Когда человек вступает в общение с  другим, то оба они фиксируют особенности  внешнего облика друг друга, "прочитывают" переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

     По  своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно  отличаться друг от друга, но они могут  и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других - по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.

     В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой  высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все  другие стороны отношений, которые  обычно актуализировались при общении  с определенным человеком.

     Одна  из причин таких отношений заключается  в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них  для него всегда более субъективно  значимы, другие менее. Кроме того, эти  ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными  и духовными потребностями, которые  обычно актуализируются друг от друга  по степени своей выраженности. Таким  образом, если облик, слова, дела другого  человека соответствуют ценностям  личности, отвечают ее потребностям, к  этому человеку формируется общее  положительное отношение. Но, может  быть, и по-другому: одна из этих ценностей  и стоящая за ней потребность  имеют для личности наиглавнейшее  значение. И если другой человек  совершает поступок, отвечающий поддержанию  этой ценности, к нему устанавливается  положительное отношение, которое  иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое он нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения.

     Обсуждая  проблему взаимосвязи общения и  отношения, а также зависимости  между содержанием отношения  и формой его выражения, следует  подчеркнуть, что выбор человеком  наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения  в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические  свойства личности, которые обязательны  для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.

     Формируясь  как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный  для этой среды язык выражения  отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у  представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может  иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).

     Межэтнические отношения - это не только отношения  между народами и группами - соперничество  или сотрудничество, но и отношения  к группам, народам, которые проявляются  в представлениях о них - от позитивных образов до предрассудков.

     Межгрупповое  восприятие - взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его  от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:

     согласованность, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;

     унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;

     содержательную  характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.

     Согласованными, унифицированными, устойчивыми и  эмоционально окрашенными представлениями  о группах, народах являются этнические стереотипы. 

1.3 Понятие темперамента 

     СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

     ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

     Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Информация о работе Зависимость стиля общения от свойств темперамента