Зарубежный опыт социального партнерства. конвенции и рекомендации международной организации труда

Автор работы: g*******@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:25, контрольная работа

Описание

Целью работы является анализ зарубежного опыта социального партнерства. А также ознакомиться с деятельностью МОТ и рассмотреть конвенции и рекомендации организации.
Соответственно задачами работы являются:
Проанализировать зарубежный опыт социального партнерства.
Ознакомиться с деятельностью МОТ.
Рассмотреть конвенции и рекомендации международной организации труда.

Содержание

План
Введение
1. Понятие и сущность социального партнерства
2. Зарубежный опыт социального партнерства
3. Деятельность МОТ
4. Конвенции и рекомендации МОТ
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

«Нижнетагильская  государственная социально-педагогическая академия»

Кафедра управления и права 
 
 
 

Зарубежный  опыт социального партнерства.

конвенции и рекомендации

международной организации труда

(контрольная  работа по предмету Социальная  политика региона) 
 

                                                                Исполнитель:

                                                     студентка 5 курса СЭФ ОЗО

                                                           Кузнецова А.А. 

                                             Научный руководитель:

                                             Табуркина  И.В., к.и.н., доцент

                                             кафедры управления  и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Тагил

2010 
 

План

Введение

1. Понятие и  сущность социального партнерства

2. Зарубежный  опыт социального партнерства

3. Деятельность МОТ

4. Конвенции  и рекомендации МОТ

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Радикальные  преобразования российского общества  сопровождаются сложными процессами  конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным противоборством утверждается разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально- экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования становятся актуальными в социальной политике.

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием  форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стране состоит в  их переходном характере: не сложились  до конца субъекты отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации социального партнерства.

      Целью работы является анализ зарубежного опыта социального партнерства. А также ознакомиться с деятельностью МОТ и рассмотреть конвенции и рекомендации организации.

Соответственно  задачами работы являются:

  1. Проанализировать зарубежный опыт социального партнерства.
  2. Ознакомиться с деятельностью МОТ.
  3. Рассмотреть конвенции и рекомендации  международной организации труда.

     Отсутствие  в западном мире на протяжении  нескольких десятилетий крупных  общественных потрясений, в значительной степени результат реализации идеи социального партнерства труда и капитала, отношения между которыми долгое время представлялись не иначе как антагонистическими. Практическое воплощение эта идея получает после признания необходимости "трехстороннего сотрудничества" представителей трудящихся, предпринимателей и государства.

     Идеей  трехстороннего сотрудничества  пронизана вся деятельность Международной  организации труда (МОТ) со  времени ее основания в 1919 году (организация изначально была призвана содействовать мирному урегулированию после Первой мировой войны, и ее устав был частью Версальского договора). Принятые МОТ конвенции, в частности Конвенция № 144 (1976) о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, исходят из нескольких важных положений, легших в основание современного трехстороннего сотрудничества. Одно из них заключается в признании социального плюрализма группами, отстаивающими разнообразные интересы, но готовыми соблюдать принцип сосуществования и не выходить за юридические рамки, определяемые государством. Другое касается необходимости совершенствования представительной демократии, поскольку интересы предпринимателей и трудящихся не находят полного выражения на парламентских трибунах. Третье положение предусматривает безусловное соблюдение достигнутых договоренностей всеми сторонами, подразумевая безоговорочное осуждение действий, направленных на срыв соглашений (например, правительства Бельгии, добившегося в начале 1980-х годов принятия королевских указов об ограничении заработной платы). 1

     Идея  социального партнерства получила  правовую материализацию, закрепившись  в конституциях и законодательстве  многих западных государств, например  Бельгии - в 1948 году, ФРГ - в 1952 году, Австрии - в 1957 году, Франции - в 1958 году, странах Северной Европы - в 1970-х годах.  

_____________________________________

1 Костин Л.А. Международная организация труда. – М., 2002 – С. 37

  1. Понятие и сущность социального партнерства.

     Социальное партнерство  — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.2

     Сторонами  социального партнерства  являются  работники  и работодатели  в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

     Взаимодействие  может проявляться в проведении  консультаций, ведении коллективных  переговоров и заключении коллективных  договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства . Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия.3

     Социальное  партнерство в сфере труда  включает как двусторонние отношения  между представителями работников  и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так  и трехстороннее взаимодействие  с участием 

_________________________________

2 Социальное партнерство – М., 1999 – С. 193

3 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 4—12  

органов государственной  власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.4

     Целью  социального партнерства признается  согласование интересов работников  и работодателей, т.е. принятие  решений, которые в равной степени  учитывают необходимость обеспечения  эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Система социального  партнерства  включает несколько  уровней:

• федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

• межрегиональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;

• региональный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

• отраслевой уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

• территориальный уровень , устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

• локальный уровень , устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство  осуществляется в следующих формах.5

• Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-

_______________________________

4 Коршунова Т. Социальное партнерство: новые подходы // Трудовое право: Хрестоматия для дистанционного обучения. — Новосибирск, 2003. — С. 4—12

5 Лисьев А. В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 45 

договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и  установление условий труда в рамках социального партнерства.

• Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.   Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.

• Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ ).

При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: стороны создают примирительные комиссии, участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки (ст. ст. 398, 401—404 ТК РФ).6

Кроме указанных  форм, учитывая сложившуюся практику, возможно создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координирующих органов, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти

предложений профсоюзных  органов и т.д. 

_________________________________

6 Лисьев А. В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт - Саратов, 2000 – С. 45

Можно выделить следующие основные принципы социального партнерства.

• Равноправие сторон (стороны одинаково вправе проявлять инициативу по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений). Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами на участие в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном договоре, соглашении, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений.

Информация о работе Зарубежный опыт социального партнерства. конвенции и рекомендации международной организации труда