Занятость и трудоустройство инвалидов в условиях современного общества и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2011 в 18:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы будет выявить проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества и пути их решения.
Для ее достижения нам придется решить следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательство Российской Федерации и зарубежных стран регулирующее сферу занятости и трудоустройства инвалидов
2. Изучить специфику проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов
1.1 Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов
1.2 Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их решения
1.3 Технологии социальной работы с инвалидами в сфере занятости и трудоустройства
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат 1 Microsoft Office Word.docx

— 43.94 Кб (Скачать документ)

Инвалидам, занятым  в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создаются  необходимые условия труда в  соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 5.42 Кодекса  об административных правонарушениях  предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства  и занятости, а именно:

1. Отказ работодателя  в приеме на работу инвалида  в пределах установленной квоты

2. Необоснованный  отказ в регистрации инвалида  в качестве безработного [12]

Помимо данных положений закона, существует еще  целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1, Закон Ульяновской области "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" [8], Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[50], "Европейская социальная хартия "(статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми) [7] (не смотря на то, что Россия подписала эту хартию, в силу в нашей стране она до сих пор не вступила) и другие.

Федеральная целевая  программа "Социальная поддержка  инвалидов на 2006-2010 годы" предусматривает  финансирование в размере около 2147 миллионов рублей.[44] Но очень  важно, что бы такие, достаточно большие  деньги были успешно освоены и  принесли реальную помощь инвалидам, а  не были, как это часто бывает в нашей стране, большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими  за их использование.

Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к  активной жизни примерно 150-160 тысяч  инвалидов.[35, с. 40] Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки.

На уровне регионов власти тоже иногда пытаются реализовать  различные инициативы, направленные на привлечение к труду и занятости  инвалидов. Например, в Воронежской  области принят закон "О квотировании рабочих мест для инвалидов", который  предусматривает более широкий  круг гарантий инвалидов в сфере  занятости и трудоустройства, чем  это предусмотрено федеральным  законодательством [39, с. 13.]; В Мурманской области принята специальная  программа "Профориентация детей-инвалидов"[49,с.40-41.] Что касается нашего региона, то одной  из последних инициатив в этой области Ульяновских властей  является заявление о намерении  брать на госслужбу инвалидов-колясочников. Глава региона Сергей Морозов поручил подготовить правовой акт, регламентирующий трудоустройство в органы власти людей с ограниченными возможностями.[2]

Кроме того, действует  Закон Ульяновской области от 27.04.2009 N 41-ЗО "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании  утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области". Он указывает, что организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек (далее - организации), квоту для приема на работу инвалидов (далее - квота) в процентах к среднесписочной численности их работников в следующих размерах:

1) при среднесписочной  численности работников организации  от 101 до 200 человек включительно - 4 процента;

2) при среднесписочной  численности работников организации  от 201 до 500 человек включительно - 3 процента;

3) при среднесписочной  численности работников организации  свыше 500 человек - 2 процента.[9]

1.2 Специфика проблем  инвалидов в сфере  занятости и трудоустройства  и пути их решения

В настоящее  время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно  велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в  начале 1990-х годов в мире насчитывалось  приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного  шара. Такие данные приводит в своей  работе Е.И. Холостова. [54, с. 173]. Так же, она справедливо относит трудовую сегрегацию (или изоляцию) инвалидов, к одним из важнейших социальных ограничений инвалидов.[55, с. 82]

Естественно, такое  большое количество людей с инвалидностью, вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение  экологической обстановки, условия  труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения.

Как свидетельствует  история, "долгое время к инвалидам  относились не так как ко всем остальным  людям". [27, с. 6]. В настоящее время  отношение к инвалидам так  же отличается от отношения к тем  людям, которые отклонений не имеют. "Отсутствие результативной системы  социальной защиты выработало у многих инвалидов сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты". [48. с. 211]

Однако несомненно, что "переход к новому общественно-политическому  строю привёл к кардинальному  изменению социальной политики в  постсоветском обществе и, вследствие - изменению всей его социальной сферы. Меняются приоритеты и принципы построения социальной сферы, отношение к различным социальным группам и система их социальной защиты". [29, с. 10] При этом, человек с инвалидностью следует рассматривать "не как пассивного получателя помощи и поддержки, а, в первую очередь, учитывать его жизненную силу и энергию, индивидуальные, культурные и гендерные отличия" [19; с. 335]

Анализ развития проблемы инвалидности, как социального  явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения  их к труду, человечество подошло  к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты.

В связи с  этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных  людей" и представить ее как  проблему, затрагивающую общество в  совокупности.

Иными словами, инвалидность -- это проблема не одного человека, а всего общества в целом.

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических  особенностях взаимодействия инвалидов  с окружающим миром.

Принято условно  разделять ограничения функций  по следующим категориям:

· нарушения  статодинамической функции (двигательной),

· нарушения  функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,

· сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),

· психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Каждое ограничение  имеет классификацию по степени  выраженности:

1 степень - способность  к выполнению трудовой деятельности  при условии снижения квалификации  или уменьшения объема производственной  деятельности.

2 степень - способность  к выполнению трудовой деятельности  в специально созданных условиях  с использованием вспомогательных  средств

3 степень - неспособность  к трудовой деятельности.

Критерием для  определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая  социальной защиты и помощи.

Для установления первой группы инвалидности - способности  третьей степени. Для второй группы - способности второй степени. Для  третьей группы - способности первой степени. [45, с.6-7]

Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим: дополнительные расходы; психологические  особенности; капризы; необходимость  лечения; невозможность заставить  работать дополнительно[23, с. 32]

Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества. "Во времена Советского Союза именно ограничение в трудовых возможностях являлось единственным критерием  установления инвалидности. Государство  просто брало на себя обязательство  материально содержать инвалида, поэтому вопросы социальной адаптации  и трудоустройства даже не поднимались. Единственной государственной программой по созданию рабочих мест для людей  с инвалидностью было создание специализированных предприятий, где инвалиды в изолированных  условиях могли заниматься неквалифицированным  трудом (клеить коробки, собирать розетки  и т.д.)"[24] Не слишком много изменилось в настоящее время. В Федеральный  Закон "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" были заложены механизмы решения этой проблемы. Инвалидность стала классифицироваться не только по трудовым возможностям, но и по другим факторам ограничения  жизнедеятельности. Введена система  квотирования рабочих мест для инвалидов, применены понятия "специальные  рабочие места для инвалидов" и "специальные условия труда  для инвалидов". Но практика оказалась  далека от столь прогрессивных замыслов. Основными проблемами стали отсутствие эффективных государственных программ и квалифицированных специалистов, способных решать эти проблемы. А  в последнее время со стороны  государственной власти наметился  отход и от этих, пусть небольших, но всё-таки "завоеваний" общественного  движения инвалидов.

Кроме того, в  нашей стране отсутствует применяемый  в других странах законодательный  механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту  рабочих мест для инвалидов, вынуждены  платить дополнительные налоги и  сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.

Уровень занятости  инвалидов в общественном производстве имеет тенденцию к снижению "и  за 1980-1994 гг. упал с 45% до 17%".[42] Поэтому  даже срочные и эффективные меры не сразу помогут нам достигнуть даже советского уровня почти тридцатилетней давности. По данным комитета по социальной политике Совета Федерации РФ безработица  среди инвалидов трудоспособного  возраста составляла на 1 января 2004 года в целом по России 70%. Занятость  инвалидов трудоспособного возраста сократилась с 25-28% в дореформенный  период до 11% в 1999 году.[22, C. 214]

Работодатели  находят какие угодно предлоги, что бы не брать на работу инвалидов. В условиях нашего правового поля это сделать достаточно просто. В научной литературе предлагается так же и алгоритм действий для инвалидов, желающих найти работу:

Оформление индивидуальной программы реабилитации

Составление своего резюме

Поиск вариантов  трудоустройства:

- Поиск работы  через родственников и знакомых;

- Трудоустройство  через государственную службу  занятости;

- Ярмарки вакансий;

- Трудоустройство  через кадровые агентства и  агентства по трудоустройству;

- Самостоятельный  поиск работы через объявления  в средствах массовой информации.

Прохождение собеседования. [32, с. 57]

Первоначально, конечно, большинство пытается трудоустроиться  через знакомых и родственников. Так поступают все, а не только люди с инвалидностью. При всем удобстве (быстрее находится работа, более  гибко подбирается рабочий график, меньше обращается внимания на инвалидность и т.д.) он несет в себе и определенные риски. В частности, трудоустраиваясь через родственные связи, инвалид  берет на себя дополнительную ответственность  не подвести человека, который его  рекомендовал. Может так случиться, что это выступит ограничивающим моментом в общении инвалида с работодателем в том числе в вопросах создания специальных условий труда. Хотя бывает и с точностью наоборот, когда именно родственные связи помогают решать проблемы быстрее и эффективнее.

В Российской Федерации  трудоустройством любых безработных  граждан занимается государственная  служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек  с инвалидностью. "Для получения  профориентационных услуг и для ознакомления с имеющимся банком вакансий от него не потребуется никаких дополнительных документов. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить "Индивидуальную программу реабилитации" и у него не должна быть третья степень ограничения к трудовой деятельности" [14, C. 4].

Информация о работе Занятость и трудоустройство инвалидов в условиях современного общества и пути их решения