Законадательная помощь в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:36, реферат

Описание

Свойствами демократии в Древней Греции были участие граждан в принятии законов, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Полноправными гражданами считались те лица, у которых и мать, и отец были гражданами государства. К наиболее важным правам гражданина относились: 1) право на личную свободу; 2) право на земельный участок на полисной территории;

Работа состоит из  1 файл

Законадательная помощь в Древней Греции.docx

— 20.18 Кб (Скачать документ)

Законадательная помощь в Древней  Греции.                                                                                                         

Свойствами демократии в Древней Греции  были участие  граждан в принятии законов, коллегиальность  решения вопросов, отсутствие бюрократизма.                                                                                Полноправными гражданами считались  те лица, у которых и мать, и  отец были гражданами государства.                                                                                                                                  К наиболее важным правам гражданина относились:                                                                    1) право на личную свободу;                                                                                                               2) право на земельный участок на полисной территории;                                                                 3) право на экономическую помощь от государства в случае материальной необходимости;                                                                                                                                                     4) право на ношение оружия и службу в ополчении, на участие в делах государства;                                                                                                                              5) право на почитание и защиту отечественных богов;                                                              6) право на защиту и покровительство законов.                                                                             Решающее значение для оформления классового общества и государства в Древней Греции имели реформы политического деятеля Солона. Он отменил часть долговой кабалы и аннулировал все поземельные долги. С этого времени рабами в Афинах могли быть только пленники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке.                                                                                      Таким образом,  государство являлось центральным лицом помощи.  Рассмотрим подробнее осноные виды социальной поддержки на законадательном уровне.

Приданое.

Обыкновенно жена приносила своему мужу приданое. Но неправильно думать, что отец был  обязан давать что-нибудь дочери при  выходе ее замуж; если он это делал, то совершенно добровольно. Сын, наоборот, сделавшись главою семьи, должен был  нести эту обязанность по отношению  к своей сестре. Действительно, сын  один получал все наследство; поэтому  считалось справедливым, чтобы он отделил часть своего имущества  с целью оказать помощь своей  сестре при выходе ее замуж. Это было тем более справедливо, что в  том случае, когда сестра оставалась незамужней, брат должен был содержать  ее. Афинский закон предписывал ближайшим  родственникам дать бедной сироте приданое или жениться на ней.                                                                                                Если брак был расторгнут, муж возвращал приданое родственникам жены или выплачивал им ежегодно сумму в 18 % стоимости состояния. Если жена умирала бездетной и раньше мужа, состояние возвращалось тем, кто ей его дал, или их заместителям.

Усыновление.

Усыновления были очень часты в Греции. Исей указывает  нам основание этого обычая: «Все те», говорит он, «кто чувствует приближение  смерти, заботятся, чтобы дом их не остался пустым, чтобы, наоборот, кто-нибудь приносил душам их предков погребальные жертвоприношения и воздавал им все  предписываемые обычаем почести. Следовательно, если кому-нибудь грозила опасность  умереть без детей, он приобретал их себе путем усыновления».

Чтобы иметь  право усыновить кого-нибудь, надо было быть бездетным. Однако усыновление  не считалось недействительным, если после совершения его рождался законный ребенок; наследство в этом случае делилось между родным и приемным сыном.                                                                       Само собой разумеется, что усыновление  несовершеннолетнего  могло происходить  только с согласия его родителей; для усыновления совершеннолетнего  не было необходимости в каком  бы то ни было разрешении.                                                                                                     Усыновление производилось или  при жизни приемного отца, или  по завещанию.                                                                                                                                  1.В первом случае усыновитель собирал  своих родных, членов своей фратрии  и представлял им усыновляемого; происходило голосование, и если результаты его были благоприятны, усыновляемого вносили под его  новым наименованием в списки членов фратрии.                                                                                                                                                   2.Усыновление по завещанию приводилось в действие лишь после смерти усыновителя. Таким путем можно было усыновить не только уже родившегося человека, но и того, появления на свет которого только ждали. Так, отец, имеющий лишь одних дочерей, усыновлял иногда внука, который мог  родиться от одной из них. Бывали даже посмертные усыновления: если умирал кто-нибудь, не имеющий потомства, наиболее близкий родственник его был обязан назначить ему приемного сына из своих детей. Усыновленный становился наследником усыновителя и как бы продолжателем его личности, под условием выполнять по отношению к нему свои обязанности, состоящие в заботе о его похоронах и в почитании его предков. Взамен этого усыновленный разрывал всякую связь со своей первоначальной семьей. Если же у него являлось желание снова вернуться в нее, он должен был оставить усыновившей его семье своих детей.

Отцовская власть.

В первые дни  после рождения ребенка отец имел право отказаться от него, если он сомневался в законности его происхождения.                                                                                             Но, даже считая его своим, он мог бросить его, и это, несомненно, случалось иногда, особенно когда дело касалось девочки. Закон формально запрещал этот обычай. Тем не менее, если человек был слишком беден и не имел средств воспитывать своего ребенка, он пользовался возможностью передать его властям; эти последние должны были озаботиться воспитанием его на казенный счет, и подразумевалось, что воспитатель, сыгравший для ребенка роль отца, в видах вознаграждения за свои труды, впоследствии мог пользоваться ребенком, как рабом.                                                                                             Отец пользовался также правом отречься от сына, а следовательно, лишить его наследства, в том случае, если последний дурно поступал по отношению к нему.                                                                                                                                      У отца, наконец, было право назначать опекунов для своих несовершеннолетних детей и указывать в завещании, за кого должна выйти замуж его дочь.                                                                                                              Власть отца над его детьми прекращалась с их совершеннолетием.

Обязанности детей по отношению  к родителям.

Дети в Греции обязаны были нести по отношению  к родителям обычный долг почтения и повиновения.                                                                                                                                         Прежде всего, сын должен был доставлять своим родителям содержание, если они впадали в нужду. «Закон», говорит Исей, «повелевает заботиться о прокормлении родителей; родителями же являются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка».                                                                                                     Сын освобождался от этой обязанности лишь в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, пренебрег долгом обучить сына какому-нибудь ремеслу.                                                                                                                                 Во-вторых, на сыне лежала обязанность воздавать своим умершим родителям предписываемые религиозными установлениями почести.                                                                     Сын, пренебрегающий своими обязанностями, мог быть предан суду. Выбор наказания предоставлялся на усмотрение суда, который иногда доходил до произнесения смертных приговоров. Во всяком случае, виновный лишался всех политических прав.

Правила наследования.

Наследства переходили сначала в руки прямых потомков, т. е. сыновей, а за отсутствием их — к дочерям. Наследство делилось поровну. Наследник по прямой линии  самостоятельно овладевал имуществом и не имел надобности просить о  вводе во владение. Приемные дети пользовались совершенно теми же правами, что и  дети родные. Что же касается детей  незаконных, то они не имели никаких  прав на наследство. Закон исключал их из семьи и разрешал только завещать им не более 1000 драхм (около 370 рублей).  Дочь по закону не могла наследовать  при наличии сына. Приданое, которое  она получила, или которое она  могла получить впоследствии, было все, на что она имела право  рассчитывать, и приданое это не было равно части ее брата.

Опека.

По смерти отца несовершеннолетние дети попадали во власть опекуна, указанного в завещании  умершего. В случае отсутствия такого указания, опека переходила к ближайшему родственнику в том же порядке, который  действовал при законе о наследствах; наконец, за неимением родственников, опекун назначался в Афинах архонтом. В ведении опекуна находилось управление и распоряжение имуществом несовершеннолетнего.

Общественные  врачи.

Общественный  врач стоял во главе особого учреждения, которое город передавал в  его распоряжение и снабжал лекарствами, медицинскими и хирургическими инструментами, постелями и т. п. Состоя, таким  образом, на жалованьи у государства, он работал в этом учреждении и  даром лечил приходящих за его  советом больных; он имел в своем  распоряжении целый штат рабов, содержавшихся  на счет государства. Мы должны представлять себе эти учреждения робкими  попытками  устройства государственных госпиталей, предназначенных специально для  бедных.

Общества  взаимопомощи.                                                                                                                            Эти общества по своей благотворительной организации и религиозному характеру можно было бы принять за совершенно современные учреждения. Каждое общество имело общую кассу, пополнявшуюся двумя источниками доходов: прежде всего, добровольными вкладами, затем — членскими взносами. Тот, кто отказывался от уплаты этого взноса, исключался из общества, если у него не было смягчающих обстоятельств, как, например, денежных затруднений или болезни. Члены общества, или  эранисты, устраивали совместно некоторые празднества, собирались для жертвоприношений и для пиршеств; в то же время они оказывали друг другу взаимную поддержку.                                                                                                 Если член общества подвергался каким-нибудь несчастиям имущественного характера, он получал от сотоварищей  помощь с обязательством возвратить долг, когда условия его жизни сделаются более благоприятными.

Вывод.                                                                                                                                                    Таким образом, можно сделать вывод, что важнейшими общинными чертами Древнегреческого полюса являются стремление к однородности, одинаковости и  взаимопомощи.                                                                                                                                                                 В античном обществе они проявляются в разных формах. Уже к концу архаической эпохи в греческих полюсах сложилась система взаимных обязательств между гражданами и коллективом в целом. В обмен на выполнение гражданами обязанностей гражданский коллектив должен был обеспечить им приличное существование.                                                                                        Государство было обязано содержать своих граждан, чтобы они чрезмерно не обнищали. Поэтому даже оставивший свои занятия каменотеса Сократ чувствовал себя в родном афинской полисе достаточно комфортно, нигде не работая и проводя время в беседах на рынке. 
 

Информация о работе Законадательная помощь в Древней Греции