Взаимосвязь социальных санкций и проявлений экстремизма студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание

Предмет исследования - взаимосвязь социальных санкций и проявлений экстремизма студенческой молодежи
Задачи исследования:
рассмотреть понятие социальных санкций;
изучить функции социальных санкций;
проанализировать социологическое исследование взаимосвязи социальных санкций и проявлений экстремизма студенческой молодежи.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и функции социальных санкций

1.1 Понятие социальных санкций

1.2 Функции социальных санкций

Глава 2. Социологическое исследование взаимосвязи социальных санкций и проявлений экстремизма студенческой молодежи

2.1 Формулировка проблемы исследования, цели и задачи

2.2 Анализ полученных данных

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Социальные санкции.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

Совмещение количественных и качественных методик обосновано, тем, что в настоящее время в социологических исследовательских проектах наблюдается все более частое обращение к качественным методам. Это связано с изменением позиции социологического знания и переориентацией на субъективный опыт индивида. В обществе значительно возрастает удельный вес неопределенности, а перспективы собственного развития человека стали более противоречивыми и неясными. Поэтому при анализе каких-либо социальных явлений логично предполагать наличие новых адаптивных механизмов, которые подготавливают личность к неопределенности, вариативности социальных условий в настоящем и будущем. В качестве одного из носителей таких элементов могут быть выбраны представления человека о своем будущем. В этом случае механизм успешной адаптации к социальным изменениям гипотетически должен включать вариативные, неоднозначные прогнозы человеком своего жизненного пути.

Качественные методики представлены интервью. Сбор первичной информации осуществлялся методом личного полустандартизированного интервью по месту учебы, которое проводится с помощью примерного вопросника, дающего возможность варьировать содержание беседы с респондентом. Вопросник включает в себя содержательную часть и социально-демографический блок[13].

Подобное интервью строится в виде свободной беседы, во время которой респонденту задаются вопросы, соответствующие заранее составленному плану. Эти вопросы вплетаются в разговор, не прерывают беседу, а направляют ее. При необходимости исследователь может возвращаться к вопросам, оставшимся неозвученными. Это фактически сокращает время исследования и фокусирует материал в определенных рамках для выполнения определенной цели.

Материалы качественного исследования позволяют охарактеризовать информированность респондентов по изучаемой проблеме, а также предпосылки возможности проявления респондентом агрессии как реакции на проблемы личного характера, так и на происходящие события в стране и мире.

Задачей данной качественной методики является уточнение исследовательской гипотезы, а также подготовка материалов, необходимых для проведения анкетного, а затем экспертного опроса.

Количественные методы в данном исследовании представлены анкетным опросом студентов и экспертным опросом.

Опрос студентов осуществлялся методом анкетирования по месту учебы респондентов. Специфические особенности постановки вопросов и фиксирования ответов оговаривались в инструкции интервьюеров. Анкета включает в себя социально-демографический блок, а также содержательную часть, состоящую из вопросов открытого и закрытого типа.

Объем выборки составил 500 человек. Все они студенты, обучающиеся в ВУЗах (РГУ, РГМУ, РГПУ, ДГТУ). Возрастные характеристики выборки:

От 18 до 20 лет – 250 человек,

От 21 до 23 лет – 250 человек.

Время полевого исследования: июнь-октябрь 2010 года.

Задачами этого опроса являлось получение количественных характеристик информированности респондентов об экстремизме, как общественном явлении, о существовании и деятельности организаций экстремистского толка.

Экспертный опрос осуществлялся методом формализированного интервью (типа «face-to-face») по месту работы респондентов. Исследование проводилось в с 1 сентября по 10 октября 2010 года. Исследование включает в себя два этапа работ: отбор респондентов по заданным критериям по телефону и последующее личное посещение респондента с целью заполнить более подробную анкету.

Количество опрошенных экспертов составило 12 человек. По два от каждой предложенной сферы их деятельности: образование, наука, общественные организации, власть, силовые структуры и СМИ.

Задачей этого было аккумулировать богатый профессиональный и жизненный опыт и получить экспертную оценку по проблеме экстремизма.

 

2.2 Анализ полученных данных

 

Первая часть интервью включала рассказ респондента о себе, о своих микросоциальных связях (семья, друзья, коллеги). В рамках этого блока вопросов респонденты рассказали о материальном положении семьи, о внутрисемейном психологическом климате, о друзьях, о проводимом досуге. По итогам анализа данного блока ответов, можно выделить две группы респондентов: оценивших свое положение благополучно (1) и тех, чье положение неблагополучно (2).

1. «Я считаю, что мы достаточно обеспеченная семья» (Виктор, 19 лет, русский)

«На еду хватает, вроде пока не жалуемся. Я работаю. Все, что хотим купить, конечно, не можем, но необходимое есть. Живем как все» (Звиад, 23 года, грузин)

«Положение довольно благополучное. Сейчас. Мне кажется, что мы представляем типичный средний класс. Российский. Отношения в семье в принципе нормальные. Как и в каждой случаются какие-то ссоры» (Олег, 20 лет, русский)

2. «Денег нет. На питание немного хватает. Одевают родители» (Вячеслав, 19 лет)

«Материальное положение ниже среднего» (Александр, 22 года, татарин)
«Материальное положение? Сложный вопрос. Приходится совмещать параллельные варианты работы совмещать с учебой» (Юрий, 23 года, русский)

Тем не менее, дальнейшая беседа с респондентом формирует мнение о том, что даже при ухудшении социального фона вероятность возможности роста радикальных взглядов остается достаточно низкой. Респондентов спрашивали о том, хотят ли они что-то поменять в своей жизни. Подавляющее число интервьюируемых не желают значительных изменений в жизни.

«Что-то возможно бы изменила, но полностью менять ничего бы не стала (Дарья, 21 год, русская)

«Меня все устраивает в своей жизни: учеба, семья, друзья. Я ничего не хочу менять» (Эдуард, 20 лет, армянин)

Причина видится в том, что молодежь не видит очевидных путем самоорганизации, возможного решения волнующих проблем.
Далее, для проверки гипотезы о возможности взаимосвязи роста патриотических и радикальных настроений в молодежной среде, а также возможной подмены этих понятий, были заданы вопросы о патриотичности респондента, его желании что-то сделать для своей страны. В силу «особости» данной социальной группы, наделенной такими классическими психокачествами, как максимализм и повышенная эмоциональность, можно предполагать, что патриотичность молодежи может иметь националистические черты. Однако анализ ответов показывает, что большинство респондентов считают себя патриотами своей страны, но в то же время, самым приемлемым путем выражения патриотичности полагают профессиональную карьеру в своей стране.

«Проявление патриотизма – это желание что-то дать своей стране. Желание работать в этой стране. У меня есть гордость и переживание за успехи и неудачи своей страны»

«Патриотизм – в настоящий момент, это умение из всей сложившейся негативной ситуации, социально-экономической и политической в отношении России, найти плюсы и все-таки из анализа всех этих плюсов сделать внутри себя ситуацию внутреннего морального комфорта и уметь передавать этот потенциал другим людям, а также сохранять и развивать все лучшее, что заложено в русском человеке. В первую очередь – это положительный опыт предыдущей истории России»

«Я пошел бы воевать на фронт, если бы складывалась такая ситуация. А сейчас – не знаю, может быть – вырасту и стану серьезным человеком и сделаю что-то для своей страны» (Виктор, 19 лет, русский)

Так, как экстремизм противозаконен, далее, по логике беседы, шел блок вопросов о возможности совершения респондентом и его окружением противоправных действий. При анализе результатов интервью, было выявлено, что чуть более половины респондентов противоправные действия совершали сами, либо кто-то из их друзей. Необходимо уточнить, что в понятие «противоправные действия» респонденты вкладывали свой смыл.
«Я стараюсь жить по закону. Наверное, совершал. В детстве. Я сталкивался. Во дворе, на улице. Когда толпа налетает на одного человека и избивает» (Петр, 21 год, русский)

«Да … да. Совершал и сам сталкивался, потому, что у нас такая страна» (Виктор, 19 лет, русский)

«Всякую деятельность можно рассмотреть как противоправную. Сложно ответить на этот вопрос» (Юрий, 20 лет, русский)

«Конечно, совершала. Думаю, что каждый из нас переходил дорогу на «красный свет» (Ира, 20 лет, русская)

Затем шли вопросы, непосредственно касающиеся темы исследования. Респондентам было предложено дать собственное определение экстремизму, привести возникающие ассоциации. Исследователи ставили перед собой задачу определить степень информированности респондентов о данной проблематике.

Были даны самые разные формулировки понятия экстремизм. Можно выделить несколько направлений в услышанных ответах. Экстремизм, понимается, как проявление насилия (1), радикализм (2), терроризм (3), политический режим (4), противозаконные действия (5) и образ жизни (6).

«Экстремизм – это когда человек готов на крайние меры для достижения каких-либо политических, либо иных целей. Но вне закона, прежде всего» (Юрий, 20 лет, русский)

«Экстремизм для меня, прежде всего насилие» (Александр, 22 года, татарин)

«Ну…. это, нарушение норм…… законов» (Звиад, 23 года, грузин)

«Экстремизм, это когда человек доходит до крайности в своих взглядах и действиях» (Петр, 21 год, русский)

«Ну, это вообще…. Люди, которые совершают диверсии» (Вячеслав, 19 лет, национальность не указал)

«Ну, это спорт, риск, игра со смертью» (Ирина, 20 лет, русская)

«Это когда в стране.…Ну, как социализм или капитализм» (Эдуард, 20 лет, армянин)

Разнообразен и эмоционально насыщен ассоциативный ряд, названный респондентами: крайность, насилие, неповиновение, беспорядки, война, религия, нарушение закона, организация, социализм, популист, призывающий к свержению политической власти.

Если взглянуть на список политических деятелей, которых респонденты считают экстремистами, то можно заметить, что наиболее часто упоминаемы не те, кто реально причастен к "насилию" и "террору" последних месяцев, а те, кого уже довольно давно принято называть экстремистами: Жириновский, РНЕ.

Далее беседа шла о возможном участии респондентов в экстремистских группировках. Некоторые из респондентов имели собственный опыт взаимодействия с организациями экстремистского толка или знают об опыте своих знакомых.

Респондент Вячеслав (19 лет, национальность не указал) рассказал о том, какие причины привели его в РНЕ (по результатам дальнейших исследований, РНЕ самая популярная по причастности к экстремистским взглядам группировка). По признанию Вячеслава, в РНЕ его привели друзья, с которыми он разделяет идеологию данной организации. Вот как респондент описывает времяпровождение в рамках данной организации:
«Мы собирались вместе, и, допустим, нам говорил кто-то сверху, что надо поехать туда-то и сделать то-то, дела, ну собрать подписи, сделать вещи, которые могут реально влиять, допустим, на судьбу нашего города. Допустим, Нахичевань (прим. район города) можно было «очищать» таким образом. Когда стоят два армянина и видят, что нас стоит четверо, и они не начинают ходить и сбивать деньги или делать что-то в этом роде. А когда нас нет, поступают постоянно жалобы, что начинается беспредел. Армяне приехали и хотят всего».

Вячеслав состоял в данной организации полгода. Рассказывая о своей семье, он упомянул нехватку денег в семье, свою материальную зависимость от родителей, трудности с поступлением в институт. Примечательна характеристика времяпровождения респондента:

«Не знаю. В Интернете играю»

В ходе интервью, Вячеслав проявил себя как эмоциональная личность, откликающаяся на политические события в стране и мире. В ходе беседы им были упомянуты: война в Югославии, чеченская война, суд Буданова, война в Ираке. Случай Вячеслава, по мнению исследователей – типичен. Налицо – поиск собственного места в обществе, очевидна реакция на трансформационные процессы, затрагивающую такую важную область социализации, как политическая культура.

Респонденты также рассказали о своих знакомых, состоящих в организациях, радикального толка.

«Да, я знаю людей, которые состоят в РНЕ, НБП. В основном это люди из социально неблагополучных семей, пролетаризированные, некоторые оторваны от общества. Из руководящих – это бывшее руководство РНЕ. Есть и библиотекари, люди, у которых есть педагогические навыки. Кто не получает приличной оплаты и склонны сваливать на…хотя это конечно и не является правдой, на отрицательное влияние представителей кавказской национальности. В основном это социально неблагополучные семьи и личности» (Юрий, 20 лет, русский).

Респонденты, описывая причины, приведшие знакомых в подобные организации, называют следующие: общие интересы с друзьями, симпатия к взглядам подобных группировок.

Еще одно из направлений беседы – реакция респондента на происходящие в стране и мире события.

Проведенные интервью акцентируют внимание исследователей на том, что возможный рост экстремистских настроений зависит от роста общей политической активности общества, связанного с какими-нибудь яркими событиями (например, война в Ираке) или усилением напряженности борьбы за власть. Среди последних событий в мире у респондентов нашли отклик: война в Югославии, война в Ираке.

«Брать автомат и ехать в Югославию не очень хотелось, но я очень переживал за судьбу народа» (Александр, 20 лет, татарин)
«Косово. Это было просто уничтожение народа сербов» (Вячеслав, 19 лет, русский)

«Отношения между США и Ираком. Необходимо вывести американские войска из Ирака. В Грузии. Мой друг – абхазец и все, что там происходит, в той или иной степени затрагивает его интересы и волнует меня. К власти могут прийти грузинские националисты и установить авторитарный режим над неконтролируемыми территориями. Все это приведет к войне» (Алексей, 23 года, русский).

Информация о работе Взаимосвязь социальных санкций и проявлений экстремизма студенческой молодежи