Возникновение теоретической социологии XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание

Родоначальником социологии как науки принято считать французского мыслителя Огюста Конта. Он стремился создать новую науку в обществе, которая была бы такой же точной, объективной и логичной, как физика, химия или математика. Именно поэтому Конта называют основоположником определённого направления в социологии-позитивизма.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная №1 по социологии.docx

— 33.31 Кб (Скачать документ)
  1. Основные социологические идеи позитивистской теории О. Конта.

Родоначальником социологии как науки принято  считать французского мыслителя  Огюста Конта. Он стремился создать новую науку в обществе, которая была бы такой же точной, объективной и логичной, как физика, химия или математика. Именно поэтому Конта называют основоположником определённого направления в социологии-позитивизма.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) -философское учение согласно которому позитивное знание  может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1.Первый (классический) позитивизм.

2. Эмпириокритицизм.

3. Неопозитивизм или логический позитивизм.

4. Постпозитивизм.

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. При изучении социальной сферы, утверждал О. Конт, необходимо не полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, социальный эксперимент, сравнительные и исторические методы.

    К основным идеям позитивной философии Огюста Конта  следует отнести

      следующие:

1.Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз.

2.Иерархический подход и классификация научных отраслей.

3.Социальная статика и социальная динамика («Порядок и прогресс»).

4.Опора на здравый смысл.

5.Принципы взаимоотношения теории и практики, а так же науки и искусства.

6.Формирование новой социальной морали посредством социальной философии.

7.Направленность на непосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество.

 

«Основной закон интеллектуальной эволюции человечества»

Согласно  этому закону, познавательная деятельность людей и их общественное сознание прошли через три стадии своего развития:

1. Теологическая - люди в качестве объяснительной гипотезы используют           понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ.

2.Метафизическая - люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности.

3.Позитивная - единственной формой знания становится научное знание. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

Такой подход к научной методологии привёл Конта к иерархии научных отраслей. В основании этой иерархии лежит математика, как наука, в которой излагаются основные методы чёткого мышления, затем идёт астрономия, как наука показывающая, как позитивный метод может быть применён на практике. Следующей наукой в иерархии является физика, а за ней идёт химия, показывающая применимость естественно научных методов к живым организмам. После химии идёт физиология (биология) – наука, описывающая процессы в живых организмах, а венчает эту пирамиду – социология (или социальная физика), призванная не только познать законы развития общества, но выработать новую мораль, сообразующуюся со здравым смыслом.

Конт выделяет в обществе два явления: социальная статика, анализирующая равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь компонентов, и социальная динамика, изучающая различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Вторая часть социологии - «социальная динамика» должна быть, по мнению Конта, общей теорией естественного прогресса человечества, изучающей причины и закономерности социальных перемен, потому что историческое развитие общества связано с процессами эволюции и прогресса, а самым мощным фактором, определяющим прогресс, являлся человеческий разум. Само выделение этих двух составляющих является очень важным достижением в социологии. Это деление отражает девиз, избранный Контом для позитивизма – «Порядок и прогресс».

Идея  эволюции с позиции позитивизма.

Из эпохи  барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так идеалисты и мистики.

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества. Понятие позитивизма утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных подходов, относящих себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к изучению общества) остается доминирующей парадигмой.

Взгляд О. Конта на проблемы гармонии и согласия в обществе.

Гармония  в обществе - согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества: политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония в обществе, подчеркивал он, это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. Гармония в обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи - с другой, гармонируют между собой» . В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

      О. Конт стал основателем не только новой науки, также он впервые

поставил  проблему понятийного аппарата социологии. Он считал, что

описание  структуры общества должно производится в социальных терминах. Тем самым Конт даёт описание разнообразным социальным системам и социальным институтам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. Эволюционная социология Герберта Спенсера.

Существенно обогатил предмет социологии английский социолог Г.Спенсер. В традициях  позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил  использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы.

 

Органическая теория Г.Спенсера.

Органическая  теория, видным представителем которой  является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. сравнение общества и организма позволило Спенсеру выявить закономерности в организации общества и первым выделить и научно обосновать его структурные элементы, типологизировать общественные структуры в зависимости от различных параметров: сложности общества, типов социальной структуры. В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.

 

     Теория социальных институтов Г. Спенсера.

Наибольший  вклад в изучение социальных институтов на начальном этапе развития социологии внес Г.Спенсер. Он ввел этот термин, часто  его употреблял, но не дал строгого определения. Для Спенсера социальные институты – это нечто вроде органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют строение и базовую организацию общества.

Как и  Конт, Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует и изменения внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов Спенсер  обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. п.

Третий  тип институтов - политические. Их появлений Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и воины сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества.

Следующий тип - церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным.

 

Провидческая идея о либерализме  и буржуазном индивидуализме.

Придерживаясь крайней версии либерализма, Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социалистическое планирование, по мнению Спенсера приводит к биологическому вырождению, поощрению "худших за счет лучших". Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии.

 

Проблемы равновесия, гармонии и  стабильности в обществе.

Так же, как и О.Конт, Г.Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось им как результат приспособительных действий людей, достижение гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп и институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада  общества как процесса, обратного  социальному равновесию, гармонии и  стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, писал он. Этот процесс  совершается под воздействием внутренних и внешних причин. Распад общества, по Спенсеру, начинается с прекращения  эффективной деятельности государственных  институтов, включая институт власти, армии, прогрессивные в прошлом  организации. Становится малоэффективной  деятельность "промышленных классов". Движению масс мешают отдельные личности, прежде всего из числа политиков. При распаде общества, продолжает Спенсер, происходит "уменьшение интегрированных движений и возрастание движений дезинтегрированных, центробежных".

Растет  беспорядок, правительство часто  демонстрирует неумелые и даже нелепые  действия, прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся  в тесной связи со всем политическим организмом. Картина распада общества нарисована им объемно и дает немало для понимания процессов, происходящих в современном обществе.

Важно подчеркнуть,что  Г.Спенсер впервые ввел такие понятия, как «социальная организация», «социальная функция», «социальный процесс», а впоследствии и «социальный институт», ставшие базовыми понятиями социологии как науки.

 

3.Комментарий отрывка  из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит в истине и глубине понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания»

Милль всегда высоко отзывался о французском  философе, посвятив его взглядам книгу "О. Конт и позитивизм" (1865).Он положительно оценивал контовскую трактовку научного знания и его отношения к философии, различение социальной статики и динамики, а также "закон трех стадий", рассматривая позитивную стадию как высшее состояние человеческого общества. Однако Милль дистанцировался от политических взглядов "позднего" Конта, не принял его "религию человечества".

Информация о работе Возникновение теоретической социологии XIX в.