Возникновение и основные этапы развития социологии управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:29, доклад

Описание

Социальное управление имеет естественное происхождение. Долгое время оно не осознавалось человеком, пока не появилась идея Бога и связанный с ней институт власти. В дальнейшем стали осознаваться другие «социальные факты», влияющие на поведение людей, что укрепляло представление о социальном управлении. Первый крупный шаг в становлении науки об управлении был сделан в начале XX века Ф. Тейлором, который разработал основные принципы научного менеджмента. Он считал, что приоритетное значение имеет развитие научного менеджмента в четырёх взаимосвязанных сферах: а) нормирование( любой труд можно структурировать и измерить); б) исследование соотношения времени и задач ( желаемый результат необходимо достигать к определенному времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть меньше); в) систематический отбор и обучение кадров ( каждая фирма, стремящаяся к успеху, должна думать о постоянном совершенствовании персонала); г) денежные стимулы, вознаграждение за конечный результат ( эффективный менеджмент предполагает вознаграждение не за деятельность, а за результат).

Работа состоит из  1 файл

История зарождения и основные этапы.doc

— 31.00 Кб (Скачать документ)

Возникновение и основные этапы.

Социальное управление имеет естественное происхождение. Долгое время оно  не осознавалось человеком, пока не появилась  идея Бога и связанный с ней  институт власти. В дальнейшем стали  осознаваться другие «социальные факты», влияющие на поведение людей, что укрепляло представление о социальном управлении. Первый крупный шаг в становлении науки об управлении был сделан в начале XX века Ф. Тейлором, который разработал основные принципы научного менеджмента. Он считал, что приоритетное значение имеет развитие научного менеджмента в четырёх взаимосвязанных сферах: а) нормирование( любой труд можно структурировать и измерить); б) исследование соотношения времени и задач ( желаемый результат необходимо достигать к определенному времени, в противном случае вознаграждение за результат должно быть меньше); в) систематический отбор и обучение кадров ( каждая фирма, стремящаяся к успеху, должна думать о постоянном совершенствовании персонала); г) денежные стимулы, вознаграждение за конечный результат ( эффективный менеджмент предполагает вознаграждение не за деятельность, а за результат).

Большая заслуга Ф. Тейлора заключается  в предложенной им новой структуре  управления. Суть её состоит в четком разделении труда распорядительного  и исполнительного. Причем при таком разграничении необходимо иметь в виду, что распорядительный труд – это деятельность администрации, которой предстоит стать искусством, многие элементы которого должны быть возведены в норму, зафиксированы, приняты и применены совершенно так же, как сейчас применяются достижения науки.

Дальнейший шаг в рационализации управления предприятием сделан другим крупным специалистом Г. Эмерсоном в его книге «Двенадцать принципов производительности». Эти принципы развёртываются им в такой последовательности: 1) точно поставленные идеалы и цели; 2) здравый смысл; 3) компетентная консультация; 4) дисциплина; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) оперативный, надежный, полный и точный, постоянный учет; 7) диспетчирование; 8) нормы и расписание; 9) нормализация условий; 10) нормирование операций; 11) написанные стандартные инструкции; 12) вознаграждение за производительный труд. Особенно следует выделить первый из названных принципов – точно поставленные цели. В нём отражена основная тенденция классической школы управления начала ХХ века – тенденция рассматривать производственную организацию как своеобразный «рациональный инструмент» по достижению поставленных целей.

Проблема научного управления перешагнула  с американского континента. Здесь наиболее яркой фигурой начала ХХ века был Файоль – предприниматель, организатор, исследователь. Обобщая свои многолетние наблюдения он создал «теорию администрации». Если Ф. Тейлор и Г. Эмерсон анализировали проблемы управления применительно к цеху и предприятию, то А. Файоль сконцентрировал внимание на высшем административном управлении, принципы которого, сформулированные им, применимы не только в экономике, но и в правительственных службах, в военном деле, торговле, то есть носят универсальный характер. В системе Файоль выделил 5 универсальных элементов, присущих любой организации: планирование, организацию, руководство, координацию, контроль.

Очень существенный вклад в становление  и развитии социологии управления сделан выдающимся немецким социологом М. Вебером. Все названные концепции управления в той или иной мере строились на вытеснении личностного начала, что приводило нередко к тому, что их применение не всегда давало желаемый эффект, особенно в период между двумя мировыми войнами, когда резко возросла роль личностных факторов в развитии производства. Учитывая это обстоятельство, известный американский социолог, один из лидеров знаменитой «Чикагской школы социологии» Э. Мейо выдвинул концепцию «человеческого фактора», всесторонний учет которого в управлении, согласно его утверждению, - важнейший источник роста производительности труда и успешного разрешения конфликтов.


Информация о работе Возникновение и основные этапы развития социологии управления