Война как способ разрешения национальных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:05, контрольная работа

Описание

Актуальность изучения этнических конфликтов в последние десятилетия обусловлена трудноразрешимостью подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Вооруженные конфликты в Югославии, Нагорном Карабахе, Молдове, Южной и Северной Осетии, Чечне оказались серьезными проблемами 90-х годов XX века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Межнациональный конфликт: понятие, причины………………………5
Международное право и мирное разрешение международных конфликтов………………………………………………………………..9
Война как способ урегулирования межнациональных конфликтов…12
Начало войны………………………….…………………………13
Участники боевых действий………………………………………15
Средства и методы ведения войны………………………………..17
Окончание войны и его последствия…………………………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КР.docx

— 50.65 Кб (Скачать документ)

И.П. Блищенко так определяет такую категорию  как  мирные средства урегулирования международных споров – это международно-правовые способы и средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами современного международного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочнения мира, развития мирных отношений.

Однако, в современном цивилизованном мире не всегда удается избежать вооруженных столкновений между государствами, нациями, не удается избежать войны.

 

 

 

 

 

 

 

3. Война как способ  урегулирования межнациональных конфликтов.

 

 

Эммануил  Кант охарактеризовал стремление к  миру, как историческую необходимость, которая исключает в конечном итоге войну, как форму международных  отношений. Он говорил, что если не отвергнуть войну, как форму международных  отношений, то нашу цивилизацию «ожидает вечный мир на гигантском кладбище человечества».

Война –  это состояние борьбы или конфликта  между двумя или несколькими  государствами с использованием вооружённых сил; вооружённая борьба между государствами или общественно-политическими кланами  за осуществление их политических, экономических  и   других целей.

Международное запрещение агрессивных войн ещё  не ведёт к искоренению из общественной жизни причин, которые порождают  военные конфликты. Несмотря на запрет обращаться к вооружённой силе в  международных отношениях, государства  нередко прибегают к ней для  разрешения споров между собой. Это  обуславливает необходимость правового  регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооружённых  конфликтов, в целях его максимально  возможной гуманизации. Эти отношения регулирует соответствующая группа норм международного права – нормы права вооружённых конфликтов. Они устанавливают взаимные права и обязанности участников конфликта относительно применения средств и методов ведения военных действий, регулируют отношения между воюющими и невоюющими государствами, определяют ответственность за нарушение соответствующих норм и принципов.

 

 

 

    1. Начало  войны.

Согласно  международному праву война должна объявляться заранее. Гаагская конференция  об открытии военных действий  1907 года устанавливает, что военные действия между государствами  не должны начинаться без предварительного  и недвусмысленного предупреждения. Оно предусматривается в двух формах:

1) мотивированное  объявление войны,

2) ультиматум  – категорическое, не допускающее  возражений требование, при условии  невыполнении которого будет  начата война. 

Следует отметить, что эта норма действует  и в современных условиях. Сам  факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, считается агрессией и невыполнение требований международных норм еще больше отягощает это преступление. В соответствии с определением агрессии Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, факт объявления войны, которая не является актом самообороны согласно Уставу ООН, не превращает войну противозаконную в войну законную, а представляет собой акт агрессии, и сам факт объявления войны становится международным преступлением. Соблюдение норм международного права вооруженных конфликтов обязательно независимо от того, объявлена война или нет.

Объявление  войны входит в компетенцию высших органов государственной власти. Объявление войны (или состояние войны) влечет за собой ряд международно-правовых последствий независимо от фактического начала военных действий, даже если оно не сопровождается боевыми действиями. Боевых действий может вообще не быть, но состояние войны с юридическими последствиями будет сохраняться вплоть до его прекращения.

К важнейшим  правовым последствиям состояния войны  относятся: прекращение мирных отношений  между государствами, что влечет за собой  разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений, торговых и других. Дипломатические и другие представительства закрываются, и персонал их покидает территорию неприятельского государства. Иногда это связано с большими трудностями, занимает много времени, особенно если боевые действия начаты между соседними государствами.

Защита  прав и интересов граждан воюющих  государств поручается третьему, обычно нейтральному, государству (с его  согласия), которое поддерживает  дипломатические отношения с обоими воюющими государствами. Например, во время второй мировой войны германские интересы в СССР представляла Швеция, и она же представляла интересы СССР в Германии.

Начало  войны приводит к тому, что политические, экономические и другие договоры прекращают свое действие. Запрещаются торговые сделки с юридическими лицами неприятельского государства. Имущество, принадлежащее неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического и консульского представительств). Однако собственное имущество неприятельских граждан является, в принципе, неприкосновенным. Сами граждане подвергаются различным ограничениям. Они могут быть принуждены к проживанию на период войны в отдельных районах  (интернированы).

Территория, на которой развёртываются военные действия, называется театром войны. Она может включать в себя сухопутную, морскую и воздушную территории, а также открытое море и воздушное пространство над воюющими государствами. Не может использоваться в качестве театра военных действий территория нейтральных государств. В международном праве выделяют нейтрализованные территории. К ним относятся Магеланов пролив, Суэцкий и Панамский каналы, Аландские острова, Антарктика и др. Согласно Договору по космосу 1967г. в театр военных действий нельзя включать Луну и другие небесные тела. Современное международное право исключает также из театра военных действий открытые города и центры сосредоточения больших культурных ценностей.

 

    1. Участники боевых действий.

 

В международных  конфликтах участниками являются, прежде всего, вооружённые силы. Ведение  тотальной войны, где не проводится различия между гражданскими и военными участниками запрещено международным  правом и считается преступным. Понятие  «вооружённые силы» так определяется Дополнительным протоколом №1 к Женевским  конвенциям: они «состоят из всех организованных вооружённых сил, групп и подразделений, находящихся под командованием  лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчинённых, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными  противной стороной. Такие вооружённые  силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых  в период вооружённых конфликтов» .

 Но  вооружённые силы с точки зрения  применения против них оружия  неоднородны: среди них различают  комбатантов и некомбатантов.

Дополнительный  протокол №1 определяет комбатантов  как лиц,  входящих в состав вооружённых сил, которые  принимают непосредственное участие в военных действиях. Как уже было сказано выше, они непосредственно принимают участие в военных действиях и только к ним может быть применено насилие вплоть до физического уничтожения. Попав в плен они становятся военнопленными. К комбатантам относят:

  • Личный состав регулярных вооружённых сил.
  • Иррегулярные силы – партизаны (если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчинённых; имеют видный из далека отличительный знак; соблюдают законы и обычаи войны; открыто носят оружие во время каждого военного столкновения).
  • Экипажи торговых и военных суден, самолётов.
  • Население не оккупированных территорий, если оно при приближение неприятеля берётся за оружие, соблюдая законы и обычаи войны.

Наёмники, военные консультанты не являются комбатантами, при чём первые считаются военными преступниками, а вторые действуют на основе двусторонних соглашений и присланы для оказания помощи другим государством для создания вооружённых сил, военных кадров, обучения войск. Следует также различать шпионов и разведчиков. Шпион – это человек, скрывающий своё настоящее лицо и свою деятельность, тайно собирающий сведения о вооружённых силах противника. Разведчик – это человек, который действует открыто, в военной форме, не скрывающий своей принадлежности к вооружённым силам противника. При этом разведчик относится к комбатантам, а шпионы нет.

К некомбатантам  относятся медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты, репортёры, капелланы. К ним не должно применятся оружие. Однако если они принимают непосредственное участие в военных действиях, они становятся комбатантами.

В случае занятия армией территории чужого государства, население не должно быть обязано принимать участие в войне против своего отечества. Армия может завладеть движимой собственностью, фондами и долговыми требованиями другого государства. Государство-захватчик не имеет права истреблять общественные здания, недвижимость, леса и сельскохозяйственные угодья. Запрещается угон и депортирование гражданских лиц на территорию оккупирующей страны, также не разрешается перемещение собственного населения на территорию оккупированной державы (все выше описанные действия могут проводиться только исходя из соображений безопасности населения).

 

    1. Средства и методы ведения войны.

 

Под средствами ведения войны понимают оружие и  иную военную технику, применяемые  вооружёнными силами воюющих для  уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавлению его сил и способности к сопротивлению.

Методы  боевых действий – это порядок, всевозможные способы использования средств  ведения войны в указанных  целях.

Право сторон в выборе средств и методов  ведения боевых действий не является неограниченным. Т.е. международное  право выделяет дозволенные и  недозволенные средства ведения  войны.

К недозволенным относятся все виды оружия массового уничтожения, оружие способное причинять излишние повреждения или излишние страдания людей, средства, способные причинять долговременный и серьёзный вред окружающей среде. Международно-правовыми документами прямо запрещены некоторые виды оружия: разрывные пули или снаряды, содержащие горючие и зажигательные вещества, яд и отравленное оружие, напалм, фосфорные мины, применяемые против невоенных объектов, шариковые и игольчатые бомбы, мины-ловушки, противопехотные мины.

Надо  сказать, что ядерное, радиологическое, нейтронное, инфразвуковое, лазерное, генетическое, психотропное оружие пока ещё не являются объектом прямого запрета.

Кроме запрещённых  средств выделяют также запрещённые  методы ведения войны. Это, прежде всего вероломные методы: предательски убивать или ранить неприятеля, убивать сдавшихся или раненых, незаконно пользоваться парламентским флагом или флагом Красного Креста, военными знаками и форменной одеждой неприятеля. Международное право не запрещает военные хитрости: маскировку, передвижение войск, дезинформацию, ложные операции.

К недозволенным  методам относятся также бомбардировка  незащищённых городов, селений, жилищ, госпиталей, разрушение памятников культуры. Запрещается отдавать города на разграбление. Запрещается какое-либо воздействие  на окружающую среду, природу: поворот  океанский течений, вызывание цунами, землетрясений, других климатических  изменений.

Международное  право запрещает вести варварские методы ведения войны: захват заложников, отдавать приказ не оставлять никого в живых, использование пыток, использовать голод среди гражданского населения в качестве средства ведения войны.

    1. Окончание войны.

Прекращению состояния войны предшествует прекращение военных действий. Одним из способов прекращения таких действий является перемирие. Перемирие бывает частным (на отдельном участке фронта) и общим (по всему фронту). Оно может устанавливаться как на определённый срок, так и бессрочно. При бессрочном перемирии стороны могут возобновить военные действия в любое время, с предшествующим предупреждением противоположной стороны.

Военные действия могут прекращаться также при капитуляции одной из сторон. В данном случае прекращение войны происходит на условиях, поставленных победителем. Капитуляция может быть безоговорочной (побеждённый не делает ни каких оговорок).

Однако, ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войны. Оно прекращается различными международно-правовыми  средствами и формами.

Под окончанием войны следует понимать, прежде всего, прекращение состояния войны. Между воюющими странами восстанавливаются дипломатические, консульские и торговые отношения, устраняются и другие юридические ограничения вызванные войной.

Одним из средств прекращения состояния войны может быть односторонний акт или двусторонняя декларация. Специальной международно-правовой формой прекращения войны является мирный договор. В нём рассматриваются все моменты подписания мира (действие довоенных договоров,  территориальные вопросы, судьба вооружённых сил побеждённого государства, выплата репараций и др.).

Информация о работе Война как способ разрешения национальных конфликтов