Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:20, контрольная работа

Описание

Деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является всестороннее оказание разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика социальной сферы в Вооруженных Силах Российской Федерации …………………………………………………………6
2. Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей ………………………………………………………………………………….....7
3. Нормативно-правовая основа социальной защиты военнослужащих и членов их семей..……………………………………………………………….10
4. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей………………………………………………………..…………………...20
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

«Челябинский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы

 

 

Выполнила: студентка факультета

социального образования IV курса

(ОЗО)

Проверил:

 

 

 

Челябинск

2011

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………..3

1. Общая характеристика социальной сферы в Вооруженных Силах Российской Федерации …………………………………………………………6

2. Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей ………………………………………………………………………………….....7

3. Нормативно-правовая основа социальной защиты военнослужащих и членов их семей..……………………………………………………………….10

4. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей………………………………………………………..…………………...20

Заключение……………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность государства приобретает в официальных документах все большую и большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более учитываются потребности человека как высшие ценности общества, в соответствии с которыми строится государственная социальная политика. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является всестороннее оказание разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации /10, разд. VI, ст. 35).

Прохождение военной службы российскими гражданами осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

На военную службу в мирное время призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва [7].

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами.

Статус военнослужащего есть совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Государство берет на себя обязанности по социальной защите военнослужащих [4].

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в законе права, льготы, гарантии и компенсации, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих [1].

Значение социальной защиты профессиональных военнослужащих и членов их семей в современных условиях неуклонно возрастает, что обусловлено: обострением ранее существовавших и возникновением новых социальных проблем российского общества - безработицы, неплатежей заработанного вознаграждения, платности медицинских и образовательных услуг, потери социально-уязвимыми группами населения, в том числе военнослужащими и их семьями, ряда социальных гарантий. По указанию министра обороны Анатолия Сердюкова еще в июле 2007 года разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Ее основной целью является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала [5].

Цель: проанализировать социальные проблемы военнослужащих и членов их семей и социальную работу проводимую с ними, рассмотреть нормативно-правовую основу социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Объект: военнослужащие и члены их семей.

Предмет: сущность, принципы и методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

                  проанализировать социальные проблемы военнослужащих и членов их семей;

                  рассмотреть нормативно-правовую основу социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

                  изучить технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика социальной сферы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Военно-социальная сфера подразумевает все социальное пространство, всю совокупность элементов и сторон военно-социальных отношений, в которых функционируют военнослужащие и в которой они приобретают и реализуют свои социальные качества, необходимые для выполнения задач военно-профессиональной деятельности.

Именно военно-социальная сфера является пространством, влияющим на уровень социальной защищенности, оказывающим прямое или косвенное воздействие на выполнение задач военно-профессиональной деятельности, где возникают социальные проблемы. В этом пространстве реализуются цели и задачи социальной работы как специальной и целенаправленной деятельности по защите законных прав военнослужащих и членов их семей.

При рассмотрении особенностей социальной сферы в Вооруженных Силах Российской Федерации необходимо рассмотреть ее основные структурные элементы, которые можно принять в качестве возможных объектов и пространства социальной работы. Можно выделить следующие сферы жизнедеятельности военнослужащих, где происходит социальное взаимодействие, и формируются социальные отношения:

1)                 Военно-служебная – сфера жизнедеятельности военнослужащих, где реализуется их главная предметно-целевая функция, связанная с воинской службой. Эта сфера играет решающую роль в формировании и становлении личности профессионального военного в условиях воинской среды.

2)                 Общественно-политическая – сфера жизнедеятельности военнослужащих, связанная с реализацией ими совокупности гражданских, личных, политических и социально-экономических прав и свобод, установленных законом, закрепленных в нормах права и гарантируемых государством.

3)                 Семейно-бытовая - сфера жизнедеятельности военнослужащих, связанная с удовлетворением их потребностей на семейном и бытовом уровне. Основными предметными факторами данной сферы являются жилищные и бытовые условия жизнедеятельности военнослужащих и членов их семей, обеспеченность всеми видами довольствия и др.

4)                 Культурно-досуговая сфера - сфера жизнедеятельности военнослужащих, связанная с удовлетворением их духовных потребностей и организацией их досуга и свободного времени. Особенности территориального расположения многих частей Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований других силовых ведомств, их удаленность от населенных пунктов создают значительные проблемы в реализации данных потребностей.

5)                 Сфера межличностного взаимодействия (социально-психологическая сфера) охватывает взаимодействие на формальном (служебном) и на неформальном уровне, усвоение и исполнение военнослужащими различных социальных ролевых функций, процесс их вхождения в новую социальную среду, в системы социальных связей и отношений между собой, с командными и подчиненными личным составом, с членами семей и социальным окружением.

В рамках данных областей реализуется система социального взаимодействия в социальной сфере Вооруженных Сил как система взаимообусловленных социальных действий. Здесь развертываются взаимоотношения между отдельными военнослужащими и их группами, в том числе по поводу решения их социальных проблем [6].

 

2. Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей

Проблемы военнослужащих и их семей обусловлены особенностями той социально-ролевой системы, в которой они существуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. У семьи военнослужащего отсутствует возможность широкого выбора занятия и места жительства. Военнослужащий зачастую подвергается неблагоприятному воздействию различных факторов – физико-химические характеристики окружающей среды, психоэмоциональные и физические перегрузки, повышенная напряженность и вероятность межличностных конфликтов, наконец, прямая угроза здоровью и жизни.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил — наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Свобода выбора места жительства ограничивается: военнослужащий может быть направлен в любую точку, где существует необходимость в укомплектовании воинских частей кадрами. После увольнения в запас военнослужащий также ограничен в выборе места жительства, ориентируясь на наличие свободного жилья в регионах. А обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей, а также граждан, увольняемых с военной службы – это одна из острых социальных проблем Вооруженных Сил Российской Федерации. Значительное количество военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий или вообще не имеют жилья.

Семья следует за военнослужащим к месту службы, где очень часто существуют трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства супруги (супруга), а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи к новому месту службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новому коллективу и новой школе. Существование в условиях военного городка, оторванного от цивилизации, порождает синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. За 10 – 15 лет службы семья  перемещается до четырех раз и более к новому месту службы, где оказывается в новой социальной среде и вынуждена адаптироваться. Кроме того, необходимо учитывать неизбежные потери и износ домашнего имущества, расходование материальных ресурсов при переезде.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов. Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Информация о работе Военнослужащие и члены их семей как объект социальной работы