Влияние скандинавской мифологии на современную жизнь общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:23, реферат

Описание

Скандинавская мифология – одна из самых ярких и красочных мифологий мира. По популярности она уступает, пожалуй, только греческой и римской. Это очень богатая, необычная, и, безусловно, интересная мифология.

Содержание

Введение 3
Влияние германо-скандинавской мифологии 5
Заключение 9
Список литературы 10

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 24.82 Кб (Скачать документ)

Российский Университет  Дружбы Народов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии на тему

«Влияние  скандинавской и германской мифологии на жизнь общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 г.

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Влияние германо-скандинавской  мифологии                                                         5

Заключение                                                                                                               9

Список литературы                                                                                                  10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Скандинавская мифология – одна из самых ярких и красочных мифологий мира. По популярности она уступает, пожалуй, только греческой и римской. Это очень богатая, необычная, и, безусловно, интересная мифология.

Содержание скандинавских  мифов, рассказывающих о подвигах и  приключениях небожителей, существенно  ушло от праиндоевропейских сюжетов. Эта особенность послужила причиной популярности мифологии скандинавских стран. Прочтение Старшей и Младшей Эдд, которые, по сути, являются собранием скандинавских легенд, преданий и баллад, не раз вдохновляло композиторов, художников, скульпторов, поэтов на создание прекрасных произведений искусства.

Как и в любой мифологии  мира, в ней присутствует своя легенда о созидании мира, но она существенно отличается от всех остальных легенд.

Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных  начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское  начало. От их взаимодействия появились  великан Имир и мировая корова Аудумла. Корова лизала соляные камни  и создала таким образом первого  бога – Бури; от него пошел род  небесных богов – асов, главным  из которых почитался Один, бог  Солнца.

Кроме него выделялись Тор, бог грома и молнии, небесный кузнец, вооруженный волшебным молотом  Мьёлльниром, Тюр, бог войны, Видар, бог ремесленников-башмачников, Хед, слепой бог судьбы, Локи, бог огня. Асы во главе с Одином напали на великана Имира, убили его и из его тела создали Землю: кости  стали горами, жилы – реками, живот  – морем, волосы – лесом, череп  – небесным сводом, мозг – облаками.

Затем боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени  Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей  город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов  – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. Локи научил людей счету, рунам, изготавливать оружие, плести сети.

На небесах боги решили построить город для себя –  Асгард, для чего они вступили в  договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за 1 год; ему были обещаны  Солнце, Луна и жена Одина – Фрейя.

3

Великан строил город с  необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы  не дать выполнить договор. Локи превратился  в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу  года.

Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических  существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира. Быстроногий конь был  взят Одином, который стал совершать  на нем ежедневные поездки по небу; однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фрейей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили  бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года.

Другое дитя Локи – Ермунганд - опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Влияние германо-скандинавской  мифологии

Даже после христианизации скандинавских народов сохранилось  много «отпечатков» культа скандинавских  богов. Эти следы видны в названиях, праздниках и обычаях Скандинавии.

Приверженность людей  к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными  в Исландии.

Имена асов и ванов нашли отражение в названиях дней недели:

1) Monday (Англия), Maandag (Голландия), Montag (Германия), Mandag (Норвегия), lundi (Франция), lunedi (Италия), Lunes (Испания).

2) Tuesday (Англия), Dinstag (Голландия), Dienstag (Германия), Tirsdag (Норвегия), mardi (Франция), martedi (Италия), Martes (Испания).

3) Wednesday (Англия), Woenstag (Голландия), Mittwoch (Германия), Onstag (Норвегия), mercredi (Франция), mercoledi (Италия), Miercoles (Испания).

4) Thursday (Англия), Donderstag (Голландия), Donnerstag (Германия), Torstag (Норвегия), jeudi (Франция), giovedi (Италия), Jueves (Испания).

5) Friday (Англия), Vrijdag (Голландия), Freitag (Германия), Fredag (Норвегия), vendredi (Франция), venerdi (Италия), Viernes (Испания).

6) Saturday (Англия), Zaterdag (Голландия), Samstag (Германия), Lordag (Норвегия), samedi (Франция), sabato (Италия), Sabado (Испания).

7) Sunday (Англия), Zondag (Голландия), Sonntag (Германия), Sondag (Норвегия), dimanche (Франция), domenica (Италия), Domingo (Испания).

Разумеется, здесь сказалось  влияние астрологии (поскольку имена  богов связаны с небесными  телами) и Библии (название "суббота", данное шестому дню недели). Тем  не менее, показательно присутствие  имен главных индоевропейских мифологических персонажей, соотносимых с выделенными  в данной работе основными типами богов. Наиболее чистый пример являют германские языки. Вторник – день Тиу/Тюра (Бог Ясного Неба). Среда  – день Водана/Одина (Культурный Герой). Четверг – день Донара/Тора  (Бог  Грома. Любопытно, что в России, где  громовержец Перун контаминировался с Ильей Пророком, "ильин день" приходился также на Четверг). Пятница  – день Фрейи  (Великая Богиня. В России функции Великой Богини отчасти перешли на Параскеву  Пятницу).

5

Возможно, днем Бога Земных Сил являлась суббота.

Но, разумеется, древнескандинавская мифология оставила след не только в календаре. На окраинах северного мира ее не забывали в течение всего Средневековья. В XVII веке возникло явление, названное "скандинавским ученым ренессансом". Началось собирание древних рукописей. В ХVIII в. они были широко изданы в Европе и подхвачены романтиками.

Северные легенды (кельтская  и скандинавская мифологии) послужили  вдохновляющим источником для английского  художника, поэта и мыслителя  Уильяма Блейка. Языческие образы вошли в его стихи и картины, хотя и были творчески переосмыслены. Великану Имиру у Блейка соответствует  гигант Альбион (графический лист "Танец  Альбиона" и др.), содержащий в  себе все человечество. Боги Один и  Локи сопоставимы с демиургом  Юрайзеном и демоном бунта  Орком; молотобоец Тор напоминает блейковского бога творчества Лоса. Наконец, апокалиптический рев вечного волка, проходящий через  всю поэму Блейка "Америка. Пророчество", разнообразные изображения чудовищного  морского змея Левиафана - вызывают в  памяти персонажей Эдды - Волка Фенрира  и Мирового змея Ермунганда, появление  которых на поверхности земли  знаменует собой конец времен.

Великолепные сюжеты эддической мифологии неоднократно обыгрывались в литературе. К ним обращались Р. Хеббель (трилогия "Нибелунги"), поэт и драматург Ж. Жироду (пьеса "Зигфрид"), Наконец, современный  жанр "фэнтези" в значительной степени основан на скандинавских  мотивах. Об этом говорит уже само название главного романа отца-основателя "фэнтези" Д. Толкиена  - "Властелин  колец" (образ проклятого кольца заимствован из героических песен  Эдды).

Скандинавские мифологические сюжеты проникают и в русскую  литературу. Известна лубочная сказка "Еруслан Лазаревич", в которой  действует царь Огненный Щит Пламенное  Копье, разъезжающий на восьминогом  коне по небу. В данном персонаже  легко угадать скандинавского Одина. Любопытно, что эту сказку А.С. Пушкин положил в основу "Руслана и  Людмилы". Правда, Огненный царь не перешел  в поэму, его заменил Черномор, но зато в ней сохранена говорящая  голова великана, имевшая прообразом мертвую голову исполина Мимира, с  которой Один любил держать совет.

Изобразительное искусство, в период после Блейка, также нередко  обращалось к сюжетам северной мифологии, в том числе, естественно и  в самих скандинавских 

6

странах. Скульптор Г.З. Фрейд  в первой половине ХХ в. создал изображение  Одина (Копенгаген, Национальный музей).

 Правда, оно еще слишком  академично и похоже на известные  статуи Зевса, если не считать  двух волков, лежащих по обе  стороны от ног, сидящего на  троне бога. Другая скульптура  Фрейда - крылатый Локи (Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека) лучше показывает коварный и  мятущийся дух этого персонажа.  Позже, в столице Дании один  из парков был украшен скульптурными  группами на эддические сюжеты. Среди них - Гевьон, ведущая упряжку  из четырех быков (скульптор  А. Бунгор). По преданию, она отпахала  от Швеции остров Зеландию, на  котором и был основан Копенгаген. Но наиболее удачна, пожалуй, конная  статуя валькирии С. Синдинга, хорошо выражающая неистовость  воинственной девы.

Особую роль в пропаганде северноевропейского наследия принадлежит  неомифологическому направлению в  культуре и его основоположнику  Рихарду Вагнеру. Немецкий композитор создал величественную оперную тетралогию "Кольцо Нибелунга", основанную на скандинавской версии эпоса, густо  насыщенной мифологическими образами, оказал влияние на русскую школу  музыки. Это видно, например, из сравнения  его произведений с операми Н.А. Римского-Корсакова "Легенда о  Невидимом граде Китеже и деве Февронии" и "Кащей Бессмертный". Музыкальный образ Китежа, русского духовного идеала перекликается  с вагнеровским Граалем, а в Кащеевне мы узнаем тип валькирии.

Наконец, неоспоримо воздействие  немецкого композитора на формирование стиля модерн, ярко выразившегося  в архитектуре Европы и России. В Манхейме (Германия) был создан даже Зал Нибелунгов. В его оформлении важное место занимает большой лепной фриз, изображавший сюжеты эпоса в  манере, стилизованной под скандинавский  плетеный орнамент.

В Петербурге, Москве и ряде других российских городов некоторые  здания этой эпохи включают в свой декор маскароны в виде мужских  и женских голов в оперенных  шлемах. Их тип резко обличен от типа Гермеса (также имевшего крылатую шапку). Можно с большой долей  уверенности признать в мужских  ликах изображение Одина (Вотана, Водена), а в женских - валькирии. Именно одетыми в крылатые шлемы  представлялись Вагнеру герои его  опер. Такими они и вошли в наше сознание.  

С 1973 года существует такое  движение как асатру. Асатру (букв. «вера в асов») — неоязыческое движение, воссозданное на основе сохранившихся в

7

первоисточниках религии  дохристианских скандинавов. Общины Асатру зарегистрированы в Исландии, Дании  и Норвегии. В России общины Асатру существуют в виде общественных организаций, в большинстве своем без официального статуса.

Последователи Асатру считают  главным долгом возродить религию  своих предков. Их вера базируется, как и у прочих язычников, на обожествлении  сил природы, восстановлении традиций и фольклора коренного населения  своей страны. Скандинавская мифология  является мистической основой Асатру.

У шотландцев существует давний обычай, отмечающийся ими ныне в  канун Рождества. Он называется Yule Log - рождественское бревно. Этот обычай связан с древним скандинавским праздником сжигания Yule Log. Викинги сжигали огромное бревно, для того, чтобы солнце светило  ярче. В Шотландии празднование Yule стало популярным потому, что часть  Шотландских островов долго находилась под властью викингов и их культурным влиянием. Сейчас вместо бревна сжигают  толстую свечу.

Из народных исландских традиций добавили праздник Торри - Торраблот, придав национальному дню мужчины и  фермера статус праздника Тора и  Тюра. Торри (19-25 января) – празднуется  с 18-19 века

В современной религии  Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь  бога Тора, несмотря на то, что никакой  другой связи кроме похожего звучания между двумя этими персонажами  нет. Предположительно, мороз в это  время года так силен, что его  не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, и потому чтобы  разобраться с этим тут явно нужна  помощь Тора. Потому в этот день неоязычники  попросту отмечают праздник в честь  бога Тора.

В скандинавском «Дедушке Морозе» Святом Николаусе можно  проследить образ Всеотца Одина. Согласно преданиям, Один со своей женой  Фригг спускались в Миргард на коне Слейпнире, чтобы одаривать  людей. Святой Николаус первоначально  также одаривал людей 25 декабря верхом на коне, но в последствии средством  его передвижения стал ослик.

Информация о работе Влияние скандинавской мифологии на современную жизнь общества