Вклад О. Конта в социологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:45, доклад

Описание

Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность.

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

15) Статус

Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит особаясоциальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным "весом", чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином "ранг".

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

• когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;
• когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

16)

Представляется интересной попытка стратифицировать общества, исторические и современные, с помощью типологии стратификационных систем, предпринятая В. Радаевым. Любое общество может быть представлено, по мнению исследователя, как совокупность нескольких стратификационных систем, отличающихся особенностями дифференцирующих общество факторов, различными механизмами социального неравенства и его воспроизводства.

Ниже представлены 9 таких систем, выделенных по характеру расслоения, неравенства, хотя их может быть и больше.

Основные черты стратификационных систем

Тип системы -> Основа дифференциации -> Способ детерминации социальных различий -> Механизм передачи статуса



Физико-генетическая -> Пол, возраст, физические данные -> Физическое принуждение, обычай -> Биологическое наследование

Рабовладельческая -> Права гражданства и собственности -> Военное принуждение, кабальное право, продажа в рабство -> Социальное наследование

Кастовая -> Религиозное и этническое разделение труда -> Религиозный ритуал, этническая замкнутость -> Социальное наследование

Сословная -> Обязанности перед государством по выполнению важных функций Правовое оформление -> Социальное наследование

Этакратическая -> Ранги во властной иерархии (политической, военной, хозяйственной) -> Военно-политическое господство -> Не наследуется. Возможен протекционизм

Социально-профессиональная -> Род занятий, квалификация -> Образовательные сертификаты, корпоративная мораль -> Не наследуется

Классовая -> Размеры доходов и собственности -> Рыночный обмен -> Не наследуется. Возможно использование института майората

Культурно-символическая -> Сакральное знание, доступ к информации -> Религиозное, научное, идеологическое манипулирование -> Не наследуется

Культурно-нормативная -> Нормы поведения, стиль и образ жизни -> Моральное регулирование, подражание, идеологический контроль -> Не наследуется

Эти системы имеют широкое основание в историческом развитии, хотя не всегда совпадают с соответствующими типами общественного устройства. Они сохраняются в любом обществе, и совокупность представляющих их факторов в каждом конкретном случае своя.

Общество, по мнению В. Радаева, может быть описано, как определенная конфигурация, констелляция ("созвездие") систем. Высокий или низкий статус групп в одной системе может подкрепляться таким же статусом в другой. Статус богатых (классовый) подкрепляется особым стилем жизни (культурно-нормативный статус), обладанием информацией (символический капитал), профессиональными успехами (квалификационный статус) или просто хорошими физическими данными (статус "крутого", "звезды спорта") и т.д. В большей или меньшей степени подобные системы представлены и в стратификационной картине постсоветской России, где исторически наследовался приоритет статуса в этакратической системе, лишь за ним шли статусы экономические, культурные и др. Проблема социологии - как их адекватно описать

О. Шкаратан, чьи работы были фокусированы непосредственно на концепции социальной структуры, видит последнюю в неразрывной связи с проблемой социального неравенства. Элементами этой структуры являются «группы людей, неравных в социальном и экономическом отношениях... «9. В действительности одним из оправданий исследований социальной структуры было то, что «именно эта концепция помогает выявить социальное неравенство с целью борьбы за его уничтожение»10. Более того, по мнению Шкаратана, неравенство социальных групп не только служит наследием капитализма, но и воспроизводится в условиях социализма. Даже эти очень общие подходы, содержащиеся в работах таких социологов как Заславская и Шкаратан, означают отчетливый разрыв с некоторыми элементами более раннего «официального взгляда» на социальную структуру, описанного Оссовски. Это, безусловно, верно по отношению к предшествующим концепциям классовой системы, которая структурирована исключительно горизонтально, и по отношению к видению неравенства вознаграждений главным образом как отражения 6 Урбанизация и рабочий класс в условиях научно-технической революции. Работы Шкаратана сосредоточены на проблемах социальной структуры промышленных предприятий (выборочные обследования ленинградских машиностроительных заводов) и городского населения (три города в Татарской республике). В работах Арутюняна изучается социальная структура колхозов и совхозов в сельских регионах. Социальные группы, выделяемые в некоторых из этих исследований, показаны в таблице 1. 1. Данные группы ранжированы от разнорабочих на одном конце до управленческого персонала предприятия на другом. Данные об экономическом статусе, культурных атрибутах и жизненных возможностях этих слоев, приводимые в подобных исследованиях, и есть тот исходный материал, который будет использоваться нами в последующих главах для анализа природы социального и экономического неравенства в советском обществе.



Информация о работе Вклад О. Конта в социологию