Виды интерпретации и основных понятий и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:39, контрольная работа

Описание

Интерпретация — в широком смысле характеризуется как разъяснение, истолкование, дешифровка одной системы (текста, событий, фактов) в другой, более конкретной, понятной, наглядной пли общепризнанной. В специальном, строгом смысле интерпретация определяется как установление систем объектов, составляющих предметную область значений базовых терминов исследуемой теории и удовлетворяющих требованиям истинности ее положений. В таком ракурсе интерпретация выступает как процедура, обратная формализации.

Содержание

1.Значение и сущность интерпретации, основные понятий в социологическом исследовании.
2. Виды интерпретации и основных понятий и их характеристика.
3. Понятие социального показателя ,методологические принципы построения системы социальных показателей.
4. Социологическая система социальных показателей.

Работа состоит из  1 файл

шихардин.docx

— 25.82 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1.Значение и  сущность интерпретации, основные понятий в социологическом исследовании.

2. Виды интерпретации и основных понятий и их характеристика.

3. Понятие социального показателя ,методологические принципы построения системы социальных показателей.

4. Социологическая система социальных показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Значение  и сущность интерпретации,  основные понятий  в социологическом   исследовании.

Интерпретация — в широком смысле характеризуется как разъяснение, истолкование, дешифровка одной системы (текста, событий, фактов) в другой, более конкретной, понятной, наглядной пли общепризнанной. В специальном, строгом смысле интерпретация определяется как установление систем объектов, составляющих предметную область значений базовых терминов исследуемой теории и удовлетворяющих требованиям истинности ее положений. В таком ракурсе интерпретация выступает как процедура, обратная формализации. 
Строгая интерпретация имеет две разновидности: теоретическую, определяющуюся нахождением таких значений переменных в формулах исследуемой теории, при которых они превращаются в истинные положения; и эмпирическую, связанную с решением задач установления соответствия понятий эмпирическим объектам, поиском эмпирических значений теоретических терминов. В последнем случае большое значение имеют операциональные определения, то есть способы конкретизации понятий через экспериментальные ситуации, с помощью которых фиксируются признаки объектов, отражаемые этими понятиями. Например, температуру можно определить через показания термометра, а расстояние — через движение тела и время. Существенна роль операциональных определений в социологии, в частности при решении задач перевода понятий в показатели. Сама специфика социологического знания такова, что в нем переменные должны допускать эмпирическую интерпретацию. В той степени, в какой анализ социологических данных предполагает использование теоретических моделей исследуемых объектов, в социологии применяется и теоретическая интерпретация. Таковы, например, ситуации интерпретации графов как социограмм посредством определения их на связях между членами малых групп или случаи интерпретации проективных тестов в контексте определенных теоретических моделей. Наибольшее распространение в социологии имеет интерпретация в широком смысле, т. е. процесс истолкования, необходимый, например, для выяснения социологического смысла статистических зависимостей, В целом интерпретация способствует конкретизации теоретических систем и положений, переводу теоретических высказываний в фактуальные. Интерпретация усиливает познавательную ценность теоретических представлений и, сводя абстрактные термины к конкретным, открывает путь к проверке исследуемых теоретических построений.
 

Интерпретация основных понятий — одна из важных процедур разработки программы социологического исследования. Она включает теоретическое и эмпирическое уточнение понятий. Интерпретация основных понятий – позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор социологических данных. 
Под теоретической интерпретацией основных понятий понимается: 
а) уточнение понятия с точки зрения теории, в которую оно включено, уяснение его места в структуре данной теории и связи его с другими ее понятиями;  
б) выяснение отношения понятия к употреблению его в других теориях, областях знания, в том числе и в публицистике.  
Теоретическая интерпретация основных понятий обязательна для любого социологического исследования, особенно в случаях, когда понятия не определены достаточно четко. Она позволяет раскрыть богатство заключенного в них содержания и таким образом создает основу для построения концептуальной схемы исследования, формулировки его целей, задач, гипотез, подбора материалов. 
Однако только теоретической интерпретации основных понятий для проведения социологического исследования недостаточно. Дело в том, что, хорошо представляя себе проблему на теоретическом уровне, исследователь, как правило, не имеет четкого представления об особенностях соотношения между теоретическим описанием охватываемой ею (проблемой) предметной области, присущего ей противоречия и проявлением его в конкретных социальных фактах. Для того, чтобы, с одной стороны, такое представление получить, а с другой — задачи и выдвинутые гипотезы, сформулированные в терминах определенной социологической теории, реализовать и проверить с помощью соответствующей системы социальных фактов (эмпирических индикаторов), необходимо осуществить эмпирическую интерпретацию основных понятий, определить эти понятия операционально, т. е. соотнести с явлениями (элементами) реальной действительности так, чтобы последние были охвачены их содержанием и таким образом превратились в соответствующие эмпирические индикаторы и показатели каждого понятия. Но будучи «представителями» эмпирически интерпретируемых понятий и терминов, эти элементы действительности являются вместе с тем показателями изучаемого объекта. Так через определенные факты социальной действительности, зафиксированные в исследовании, осуществляется соотношение социологических понятий с их собственными объективными аналогами, выступающими в качестве эмпирических характеристик (признаков, показателей, индикаторов) исследуемого объекта. При этом понятия содержательно уточняются, ограничиваются, а проявляемые свойства объекта эмпирически фиксируются и распознаются (идентифицируются). 
В самом общем плане под эмпирической интерпретацией основных понятий понимаются определенные группы фактов социальной действительности, фиксация которых позволяет определять, что в ней имеет место изучаемое явление. Так, например, индикаторами наличия у работника нового типа экономического мышления могут быть: готовность к изменениям в технологии, освоению передового опыта; умение совмещать профессии; участие в управлении коллективом, в рационализаторской и изобретательской деятельности; стремление овладевать экономическими знаниями и т. д. 
Исследователь должен стремиться к максимально полному представлению понятия в системе индикаторов и показателей. Однако полная редукция (сведение) значения понятия к эмпирическим признакам принципиально не осуществима, ибо конечное число проявлений сущности изучаемого явления не тождественно самой этой сущности, отображенной в теоретическом понятии. В более или менее прямом и однозначном отношении с эмпирической базой находится лишь определенная часть содержания понятия. При этом у одних понятий эта часть намного больше, чем у других. Поэтому некоторые понятия социологической теории практически не поддаются непосредственно эмпирической интерпретации, и она осуществляется лишь косвенным образом, через другие понятия, находящиеся с ними в логической связи. При эмпирической интерпретации основных понятий основное внимание исследователя направляется на выбор главным образом тех эмпирических индикаторов и показателей, которые отражают наиболее существенные стороны изучаемого явления, относительно легко поддаются выявлению и наблюдению, а также сравнительно простому и надежному измерению. 
В специальной литературе ( например, Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987) предлагается примерно следующая последовательность уточнения основных понятий, интерпретации их смысла через наблюдаемые эмпирические показатели:  
1. Определение области содержания понятия. Первоначально надо получить самое общее представление о социальном явлении, обозначенном употребляемым понятием, выделить самые общие компоненты содержания и взаимосвязи как данного понятия, так и отражаемого им явления, а также ту область эмпирической действительности, с которой придется иметь дело социологу.  
2. Определение континуума свойств изучаемого явления. На этом этапе выделяются всевозможные составляющие данного явления, с помощью которых можно установить соответствие между ним и системой понятий, его описывающих и использованных в исследовании. Выделение этих возможных свойств — процедура весьма сложная и трудоемкая. Здесь необходимо воспользоваться многоступенчатым анализом изучаемого понятия. После выделения основных групп фактов действительности, охватываемых его содержанием, выделяются их подгруппы до тех пор, пока исследователь не дойдет до эмпирически фиксируемого и проверяемого индикатора (группы индикаторов). При многоступенчатом анализе интерпретируемого понятия необходимо соблюдать следующие требования: система понятий и терминов, принятых для описания объективного содержания интерпретируемого понятия на каждой ступени его анализа, должна обладать одинаковой степенью общности; данные понятия и термины должны носить исчерпывающий и взаимоисключающий характер, а сам многоступенчатый анализ понятия должен опираться на общую схему отображаемого этим понятием явления. процесса. Данная схема должна содержать основные его элементы.  
3. Выбор эмпирических индикаторов интерпретируемого понятия происходит по принципу их значимости и доступности. Необходимо из числа зафиксированных индикаторов выбрать группу. которая составит основу для дальнейшей эмпирической работы (в частности, для измерения эмпирических индикаторов. 
4. Построение индексов. Результаты соответствующих измерений выбранных эмпирических индикаторов группируются в определенные индексы, представляющие собой количественно выраженные качественные показатели выделенных понятий. 
Дальнейшим этапом работы с интерпретируемыми понятиями является описание изучаемого явления в их системе. В результате такого описания явление предстает как более-менее точно очерченный предмет исследования. Разумеется, только при этом условии его можно изучать, осуществляя поиск путей разрешения проблемы, выражением которой является предмет исследования. Прогнозирование этих способов разрешения проблемы осуществляется в форме гипотез. Интерпретация основных понятий является составной частью процедуры операционализации понятий. 
Операционализация понятий — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Она объединяет в единое целое проблемы формирования понятий, техники измерения и поиска социальных индикаторов. Операционализация – позволяет установить, о чем следует собирать социологические данные. 

2. Виды интерпретации и основных понятий и их характеристика.

Существуют три  вида интерпретации:

1) естественно-научная - позволяет соотнести теорию с реальностью и позволяет производить верификацию теорий;

2)  логико-математическая - означает «перевод» одной аксиоматической системы в другую, при этом проблема соответствия реальности не затрагивается, в логике такой «перевод» предполагает построение нового языка;

3) интерпретация  в гуманитарных науках понимается  как установление смысла текстовых  структур. Если логика, математика  и естественные науки предъявляют  некоторые требования к подлежащим  интерпретации формальным структурам (наличие строго определенных  понятий и отношений между  ними, процедур вывода и доказательства), то гуманитарные науки расширяют  значение понятия «текстовые  структуры», текстом здесь является  любая знаковая система; гуманитарные  науки сопоставляют текст и  контекст, вербальные и невербальные  структуры.

Если значение понятия интерпретации в естественных науках и математике не изменялось на протяжении их истории, то в гуманитарных науках можно выявить три этапа  в истории его употребления, на каждом из которых возникает специфический  вид гуманитарной интерпретации:

1. Герменевтическая интерпретация - реконструкция текста, которая осуществляется читателем уже после конструирования текста автором. Целью подобной интерпретации является понимание текста, т. е. восстановление смысла, заложенного автором. Данный подход к объяснению понятия «интерпретация» формируется в XIX в. Ф. Шлейермахером и В. Дильтеем. Ф. Шлейермахер выделяет два уровня реконструкции - лингвистический и психологический, в результате чего достигается не только понимание смысла, но и погружение в эмоциональное состояние автора. У В. Дильтея процедура интерпретации тоже проходит два этапа: на первом текст соотносится с индивидуальностью автора и культурно-исторической ситуацией, в которой появился текст; на втором происходит соотнесение смысла текста с личным опытом интерпретатора. Этот вид интерпретации называют еще классической интерпретацией.

2. Структурно-семиотическая интерпретация - дешифровка текста. Текст рассматривается здесь как самостоятельная объективная реальность, не зависящая от субъективных особенностей автора и исторического контекста. Роль контекста для интерпретатора незначительна. Кроме того, переживания, выраженные в языке, теряют свою специфику, поскольку связываются с общеупотребительными словами. Этот вид интерпретации присутствует в концепциях Г. Башляра, П. Рикёра, он характерен для модернизма и оформляется в 1950-е гг.

3.  Интерпретация как деконструкция - процедура означивания: субъективное, осуществляемое в процессе чтения установление значения текстовых структур здесь отвергается как незначительный для интерпретации процесс первоначального создания текста, а процедура означивания приравнивается к созданию текста, который приобретает смысл только при прочтении. Концепция «смерти автора» Р. Барта предполагает отказ от восстановления процесса создания текста и смысла, который вкладывал в него автор, поскольку этот смысл не является единственно возможным и даже необходимым для прочтения. Эта трактовка интерпретации является постмодернистской и развивается в 1960-е гг.

Поскольку возможны различные виды интерпретации с  обращением и без обращения к  предметной области и существует необходимость учета индивидуальных особенностей читателя при обнаружении  значений, можно говорить именно о  проблеме интерпретации, которая формулируется  следующим образом: не существует какой-то одной интерпретации теории, теории могут выступать в качестве интерпретаций  друг для друга, а значит теория может существовать отдельно от объектной реальности и не нуждаться в ней. 
 

3. Понятие социального  показателя ,методологические принципы построения системы социальных показателей.

Социальный показатель— в широком смысле передатчик социальной информации. Степень информативности социального показателя — основной критерий его оценки и выбора. Все социальные показатели можно разделить на три класса: знаково-символические средства; средства наблюдения и измерения; социальные явления и процессы. Так, например, индекс относится к классу «приборов»-измерителей, а индикатор — к классу явлений-характеристик. В узком смысле социальные показатели — такие характеристики изучаемого или управляемого социального объекта, которые опосредуют связь между ненаблюдаемыми и наблюдаемыми характеристиками объекта, а в конечном счете между объектом и субъектом познания или управления. В процессе операционализации понятий эти характеристики (признаки объекта), а точнее, отображающие их понятия, занимают промежуточное положение между понятием высокого уровня абстракции, отображающим непосредственно не наблюдаемый и не измеряемый объект, и понятиями низкого уровня абстракции («индикаторными понятиями»), отображающими доступные прямому наблюдению и измерению объекты — индикаторы. Так, отношение к труду можно разложить на ряд характеристик: производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина и др. Для той или иной характеристики указывается соответствующий индикатор и средство его фиксации. Например, индикатор трудовой инициативы — рационализаторские предложения, а средство их фиксации — простой подсчет. 
Показатели социальные используются как вне науки — в управлении, планировании, прогнозировании (статистические, экономические, демографические и другие показатели), так и внутри науки, например, в социологии. В последнем случае они называются социологическими, т. к. «привязаны» к предмету социологии и включают в себя соответствующий научный инструментарий (шкалы, индексы, вопросы в анкете и т. д.).  
Система социальных показателей, описывающая тот или иной социальный объект, является своеобразной операциональной моделью, позволяющей фиксировать его состояние и тенденцию. Она строится на базе концептуальной модели объекта, мировоззренческих и методологических принципов, принятых в той или иной социальной науке, и, наконец, на основе господствующей в обществе идеологии и поэтому не может быть идеологически нейтральной. 
При определении природы и функции социальных показателей используются различные подходы: гносеологический, ценностно-нормативный, семантический и др.

4. Социологическая  система социальных  показателей.

Необходимым инструментарием социального анализа  выступают социальные показатели. Социальные показатели представляют собой цифровое выражение количественной стороны того или иного социального явления. К последним относятся такие показатели, которые: а) используются в целеполагании социального развития; б) являются регламентированными величинами, фиксированными в тех или иных директивных документах; в) выступают как своего рода образец, руководящее начало в практической деятельности (в этом случае они выступают как социальные стандарты).

Задача  построения общества с социально  ориентированной экономикой, находящейся  в гармонии с природой, обусловливает  определенную систему приоритетных социальных показателей .

К ним  в качестве примера в первую очередь  следует отнести:

  уровень занятости населения общественно-полезным трудом;

  количество  и качество рабочих мест;

  качество  окружающей среды: а) удельный вес нарушенных территорий и подверженных эрозии земель в общей земельной площади; б) соотношение площадей нормативно чистых и загрязненных поверхностных вод, воздушного бассейна и пр.; в) развитость дорожной сети; г) состояние социальной инфраструктуры на 10000 жителей; д) степень превращения сети поселений в системы и др.

качество  жизни: а) уровень жизни; б) образ  жизни; в) степень социальной дифференциации населения.

качество  населения: а) демографическая структура; б) состояние здоровья (телесного  и духовного); в) уровень образованности (в возрасте 25 лет и старше); г) средняя продолжительность жизни, в том числе активной трудовой деятельности.

При этом объект анализа должен удовлетворять  следующим условиям: иметь характерные  признаки, выделяющие его из множества  социальных явлений; иметь пространственно-временную  определенность (границы); обладать соответствующим  объемом информации, которая может  быть использована в исследовании.

Все эти  показатели необходимо рассчитывать как  в целом по стране, так и по регионам и местным сообществам. Их присутствие в социальном анализе позволит выявлять тенденции развития многих сторон общественного воспроизводства и намечать конкретные меры по преодолению их негативного характера.

Информация о работе Виды интерпретации и основных понятий и их характеристика