Трансформация морально-этических ценностей в Казахстане за годы независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:17, реферат

Описание

Отметив, что удельный вес казахского этноса в населении страны имеет тенденцию к увеличению, выступающий начал доклад с анализа специфики духовно-нравственных аспектов менталитета человека номадического общества, далее сосредоточившись на проблемах трансформации казахского сознания в условиях СССР, сконцентрировался на актуальных вопросах динамики морально-нравственной сферы казахской нации в условиях независимости.

Работа состоит из  1 файл

Трансформация морально.docx

— 14.93 Кб (Скачать документ)

Трансформация морально-этических  ценностей в Казахстане за годы независимости

Докладчик начал  с того, что без морального энтузиазма масс и доверительного консенсуса между  ними и властью возникают проблемы, могущие привести к срыву модернизационных программ, стоящих перед казахстанским обществом. 

Отметив, что удельный вес казахского этноса в населении  страны имеет тенденцию к увеличению, выступающий начал доклад с анализа  специфики духовно-нравственных аспектов менталитета человека номадического общества, далее сосредоточившись на проблемах трансформации казахского сознания в условиях СССР, сконцентрировался на актуальных вопросах динамики морально-нравственной сферы казахской нации в условиях независимости. 

Были проанализированы основные характеристики морально-ценностной сферы массового сознания в рамках СССР («двойная мораль», идеологизация, отчуждение моральной сферы советских людей в условиях тоталитарного общества от их повседневной реальности и т.п.). 

Далее докладчик  проанализировал системные причины  ценностного кризиса, в котором  оказался казахский народ в условиях радикальной смены устоев государственной  и общественной жизни в результате драматического перехода к строительству  рыночного, правового государства  и институтов гражданского общества. К ним он отнес: «шоковую терапию», «неправовую приватизацию» основных ресурсов страны, развал социальной сферы, криминализацию сфер жизни, коррупцию и т.п. 

Центральной идеей  доклада стало доказательство, что  нынешняя элита РК как субсоциумное образование – госэлита, бизнес-элита и элита творческая, обладая генетическими характеристиками как номадического, так и советского тоталитарного государства, - не была готова к вызовам, предъявляемым строительством нового общества и государства, а также проблемным контекстом новейшей истории. 

Как отметил докладчик, объединяющей функционеров властной и  ресурсной социально-профессиональных страт духовной сферой являются обычаи и традиции казахского народа, которые, по их мнению, могут способствовать определенному освящению или  своеобразной легитимизации их антиморальных поведенческих стратегий. В качестве интегрирующей идеи используется святая идея казахской независимости. 

Итоговый вывод  докладчика - элита не выполнила  своей главной исторической функции  и сама представляет деморализованное сообщество, больше напоминающее «этническую  корпорацию», кровно заинтересованной в сохранении системного статус-кво  – установившегося в Казахстане автократического политического режима, неправового и коррумпированного государства и общества. Дальнейшее сохранение сложившегося положения может означать, по мнению докладчика, лишь одно - «руководимая нынешней «элитой», страна зависнет в состоянии этической невесомости». 

Доклад вызвал оживленную дискуссию среди присутствовавших экспертов, высказавших ряд ценных замечаний и дополнений, с благодарностью воспринятых докладчиком. 

Так, д.ф.н., зав. отделом  теоретической и прикладной политологии  Института философии и политологии  МОиН РК Кадыржанов Р.Т. обратил внимание докладчика на то, что: 1)трайбализм трудно верифицировать. При этом сослался на зарубежного ученого, заметившего, что трайбы – понятие широкое и относится не только к сугубо этническим образованиям; 2)говоря о феномене внутриэтнической поддержки и, напротив, дезинтеграции, следует обратить внимание на понятие «immoral familism», описывающее ситуацию, когда вполне безвинное стремление кого-либо улучшить свое положение понимается соплеменниками как эгоизм; 3)необходимо более осторожно интерпретировать действия государственной элиты по формированию системных условий для развития нации, т.к. это входит в условия ее функционирования по определению. 

По поводу того, что  экономические ценности рыночного  общества сами по себе морально нейтральны, заметила Султангалиева А.К., к.и.н., координатор по науке и внешним связям КазАТиСО. Проблема, по ее мнению, в интерпретации. Например, такое качество как бережливость может восприниматься как жадность, осмотрительность как трусость и т.д. 

Н.И. Мустафаев, ведущий аналитик КИСЭИП предложил больше внимания уделить казахстанскому менталитету, т.к. главной задачей нынешнего исторического этапа нациеобразования, обращенного в будущее, является необходимость создания «политической нации», когда «казахстанцы», независимо от национальности, будут чувствовать себя гражданами одной страны. Это, по его мнению, особенно важно в современной ситуации, когда официоз практически полностью основан на использовании эвфемизмов. В качестве доказательств приводились последние события в Маловодном и КазАткоме. Кроме того, им было подчеркнуто, что по «индексу многонациональности» РК до сих пор на одном из первых мест в мире. 
 

Экперт В.Толешов, к.ф.н. заметил, что увеличивающийся процент казахского населения в стране может означать повышение его функциональных возможностей. И в этой связи, необходимо готовить к этому общественное сознание. 

Ученым Галиевым А.А., к.и.н., доцентом факультета международных отношений КазНУ, отмечалось, что общая мифология есть часть государственного конструктивизма. Кроме того, им было замечено, что родовая структура как принцип функционирования номадического общества способствует его большей закрытости от других этносов, чем это наблюдается у оседлых народов. 

Текст доклада будет  размещен на сайте «Фонда Алтынбека Сарсенбайулы». Просим всех заинтересовавшихся посылать свои предложения и замечания. 

Проведенное заседание  Интеллектуального клуба «Фонда Алтынбека Сарсенбайулы» является первым в стационарной работе экспертов Фонда и приглашаемых специалистов по широкому кругу актуальных проблем современного Казахстана. 
 

Информация о работе Трансформация морально-этических ценностей в Казахстане за годы независимости