Траектория жизненного пути индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель – выявить влияние социальной жизни на формирование жизненного пути личности на основе исследования, проведённого среди студентов.
Задачи:
Определить понятие социальной жизни.
Изучить компоненты социальной жизни.
Дать понятие жизненному пути личности.
Охарактеризовать траекторию человеческой жизни.
Выявить зависимость жизненного пути личности от её жизни в обществе.

Содержание

Введение с3-4
1. Понятие социальной жизни с5-6
2.Социальные связи, социальные действия и взаимодействия как базисные элементы социальной жизни с9-13
3. Понятие «жизненный путь» с14-19
4. Траектория человеческой жизни с20-21
5. Зависимость траектории жизненного пути личности от условий её жизни в обществе с22-24
Заключение с25
Список использованной литературы с26

Работа состоит из  1 файл

Социальная жизнь и траектория жизненного пути личности.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     •  Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

     Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.19

     Стратегия жизни может строиться на основе представления о:

     •   целостности;

     •   поэтапности;

     •   перспективности своего жизненного пути.

     Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.20

     Прежде  чем перейти к изучению траектории человеческой жизни, хочется сделать небольшой вывод о понятии «жизненный путь» - это индивидуальная история личности, уникальная драма, последовательность событий духовной жизни человека, совокупность разных тенденций и линий развития; определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их называют поворотными событиями биографии человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                4.Траектория человеческой жизни. 

Жизнь – это то, что происходит, когда ты строишь совсем другие планы

Леннон Дж. 

     Начнём  рассмотрение данного параграфа  с определения «середины жизни».

     Середина  жизни – это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал. Иначе говоря, индивид производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории жизни: ожидаемая и реальная. 21

     Ожидаемая траектория жизни – это идеальная планируемая на отдалённую перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом. 22

     Ожидаемая траектория, как правило, имеет только одно направление – восходящее. В молодости человек мечтает  достичь больших высот, зачастую переоценивает свои силы и способности, замахивается на большее, чем, может быть, заслуживает. Никто не планирует для себя нисходящую траекторию. Её планирует нам жизнь.

     Реальная  траектория жизни – это линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретённых статусов и их рангом. Реальная траектория может иметь как восходящую, так и нисходящую кривую. 23

     Служебная карьера, т.е. движение вверх по должностной  лестнице чаще всего выступает объективным  измерителем восходящей траектории. Увольнения, разводы, тюремное заключение выступают объективными вехами нисходящей траектории.

     Кроме служебной карьеры социологи  начали выделять и самостоятельный  вид – моральную карьеру.

     Моральная карьера – социальная история индивида, описанная в терминах уважения и презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе. Она состоит из серии рискованных ситуаций, своего рода испытаний, которые человек публично преодолевает, одерживает победу и терпит неудачу. Например, провал на экзаменах в престижный вуз-событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть всё необходимое: риск, публичный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха получает уважение окружающих, потерпевший неудачу-презрение.24

     Уважение  и презрение – формы оценки со стороны общественного мнения. В таком смысле мы можем определить моральную карьеру ещё  и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в общественном мнении. Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской премией, а военный – медалью или орденом. Постоянная нацеленность на   моральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Напротив, неудачи снижают самооценку и уважение к самому себе.

     Итак, в данной главе мы узнали, что  же такое жизненный путь и какова траектория человеческой жизни, какие  её разновидности существуют. Вышеизложенные понятия необходимы для дальнейшего  изучения социальной жизни личности и выбора жизненной траектории в зависимости от условий жизни, общественной идеологии, мнения и самости личности.  
 
 

     Глава 3. Зависимость жизненного пути личности от условий её жизни в обществе. 

     Взаимодействие  между личностью и обществом  довольно сложная проблема, но несмотря на это, данные взаимоотношения являются основой всех сторон жизнедеятельности личности. Человек рождается, растёт, развивается, проходит все этапы социализации и становится личностью именно в обществе. То, какой личностью человек станет в будущем, зависит от условий его жизни в данном обществе, от  активности самого человека, которая в первую очередь  направлена  на развитие и реализацию его социально значимых способностей. 

     Для того, чтобы конкретнее определить влияние общества на жизнь и становление  личности, зависимость личности от социума, я решила провести анкетирование среди студентов ВИЭУиП (ЮФУ). В анкетировании приняли участие 30 человек в возрасте 18-20 лет (2-3курс). Респондентам предлагалось ответить на три вопроса. Результаты поразили меня схожестью ответов, несмотря на то, что студенты не совещались между собой, не обсуждали вопросы.

Результаты  проведённого исследования
1.Считаете  ли Вы, что Ваша жизнь зависит  от: Ответы в % 2.Считаете ли  Вы, что траектория жизненного  пути предначертана свыше? Ответы в % 3.От чего  зависит жизненный путь человека? Ответы в %
Вас 64 Да 28 От удачи       10
Ваших родственников 14  
Нет
16 От собственного труда  
85
Вашего  окружения 12 Может быть 56 От помощи родителей 3
 
 
Удачи и везения
10     От возможности  и поведения будущего супруга  
2

     Таким образом, мы видим, что молодёжь рассчитывает исключительно на себя, поскольку все студенты указали, что их жизненный путь зависит от них самих -  64%, далее от родственников - 14%, от окружения - 12%, от удачи и везения - 10%. Большинство респондентов – 56% предполагают возможность предначертания жизненного пути свыше, 28% уверены, что «всё решено» за нас и лишь 16% ответили категорично - «нет». Что же касается жизненного пути личности вообще, то здесь 85% ответов совпали. Студенты уверены, что «без труда - не выловишь и рыбки из пруда» - т.е. жизнь каждого, отдельного человека зависит от его же стараний и  трудолюбия, подтвердив, что основным способом самореализации личности в обществе является труд. Далее 10% зависит от фортуны, 3% от родителей и 2% от будущего супруга.

     Обобщая вышесказанное, отметим, что молодёжь в возрасте 18-20 лет рассчитывает на себя, свой труд и свои возможности  в вопросе построения своей дальнейшей жизни. Почему же роль социума не столь  важна для респондентов? Что служит причиной такой самоуверенности?

     Вера  Филиппова отмечает, что самое  опасное в нынешнем состоянии  российского общества – усиливающееся  ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего  происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, распространение нигилизма, снижение нравственных критериев.25

     У большинства представителей современного молодого поколения отсутствуют социальные ориентиры, а выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.      

     Необходимо  отметить, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего.         

     «Современная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что молодёжь, находясь под воздействием непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готова к их преодолению и страдают от их последствий. Отсутствие знаний, навыков поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, – не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Молодое поколение оказалось одиноким и психологически беспомощным в связи с утраченными связями со старшим поколением»26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Завершая  работу, важно сказать, что поставленная цель, хоть и с противоречиями, но достигнута: на основе проведённого исследования выявлено, что роль социальной жизни для современной молодёжи не столь существенна. Это навеяно временем, в котором мы живём, тем социально-психическим укладом, что господствует в умах молодых. Также не исключается наличие «юношеского максимализма». Ведь на самом деле, как мы узнали из первого раздела, социальная жизнь – это и есть наша повседневная жизнь, наши взаимоотношения, взаимодействия с окружающими; те социальные связи, что существуют между нами и людьми что нас окружают. Их невозможно отрицать и не принимать, поскольку эти связи наличны и существуют  вместе с  людьми, обществами. Благодаря ей (социальной жизни), мы выстраиваем свой жизненный путь. У каждого он особенный, неповторимый, где встречаются как взлёты, так и падения.

     Делая вывод к проделанной работе, хочется отметить, что полученные знания, несомненно, пригодятся в будущем, но они не являются исчерпывающими, поскольку социальная реальность меняется с каждым днём и необходимо постоянное, непрекращающееся изучение данной тематики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Cписок используемой литературы: 

  1. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
 
 
  1. Г. В. Осипов Социологический энциклопедический словарь
 
  1. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2002.-416 с. (с 70-74)
 
  1. Социология: Наука об обществе. Учеб.пособие/ второе издание по общей  ред. проф. В.П. Андрущенко и проф. Н.И. Горлача -  Харьков 1997
 
  1. Социология. Хрестоматия. М., 1993. 326с 
 
  1. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция  исследования социальной реальности // Социол. Исслед. 2000 №2. Тощенко Ж.Т. Социология.М., 1998
  1. Учебное пособие  Общая социология: Эфендиев А.Г. Кравченко  Е.И. Пушкарева Г.В. Инфра-М 2007 Высшее образование
  1. Щепаньский Я. Элементарные понятия о социологии. М., 1969. 367с

Информация о работе Траектория жизненного пути индивида