Типологии организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание

Тема контрольно-курсовой работы – «Типологии организационной культуры».
Объектом исследования являются различные типологии организационной культуры.
Предмет – особенности различных типологий организационной культуры, выделенных на разных основаниях.
Цель контрольно-курсовой работы – выявить основные характеристики различных типологий организационной

Содержание

Введение
1. Понятие организационной культуры
2. Типологии, основанные на этнометричесих (кросс-культурных ) различиях
2.1 Типология Г. Хофштеда
2.2 Типология Ф. Клукхона и Ф.Л. Штротбека
2.3 Типология Г. Минцберга
3. Типолигии, основанные на системе распределения власти, полномочий и ответственности
3. 1. Типология Ч. Ханди
3.2 Типология Р. Акоффа
3.3 Типология Д. Кроула
4. Типологии , снованные на организационно-функциональных параметрах и особенностях взаимодействия организации с внешней средой
4.1 Типология Т. Дила и А. Кеннеди;
4.2 Типология К. Камерона и Р. Куинна;
4.3 Типология Нельсона и Бернса
Заключение

Работа состоит из  1 файл

1Федеральное агентство по образованию.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)


  

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине

«Социология организаций»

на тему: «Типологии организационной культуры»

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Студент гр. 820481 Колесникова Е.А.

            Научный руководитель: канд. филос. наук, доц. Лях В.И.

 

 

 

 

 

                                         Тула 2011

                   План

Введение

1. Понятие организационной культуры

2. Типологии, основанные на этнометричесих (кросс-культурных ) различиях

        2.1 Типология Г. Хофштеда

         2.2 Типология Ф. Клукхона и Ф.Л. Штротбека

          2.3 Типология Г. Минцберга

3. Типолигии, основанные на  системе  распределения власти, полномочий и ответственности

         3. 1. Типология Ч. Ханди

         3.2 Типология Р. Акоффа

         3.3 Типология Д. Кроула

4. Типологии , снованные на организационно-функциональных параметрах  и особенностях  взаимодействия  организации с внешней средой

4.1 Типология Т. Дила  и А. Кеннеди;

4.2 Типология  К. Камерона и Р. Куинна;

4.3 Типология Нельсона и Бернса

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Тема контрольно-курсовой работы – «Типологии организационной  культуры».

Объектом исследования являются различные типологии организационной культуры.

Предмет – особенности различных типологий организационной культуры, выделенных на разных основаниях.

Цель контрольно-курсовой работы – выявить основные характеристики различных типологий организационной культуры.

Для достижения цели контрольно-курсовой работы был поставлен ряд задач:

- дать определение организационной культуре;

- изучить типологию Г. Хофштеда;

-изучить типологию Ф. Клукхона и Ф.Л. Штротбека ;

- изучить типологию Г. Минцберга ;

- проанализировать типологию Ч. Ханди ;

- рассмотреть типологию Р. Акоффа;

-рассмотреть типологию Д. Кроула;

- изучить типологию Т. Дила  и А. Кеннеди;

-рассмотреть типологию К. Камерона и Р. Куинна;

- рассмотреть типологию Нельсона и Бернса.

 

 

 

 

 

 

   

 

  1. Понятие организационной культуры

 

Культура вырабатывается и изменяется в процессе человече­ской деятельности. Носителями организационной  культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится ее ча­стью корпорации, воздействующей на поведение работников.

     Введение в практику термина «орга­низационная культура» относится к концу 70-х годов.

     Концепция организационной культуры была разработана в начале 1980-х гг. в США под влиянием исследований в области индивидуального поведения, стратегического управ­ления, теории организации. Принято считать, что это связано с успехом японской концепции в организации общественно-экономической жизни, опирающейся на традиции японского общества.

     Формирование оргкультуры зависит от внешних и внутренних факторов развития организации, может идти стихийно или быть целенаправленным. На организационную культу­ру оказывают воздействие социальное и деловое окружение, нацио­нально-государственный и этнический факторы.

     Существует много подходов к выделению различных критериев, характеризующих и определяющих культу­ру на макро и на микроуровне. [1]

     Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик:

   • осознание себя и своего места в организации (одни культу­ры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, дру­гие — поощряют их внешнее проявление; в одних случаях незави­симость и творчество проявляются через сотрудничество, а в дру­гих — через индивидуализм);

   • коммуникационная система и язык общения (использова­ние устной, письменной, невербальной коммуникации, «телефон­ного права»; жаргон, аббревиатуры варьируются в зависимости от отраслевой, функцио­нальной и территориальной принадлежности организаций);

   • внешний вид, одежда и представление себя на работе (раз­нообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур);

   • что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация пита­ния; едят ли работ­ники разных уровней вместе или отдельно и т.п.);

   • осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности работников; со­блюдение временного распорядка и поощрение за это);

   • взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, стату­су и власти, мудрости и интеллекту, опыту, рангу, религии и гражданству и т.п.);

   • ценности (набор ориентиров, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) — что люди ценят в организационной жизни (свое положение, титулы, саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;

   • вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этич­ное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии; влияние религии и морали и т.п.);

   • процесс развития работника (бездумное или осознанное выполнение работы; полагаются на интеллект или си­лу; информирование работников; подходы к объясне­нию причин и др.);

   • трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и от­ветственность; чистота рабочего места; оценка ра­боты и вознаграждение; индиви­дуальная или групповая работа;).

Организационная культура («культура организации», «фирменная культура», «культура предпринимательства») — это набор наиболее важных положений, применяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях и нормах, которые служат ориентирами поведения и действий персонала.

     Под организационной культурой понимается система коллек­тивно разделяемых ценностей, символов, убеждений, обрядов, образцов по­ведения членов организации, выдержавших испытание временем. Культура придает единообразие совместным действиям людей, форми­рует общую для всех психологию.

     Под ценностями понимаются свойства тех или иных предме­тов, процессов и явлений, обладающие эмоциональной привлекатель­ностью для большинства членов организации, что позволяет им слу­жить образцами, ориентирами, правилом поведения. К ценностям относятся цели, характер внутрен­них взаимоотношений, ориентированность поведения людей, исполни­тельность, новаторство, инициатива трудовая и профессиональная эти­ка и пр.

      Специалисты выделяют две важные особенности культуры:

    1) многоуровневость. Поверхностный уровень образует способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы;

    2) многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или соци­альных групп, существующих под «крышей» общей культуры (они мо­гут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существо­вать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организаци­онная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности — предпринимательство, управление, деловое об­щение, внутренние взаимоотношения.

     По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций.

   1. Охранная - создание барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий, реализует­ся через запреты, «табу», ограничивающие нормы.

   2. Интегрирующая - формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление других включить­ся в нее, что облегчает решение кадровых вопросов.

   3. Регулирующая - поддерживает правила и нормы поведения работников, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.

   4. Адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к организации, реализуется через общие нормы по­ведения, ритуалы, обряды, совместные мероприятия.

   5. Ориентирующая - направляет деятельность ор­ганизации и ее участников.

   6. Мотивационная - создает необходимые стимулы.

   7. Формирование имиджа организации (образа в глазах окружающих). Имидж является результатом непроизвольно­го синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в не­кое неуловимое целое, оказывающее огромное воздейст­вие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.[2]

 

               2. Типологии, основанные на этнометрических (кросс- культурных) различиях

                               2.1. Типология Г. Хофштеда

Всякая типология выделяет некоторые идеальные типы, выражающие лишь ведущие тенденции в деятельности тех или иных организаций. В реальной же жизни в «чистом» виде они не встречаются. Наиболее значимыми среди возможных критериев признаются национально-государственные и этнические.

Из исследователей типологии организационной культуры более других известен голландский ученый, профессор антропологии Г. Хофштед. Он проводил исследования с 1960 по 1980 г. в 70 странах мира, опросил более 60000 респондентов относительно удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, жизненных целей, восприятия проблем трудового процесса, верований и профессиональных предпочтений.

Анализируя результаты исследования, Г. Хофштед выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола.

Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофштед определил четыре аспекта, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом, сформулировал четыре факторные модели ценностей:

индивидуализм — коллективизм,

большая — малая дистанция власти,

сильное — слабое избегание неопределенности,

маскулинизация — феминизация.

На основе различного сочетания этих моделей им были составлены «культурные карты» организаций более чем 70 стран мира. На их основе оказалось возможным не только оценивать совместимость культур организации различных стран, но и в определенной мере прогнозировать развитие конфликтогенных процессов.

По признаку «дистанция власти» характеризуется уровень демократизации (авторитаризации) стиля управления. Сфера распространения власти как элемента культуры определяется пространством, в пределах которого даже наименее наделенный властью индивидуум в группе осознает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. Неравноправие присутствует во всех культурах, но готовность лояльного отношения к нему в различных культурах неодинакова. Каждая организация обладает своей степенью социально одобряемого неравенства статусов работников. Вводятся понятия низкого или высокого индексов дистанции власти, характеризующие глубокие различия в структуре управления организацией, в системе распределения ролей и т.п.

Высокий индекс дистанции власти означает признание того, что иерархия — это природное неравенство, приказы не обсуждаются, сила преобладает над правом, высшее руководство недоступно, сотрудники опасаются выражать свое мнение, высказывать несогласие, не слишком доверяют друг другу.

Низкий индекс, в свою очередь, означает, что в организации довольно четко обозначено неравенство ролей, а иерархическое руководство ориентируется на удобный для работников стиль управления; право первенствует по отношению к силе, высшие руководители доступны, для изменения существующей иерархии достаточно перераспределения власти; между управляющими и подчиненными существует скрытая гармония, а между рядовыми сотрудниками — солидарность.

Признак «индивидуализм — коллективизм» оценивает степень интеграции индивидов в группы. Коллективистское сообщество требует большой эмоциональной зависимости человека от организации и соответственно большой ответственности организации за своих работников. Следовательно, если коллективистская культура организации предполагает принятие решений на основе личных отношений, то индивидуалистская культура делает главный упор на формально-деловой принцип.

Тенденция к избежанию неопределенности. Этот признак указывает степень стремления людей избежать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно. Культура, лишенная восприятия неопределенности, отличается активностью, агрессивностью, эмоциональностью и нетерпимостью, в то время как культуры, воспринимающие неопределенность, характеризуются большей рефлексией, меньшей агрессивностью, бесстрашностью.

Информация о работе Типологии организационной культуры