Теория социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание

С апреля 1991 года в России появилась новая профессия – социальный работник, деятельность которого обращена на всю систему жизнеобеспечения человека, жизненную ситуацию людей, ее целостности, а не только в острых бедственных ситуациях как проявление заботы, милосердия, сопереживания. Люди, которые работают в учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Взаимодействие социального работника и клиента ……………….. 7

1.1. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента ………………………………………………………………………….. 7
1.2. Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом …………………………………………………………. 8

Глава 2. Условия эффективности социального работника и клиента………. 15
2.1.Эффективность, социальные нормы и потребности……………………... 15
2.2. Критерии эффективности социальной работы…………………………... 18

Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по теории.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

Эффективность социальной работы как практической деятель­ности отражает степень изученности и удовлетворенности соци­альных потребностей различных категорий людей, нуждающихся в помощи, социальной поддержке, степень их социальной защи­щенности.

                                                       

16 См.: Работник социальной службы. Профессиональный журнал №1 (3) 1998 г. Москва, Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб.-с.25.

 

В количественном и качественном измерении эффективности социальной работы важнейшим компонентом вы­ступают социальные потребности. Это особый вид потребностей человека. Потребности − это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой лич­ности, социальной группы и общества в целом.

Различают два вида потребностей: 1) естественные − повсе­дневные нужды человека в еде, одежде, жилье, сне, отдыхе и т. д.; 2) социальные −  потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные по­требности служат основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности людей. Естест­венные и собственно социальные потребности людей органически взаимосвязаны. Вместе с тем при узком понимании социальной работы как социальной защиты, помощи, защищенности социально слабых слоев населения имеются в виду естествен­ные потребности людей и их удовлетворение. При широком пони­мании социальной работы как социальной защищенности всех людей речь идет и о тех и о других потребностях, но, в первую очередь, о социальных потребностях.

Потребности человека дифференцируются в зависимости от объектов социальной работы и ее основных направлений.

Работа с малоимущими предусматривает в первую очередь удов­летворение их потребностей в нормальном питании, минималь­ных жилищных условиях, в обеспечении возможности учиться в школе их детям и т. д.17 Работа с инвалидами требует удовлетво­рения потребностей в выздоровлении, в поддержании здоровья, решения других задач, обусловленных их ограниченной физической и умственной трудоспособностью.

                                                       

17 См.: Управление персоналом. (Кадровый аспект). Учебное пособие. Под ред. Задоркина В.И., Склярова В.Ф. М.: Издат-во «Союз», 2002 с.99.

 

 

В социальной работе с лицами и группами, для которых характерно девиантное поведение, удов­летворение потребностей (здоровых) или формирование новых зависит от вида девиантности.

При этом необходимо учитывать потребности как общества (укрепление основ здорового образа жизни, что связано с уменьшением преступности, наркомании, пьянства и т. д.), так и людей с девиантным поведением, объектив­ные потребности которых должны заключаться в преодолении зависимости от наркотиков, алкоголя, в отказе от паразитических форм жизни и т. д., в формировании и закреплении здоро­вых потребностей социального характера.

Те или иные направления социальной работы предусматривают удовлетворение разнообразных потребностей. Так, социальная реа­билитация предполагает удовлетворение потребностей, в частности, в восстановлении (или компенсации) нарушенных функций орга­низма и трудоспособности больных и инвалидов. Социальное обес­печение способствует реализации потребностей, жизненно важных для престарелых и нетрудоспособных граждан. Социальное обслу­живание на дому престарелых удовлетворяет их потребность в раз­нообразных надомных услугах, как-то: организация питания, по­мощь в приобретении медикаментов, оформлении документов и т. п.

Эффективность социальной работы зависит также от технологии, применяемой различными службами, отдельными профессиональ­ными и непрофессиональными работниками, лицами, участву­ющими в благотворительных и других акциях.

 

2.2. Критерии эффективности социальной работы

Определение критериев и показателей эффективности социальной работы имеет важное значение как для научной, так и практической  деятельности социальных служб и отдельных ее специалистов. Индикаторы эффективности социального обслуживания, как правило, нацеливают практических социальных работников различной квалификации и функциональной предназначенности на достижение конкретных результатов- промежуточных и конечных.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения.18 Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом:

1)     умение точно сформулировать проблему клиента;

2)     анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;

3)     оценка разрешимости проблемы;

4)     разработка плана действий;

5)     вовлечение клиента в разрешение проблемы;

6)     оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (республика, город, район),  и микроуровне (на уровне индивида, клиента).19

 

 

                                                                                   

18 См.: Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов:3-е издание.-Н.-Новгород:НИМБ, 2001 г.-720 с. (с.101).

19 См.: Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.-М.: «Дело», 2004.-с.130.

 

 

Повышение эффективности социально-психологического взаимодействия предполагает использование наиболее результативных методов и методик социальной работы. В основе методик находится тот или иной оценочный метод или группы методов. Оценочный метод — это способы, приемы, с помощью которых оценивается эффективность социальной работы. Одним из таких методов является метод оценки эффективности взаимодействия на основе удовлетворения потребностей клиента.

Для практического определения эффективности социальной работы необходимы надежные критерии. Критерий − это признак, на основе которого проводится оценка, определение или класси­фикация чего-нибудь. Можно сказать также, что критерии − это наиболее общие показатели. В широком смысле к ним относят демогра­фические, экономические, социально-структурные показатели политического, нравственного, социально-культурного, духовного развития, образа жизни различных групп населения и общества в целом. Качественные показатели фиксируют определенные свой­ства, количественные − меру их выраженности, развития.

Применительно к социальной работе социальными показателями являются материальное положение семьи (человека), состояние здоровья (инвалидность), семейное положение клиента, зависи­мость его от алкоголя, наркотиков и т. д.

Поскольку показатели могут быть общими, то ис­пользуют индикаторы, т. е. простые свойства, образующие соци­альные показатели, доступные наблюдению и измерению характе­ристики социальных объектов (например, процент принимающих наркотики подростков как показатель девиантного поведения).

Представляет определенный интерес «Бланк получения статистической информации по вопросам социальной защиты (на примере трудовых коллективов железнодорожного транспорта)», который можно рассматривать как своеобразную методику определения эффективности соци­альной работы применительно к работающему населению. Бланк содержит четыре основных раздела.20

В первый раздел «Занятость и условия труда» включены следу­ющие социальные показатели: 1) изменение социального состава работников; 1) изменение социально-демографического состава работников (по полу и возрасту); 3) совершенствование квали­фикационной и профессиональной структуры рабочих отрасли; 4) структура служащих, научно-технических работников и ее совер­шенствование; 5) повышение общего и профессионального обра­зования работников; 6) подготовка и повышение квалификации работников; 7) основные мероприятия по планомерному изменению социально-профессиональной структуры работников; 8) обеспече­ние кадрами, регулирование их движения и сокращение текучести; 9) улучшение условий труда по основным производственным фак­торам в соответствии с требованиями и нормами; 10) основные мероприятия по совершенствованию условий труда, его охраны и укреплению здоровья работников; 11) охрана окружающей среды; 12) совершенствование условий труда женщин; 13) совершенство­вание работы по профориентации и профотбору; 14) оптимизация психологических факторов труда.

Во второй раздел «Уровень жизни и его повышение» входят такие показатели: 1) заработная плата, формы и виды оплаты труда; 2) моральные и материальные стимулы коллективов и работников; 3)развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь); 4) размер фонда развития производства; 5) часть фондов экономического стимулирования, передаваемая для долевого финансирования строительства и других мероприятий, проводимых по территориальным планам; 6) меро­приятия, направленные на повышение материального благосостояния;

 

                                                       

20 См.: Теория и методика социальной работы. Учеб. Пособие. – М.: Изд-во “Союз”, 2001. – В 2 ч.

 

 

7) количество малых предприятий, товариществ с огра­ниченной ответственностью, в которых участвуют работники вне рабочего времени.

Третий раздел «Жилищно-бытовые условия» представлен такими главными показателями: 1) общее число работников и закрепленная за ними жилая площадь (общая и средняя); 2) количество работ­ников, имеющих дома, квартиры в государственных, кооператив­ных домах, и работников, живущих в общежитиях, снимающих жилье; 3) количество работников, стоящих в очереди на получение жилья; требуемая для них жилая площадь; 4) перспективы ввода в действие жилья; 5) количество столовых и посадочных мест в них, потребность в столовых; 6) количество детских учреждений и мест в них, потребность в них; 7) количество профилакториев, домов отдыха и т. д. и мест в них, потребность в них; 8) строительство и ввод в действие жилых, бытовых объектов; 9) услуги сферы торговли и потребность в них; 10) бытовые услуги и потребность в них; 11) размер фонда жилищного строительства (в рублях) и потреб­ность в нем; 12) размер фонда развития торговли и сферы бытовых услуг; 13) строительство и ввод в действие столовых, в том числе диетических; 14) строительство и ввод в действие санитарно-бытовых помещений; 15) мероприятия по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей.

Четвертый раздел «Социально-культурные гарантии» включает такие показатели: 1) размер фонда культурно-бытового и медицин­ского обслуживания; 2) размер фонда на строительство клубов, домов отдыха, санаториев, детских учреждений и других объектов; 3) количество мест в больницах, поликлиниках, санаториях, на стадионах, в спортивных залах, потребность в них; 4) строительство и ввод в действие оздоровительных учреждении; 5) строительство и ввод в действие медицинских учреждений, медико-санитарных частей; 6) строительство и ввод в действие культурных и спортив­ных учреждений (дома культуры, клубы, кинотеатры, стадионы, спортзалы и т. д.); 7) мероприятия по удовлетворению социально-культурных потребностей работников; 8) мероприятия просвети­тельского характера; 9) строительство и ввод в действие учебных заведений; 10) строительство и ввод в действие народных музеев и других учреждений культуры; 11) мероприятия по развитию научно-технического творчества работников; 12) развитие общественных организаций (научно-технические общества и др.).

Каждый из указанных социальных показателей операционализирован с учетом его специфики, сроков исполнения, затрат по годам и т. д. Несмотря на то что «Бланк» нацелен на выяснение степени социальной защищенности работающих, он позволяет учитывать и социальную защищенность неработающих − членов семей работающих, их детей, пенсионеров-родителей, инвалидов.

Кроме статистического анализа (примером может быть описанный выше «Бланк»), для определения эффективности соци­альной работы необходимо использовать также и другие методы: сравнительный анализ, целенаправленное наблюдение и другие способы социологических исследований, математическое модели­рование, прогнозирование и т. д.

Таким образом нужно разрабатывать подробные методики для определения эф­фективности социальной работы с учетом специфики каждого от­дельного объекта, каждого вида социальной работы, ее системного характера, применяемых технологий, зарубежного и отечественно­го опыта социальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе рассмотрены наиболее важные проблемы взаимодействия социального работника с клиентом. Мы постарались определить сущность понятий проблемы взаимодействия социального работника с клиентом формы социальной коммуникации и общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действия, направленных на решение проблемы клиента или изменение социальной ситуации. Среди форм взаимодействия можно выделить непосредственный контакт между социальным работником и клиентом и опосредованные формы, предполагающие целый ряд связующих звеньев и механизмов. В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, целью которых является наиболее полное удовлетворение потребностей клиента, его реабилитации, адаптации, восстановление социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и клиентом для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление клиенту возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.

Информация о работе Теория социальной работы