Теория социального действия М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 16:39, реферат

Описание

Актуальность темы. Теория социального действия представляет собой «ядро» социологии М.Вебера, менеджмента, политологии, социологии управления и других наук, и поэтому её значение для профессиональной подготовки очень велико, т.к. он создал одну из наиболее фундаментальных концепций социологической науки за все время ее существования — теорию социального действия как инструмента для объяснения поведения различных типов людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Биография М. Вебера………………………………………………………..4

2. Основные положения теории социального действия………………………7

2.1 Социальное действие……………………………………………………..7

3. Теория социального действия…………………………………………........17

3.1 Целерациональное поведение……………………………………........18

3.2 Ценностно-рациональное поведение…………………………………..22

3.3 Аффективное поведение………………………………………………..23

3.4 Традиционное поведение……………………………………………….24

Заключение…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.75 Кб (Скачать документ)

 

  Наконец, Вебер отмечает, что четыре идеальных типа  не исчерпывают собой всего  многообразия видов ориентации  человеческого поведения,- но т.к. их можно считать самыми характерными, то для практической работы социолога они представляют собой достаточно надёжный инструмент.

 

Типология возрастания рациональности социального действия выражала, по убеждению Вебера, объективную тенденцию  исторического процесса, носившую, несмотря на множество отклонений, всемирный характер. Возрастающий вес  целерационального действия, вытесняющего основные типы, приводит к рационализации экономики, управления, самого образа мышления и образа жизни человека. Универсальная рационализация сопровождается возрастанием роли науки, которая, будучи наиболее чистым проявлением рациональности, становится основой экономики и управления. Общество постепенно превращается из традиционного в современное, базирующееся на формальном рационализме.

Заключение

  Идеи Макса Вебера  сегодня весьма модны для современной  социологической мысли Запада. Они  переживают своеобразный ренессанс,  возрождение. Это свидетельствует,  что Макс Вебер был выдающимся  ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если  они сегодня так востребованы  западной социологией как науки  об обществе и законах его  развития.

 

  В понимании Вебера  действие человека обретает характер  социального действия, если в  нем присутствуют два момента:  субъективная мотивация индивида  и ориентация на другого человека. Понимание мотивации и отнесение  его к поведению других людей  – это необходимые моменты  социологического исследования. Также  Вебер выделил четыре возможных  вида реального поведения людей  в жизни: целерациональное, целостно-рациональное, аффектное и традиционное.

 

  Определив таким образом смысл социального действия, Вебер пришел к выводу, что основным положением рациональности, которая нашла свое отражение в современном Веберу капиталистическом обществе, с его рациональным хозяйствованием и рациональной политической властью.

 

  Во всех исследованиях  Вебер проводил мысль о рациональности  как определяющей черте современной  европейской культуры. Рациональность  противостоит традиционному и  харизматическому способам организации  общественных отношений. Центральная  проблема Вебера – связь хозяйственной  жизни общества, материальных и  идеологических интересов различных  социальных групп и религиозного  сознания. Вебер рассматривал личность  как основу социологического  анализа.

 

  Изучение трудов Вебера  позволяет сделать необходимый  вывод, что поведение человека  целиком и полностью зависит  от его мировоззрения, а интерес,  который каждый человек испытывает  к той или иной деятельности, обусловлен системой ценностей,  которой человек руководствуется.

Список литературы:

1. Вебер М. Основные  социологические понятия // Вебер  М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

 

2. Вебер М. О некоторых  категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс,1990.

 

3.Гайденко П.П., Давыдов  Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и  веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.

 

4.Гайденко П.П., Давыдов  Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и  веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.

 

5. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.

 

6. История социологии  в Западной Европе и США.  Учебник для вузов./ Ответственный  редактор- академик Г.В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА, 2001

 

7. История теоретической  социологии. В 4-х т./ отв. Ред.  И составитель Ю.Н. Давыдов.- М.: Канон, 1997.

 

8. Арон Р. Этапы развития  социологической мысли. –М., 1993.

 

9. Гофман А.Б. Семь лекций  по истории социологии. –М., 1995.

 

10. Громов И. и др. Западная  теоретическая социология. - СПб.,1996.

 

11. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология. Курс лекций. –М., 1996.

 

12. Социология. Основы общей  теории. Учебное пособие. / Г.В. Осипов  и др. –М., 1998.

 

13. Социология. Учебное пособие./ Под ред. Э.В. Тадевосяна. –М., 1995.

 

14. Фролов С.С. Социология. –М., 1998.

 

15. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.

 

16. Лукман Т. О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации // Социология на пороге ХХI века: Новые направления исследования. М.: Интеллект, 1998.

 

17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Academia-центр, Медиум, 1995.

 

18. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2001.

 

19.  Кравченко А.И. "Социология  М.Вебера".


Информация о работе Теория социального действия М. Вебера