Теория мотивации З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:09, реферат

Описание

Поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их более отдаленных последствий. Значимость, которую субъект при этом приписывает следствиям, определяется присущими ему ценностными диспозициями, которые чаще всего обозначают словом "мотивы".
Понятие "мотив" в данном случае включает такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д.

Содержание

Введение 3
Классификация мотиваций 5
Системная организация мотиваций 7
Общие теории мотиваций 7
Теория мотивации потребностей з. фрейда 8
Заключение. 14
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

мотивация.docx

— 36.99 Кб (Скачать документ)

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА им. Ю.А. Сенкевича»

 

 

Кафедра  «Менеджмента и маркетинга туризма»

 

 

Дисциплина:

Мотивация потребителя услуг

 

Реферат на тему : «Теория мотивации З.Фрейда. »

 

 

Выполнила : студентка

5 курса 

                                                                          503 группа заочного обучения 

Харитонова  Кристина

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Классификация мотиваций 5

Системная организация мотиваций 7

Общие теории мотиваций 7

Теория мотивации потребностей з. фрейда 8

Заключение. 14

Список используемой литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поведение человека направляется ожиданием, оценкой предполагаемых результатов своих действий и  их более отдаленных последствий. Значимость, которую субъект при этом приписывает  следствиям, определяется присущими  ему ценностными диспозициями, которые  чаще всего обозначают словом "мотивы".

Понятие "мотив" в данном случае включает такие понятия, как  потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на "динамический" момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения "индивид-среда", которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворительнее наличного состояния. Из этого весьма общего представления можно вывести ряд следствий об употреблении понятий "мотив" и "мотивация" при объяснении поведения или, по меньшей мере, вычленить некоторые основные проблемы психологического исследования мотивации. Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид-среда", то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации.

мотивация потребность юнг  фрейд

Мотивация - вызванное той  или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.

Проблема мотивации занимает ведущее место среди других фундаментальных  проблем высшей нервной деятельности. Если еще в середине нашего столетия мотивации находились целиком в  сфере научных интересов психологов, то в последние годы мотивации  стали предметом пристального исследования физиологов. В изучении мотиваций  наметился значительный прогресс. Традиционный поведенческий и электрофизиологический подходы все активнее соединяются  с изучением молекулярных механизмов мотиваций. Серьезному исследованию подверглись  социальные мотивации человека.

Мотивация как основа целенаправленной деятельности. Каждый, кто внимательно  наблюдал поведение живых существ, не раз обращал внимание на то, что  среди разнообразных форм поведения  встречаются такие, когда человек  или животное не только реагируют  на внешние воздействия, но активно  ищут определенные объекты внешней  среды. Поиск этот осуществляется весьма настойчиво, с большими затратами  энергии и преодолением различных  препятствий на пути к цели.

Такие формы активной целенаправленной деятельности живых существ были названы И.П. Павловым основными  влечениями организма.

К числу основных влечений, направленных на обладание определенными  раздражающими предметами, И.П. Павлов в первую очередь относил влечение голода и ориентировочно-исследовательскую  деятельность. Нетрудно заметить, что  основные влечения организма представляют собой именно такую форму поведенческой  деятельности, которая в отличие  от рефлекторной деятельности как реакции  на внешние стимулы, напротив, направлена на поиск специальных раздражителей  внешней среды.

Термин "влечение" в  последние годы в отечественной  литературе употребляется редко. Чаще используются его синонимы - "побуждение", или "мотивация" (movere - движение, побуждение). В зарубежной литературе часто применяется понятие "драйв", соответствующее понятию "основные влечения" организма.

Классификация мотиваций

Различают биологические  и социальные мотивации.

Биологические мотивации, они  же основные влечения, или низшие, простые, первичные мотивации. Биологические  мотивации направлены на удовлетворение ведущих биологических потребностей индивидуумов по сохранению их вида или  рода. К ним относятся мотивации  голода, жажды, страха, агрессии, половые  влечения, различные родительские, в частности материнские, температурные  и другие влечения. Близко к этой группе мотиваций примыкают так  называемые позывы, например к мочеиспусканию или дефекации.

Ведущими биологическими потребностями являются:

1) пищевая потребность,  характеризующаяся уменьшением  в организме уровня питательных  веществ;

2) питьевая потребность,  связанная с повышением осмотического  давления;

3) температурная потребность  - при изменении температуры тела;

4) половая потребность  etc.

Поскольку общие потребности  организма многопараметренны, животные могут одновременно испытывать несколько потребностей. Однако всегда имеется ведущий параметр общей метаболической потребности - доминирующая потребность, наиболее важная для выживания особи или ее рода, которая строит поведенческий акт, направленный на ее удовлетворение.

Социальные мотивации, они  же высшие, или вторичные, строятся на основе врожденных биологических  мотиваций путем общения индивидуумов со средой обитания, родителями и окружающими  их живыми существами, а у человека - и с социальной средой. В формировании социальных мотиваций значительное место принадлежит воздействию  различных факторов внешней среды, обучению и, следовательно, механизмам памяти. Все эти факторы могут  значительно изменить природу лежащих  в основе социальных биологических  мотиваций. Достаточно сравнить голод  животного с голодом воспитанного человека. В отличие от животного, которое будет использовать все свои биологические, в основном физические, способности для удовлетворения потребности пищи, голодный человек может долго стоять перед заполненной самыми привлекательными явствами витриной магазина, не производя никакого правонарушающего действия. На основе воспитания удовлетворение пищевых, половых и других биологических потребностей у человека, как правило, приурочено к определенному месту и времени.

Социальные мотивации  человека, такие как стремление к образованию, определенного рода профессии, предметам искусства, литературы и быта, в отличие от биологических мотиваций также формируются в процессе общественного воспитания. Они обусловливаются общественными нормами морали и права и соответствующими законодательствами, присущими любому общественно-экономическому строю.

Как биологические, так и  социальные мотивации определяют практически  все формы выраженной целенаправленной деятельности живых существ, строящейся на основе иерархии различных биологических  и социальных потребностей. Ведущая  в биологическом или социальном плане потребность становится доминирующей, остальные выстраиваются по отношению  к ней в определенной иерархической  зависимости. После удовлетворения ведущей потребности доминирующей становится другая, наиболее важная в биологическом или социальном значении потребность etc. В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским.

 

Системная организация мотиваций

Мотивации как биологического, так и социального плана в  целостной деятельности организма  всегда являются компонентом системной  архитектоники поведенческого акта. Мотивации играют существенную роль в организации таких ответственных  системных механизмов, как стадия афферентного синтеза, принятия решения  и предвидения потребного результата - акцептора результата действия. Не меньшее значение мотивация имеет  в формировании эфферентной программы  поведения - стадии эфферентного синтеза.

Системогенез мотиваций. Будучи неотъемлемым компонентом системной организации поведенческих актов, мотивации в своем становлении в развивающемся организме подлежат общим закономерностям развития функциональных систем - процессам системогенеза. В процессе онтогенетического развития отдельных функциональных систем мотивации, будучи их составным компонентом, созревают избирательно и последовательно. Так, у новорожденного ребенка уже к моменту рождения формируются мотивации голода и жажды; затем на основе обучения и влияния внешних факторов проявляются мотивации страха, температурные мотивации, формируются позывы; в период полового созревания проявляется половое влечение, и уже во взрослом состоянии - родительские мотивации.

Общие теории мотиваций

Наиболее распространены две крайние общие теории о  природе мотиваций. Авторы одной  теории считают, что мотивация определяется внутренней, врожденной, энергией, которая  реализуется в специальное поведение  даже при отсутствии внешних, "ключевых", раздражителей. Другие авторы полагают, что внутренние мотивационные программы  развертываются только при наличии  определенных направляющих факторов внешней  среды. Некоторые авторы допускают, что направляющими факторами  мотиваций могут быть и определенные внутренние, врожденные и приобретенные  в индивидуальной жизни животных модели поведения.

В последнее время большинство  исследователей склоняются к компромиссной  точке зрения, согласно которой любая  мотивация имеет два аспекта. Один из них чисто энергетический, побуждающий фактор, а другой - фактор, направляющий животных к цели.

Среди общих теорий мотиваций  следует отметить теорию "снижения влечений", согласно которой мотивации  определяются стремлением человека и животных к уменьшению неприятных эмоциональных ощущений, сопровождающих ту или иную метаболическую потребность. Согласно этой теории, голодные влечения, например, рассматриваются как стремление субъектов избавиться от "голодных" болей, возникающих в эпигастральной области при сокращениях пустого желудка; жажда - как стремление избавиться от неприятных ощущений в ротовой полости и в глотке etc. В развитие этой точки зрения сформулировано представление о наличии в мозге двух реципрокных систем: системы поощрения и наказания. В указанной теории "снижения влечения" в происхождении эмоциональных ощущений ведущую роль отводят нервным импульсациям, поступающим в мозг от определенных периферических органов.

Теория  мотивации потребностей з. фрейда

 

Психоаналитические теории мотивации

Основоположником психоаналитической традиции был, как нам уже известно,3. Фрейд. Одним из центральных положений  его теории является убеждение, что  любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты - физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с  бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

Но есть и существенные отличия. Индивид стремится вернуться  в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением  и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты  жизни и смерти. Инстинкт жизни  может принимать две основные формы: воспроизведения себе подобных (половая потребность) и поддержания  жизни индивида (обычные физиологические  потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции  Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта  жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

На первый взгляд, предположение  о существовании инстинкта смерти выглядит по меньшей мере странным. Однако необходимо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм: подчеркивание борьбы и противостояния двух противоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой развития и функционирования как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду, исчезновению, и жизнь как способ организации, объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку: любовь соседствует с ненавистью, питание - с обжорством, любовь к себе - с самоистреблением и саморазрушением.

Сублимация - направление  энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных  с прямым удовлетворением потребности.

Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потребности  по каким-либо причинам невозможно (наличие  моральных ограничений, страх наказания  и т.п.), энергия инстинкта может  быть направлена в другое русло: разрядка напряжения может происходить за счет выполнения совсем других - не связанных  с инстинктом - видов деятельности. Представьте себе паровой котел, в нем высокое давление, и если не выпустить пар, его может разорвать. Необходимо открыть клапан. Если один из основных клапанов закрыт (например, немедленное сексуальное удовлетворение невозможно), приходится пользоваться другими (политикой, творчеством, бизнесом). Такое направление энергии инстинкта  в иное - в отличие от прямого  удовлетворения потребности - русло  называется сублимацией. Решение проблемы объяснения человеческого поведения, таким образом, состоит в выяснении  причин направления инстинктивной  энергии в то или иное русло.

Информация о работе Теория мотивации З.Фрейда