Технология работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:16, реферат

Описание

Объектом исследования является технология работы с пожилыми людьми.
Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными службами, а в частности социальным работником.
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Проблемы пожилых людей……………………………………………………….4
Формы и методы работы с пожилыми людьми…………………………………9
Группы взаимопомощи……………………………………………………….....10
Социальная помощь на дому……………………………………………………16
Срочная социальная помощь…………………………………………………..18
Временное дневное пребывание………………………………………………..20
Основные направления уровня благосостояния престарелых…………...…20
Гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых людей……..21
Организация социальной работы на примере Хабаровского края …………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………31
Тест по реферату ………………………………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

Реферат Тема 18 Рыбакова Н.И. СОЦ-ДБ-4 Доработанный.docx

— 61.54 Кб (Скачать документ)

Гуманитарная помощь, как правило, безвозмездна. Нормы и критерии, по которым распределяется гуманитарная помощь: приоритет при оказании помощи имеют нуждающиеся многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры, доходы которых ниже прожиточного минимума. Поэтому специалисты решают, кому помощь нужна в первую очередь. Действует и заявительная форма. То есть механически ничего не раздается. Специалисты отделения срочного социального обслуживания следят и за конечным результатом. В штате службы работают юрист и психолог, оказывающие консультативную помощь.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

Изучение  контингента лиц, посещавших отделения  дневного пребывания в 24 Центрах социального  обслуживания (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%.  Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают от своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откровенно враждебные. Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют начальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц неполное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей имеют специальное среднее или высшее образование.

Существенное  значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Основные  направления уровня благосостояния престарелых

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями  уровня благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.  
Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах. Решается эта задача по-разному.  
В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, то есть увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию). Размер пенсии намного меньше прожиточного минимума, к тому же она нередко выплачивается не вовремя.  
Существенно улучшить положение клиентов социальных служб позволит гуманизация подхода к социальному обслуживанию пожилых, что подразумевает: введение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям социальных услуг с тем, чтобы поддержать соответствующий уровень безопасности, комфортности жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте; обеспечить пожилым гражданам благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни; обеспечить защиту граждан пожилого возраста от недобросовестных или противоправных действий в сфере социальной защиты и обслуживания; 
недопущение отказа со стороны государственных социальных служб в предоставлении гарантированных социальных услуг по каким бы то ни было мотивам, в том числе по причине хронических инфекционных заболеваний, а также туберкулеза, венерических, психических заболеваний, алкоголизма, токсикоманий; уважение выбора граждан и предоставление возможностей для реализации клиентом права на альтернативное решение (выбор государственного или частного учреждения, получение услуг на постоянной или временной основе, бесплатного или за плату, выбор закрепленного социального работника) путем реформирования сети учреждений социального обслуживания и коренного улучшения качества предоставляемых услуг; учет национально-культурных особенностей, мировоззренческих и религиозных взглядов клиентов социальных служб путем индивидуализации социального обслуживания. 
Организация социального обслуживания пожилых должна быть нацелена на обеспечение безопасной старости через снижение воздействия факторов социального риска и максимально возможную степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением широкого спектра услуг в области профилактики и развития, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.  

Организация социальной работы на примере Хабаровского края

Определенная  нормативно-правовая база организации  социального обслуживания нуждающимся  гражданам стала формироваться  в нашей стране в начале 1990-х  годов. На региональных и территориальных  уровнях прошла реорганизация, в  Москве и других городах были созданы  центры социального обслуживания пенсионеров  и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры и другие.

В настоящее  время в целях совершенствования  деятельности геронтологических центров  Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения  Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов  социальной защиты населения субъектов  Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся  центры комплексно поставляется современное  медицинское, технологическое и  реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

Все большую  роль в оказании помощи пенсионерам  играют центры социального обслуживания. Однако в результате совершенствования  системы видов и форм социального  обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам  пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

В Хабаровском  крае в селе Некрасовка созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

Все большую  роль в поддержке одиноких пожилых  граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной  моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения. В  каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы.

Учитывая  необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально  приближенной гражданам, которые проживают  в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения  активно развивают разнообразные  модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению  в современных социально-экономических  условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров.

Практически во всем Хабаровском крае созданы  учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного  места жительства. Действуют специальные  дома-интернаты для престарелых  и инвалидов, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Сегодня в Хабаровском крае насчитывается 250 тысяч пенсионеров по возрасту, которые получают более 18 видов льгот - по услугам ЖКХ, связи, общественного  транспорта, лекарственному обеспечению  и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые  и городские компенсационные  выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких  льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан.

С начала текущего года на социальную поддержку  пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета  Хабаровска - 312,8 миллиона рублей.

В Хабаровском  крае также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы  социального обслуживания пожилых  граждан. 
 Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них - 34 тысячи - ветераны войны, свыше 125 тысяч - ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания.

Под особым контролем у краевого правительства  находится обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны. К 60-летию  Победы сданы в эксплуатацию дома и квартиры для ветеранов - в г.Хабаровске, п.Переяславке, г.Вяземском. Всего в  крае построены и действуют 11 специальных  домов для ветеранов с набором  социальных услуг, в которых проживают  около 1 тысячи ветеранов войны и  труда. Более 3 тысяч пожилых граждан  живут в стационарных учреждениях  социального обслуживания и домах-интернатах, где им оказываются поддержка  и помощь.

В целом  сложившаяся социальная политика в  крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг  и гарантий, создание условий для  их общественной и творческой деятельности.

16 стационарных  учреждений социального обслуживания  пожилых граждан в Хабаровском  крае не могут вместить всех  нуждающихся. Очередь в стационары  соцобслуживания движется очень  медленно, и порой людям приходится  ждать места по несколько лет.  В настоящее время 450 человек  стоят на очереди.

Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены  для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия социального пакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.

Депутатами  были приняты рекомендации по улучшению  системы обслуживания пожилых граждан  и инвалидов правительству края, органам местного самоуправления и  руководителям учреждений социального  обслуживания.

Заключение

Уровень цивилизованности общества ставится в  прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей  зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.

Число пожилых людей увеличивается  каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление  в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых  людей приобретает приоритетное значение. Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения одна из важнейших задач  государства в период становления  социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

Старение  населения России, приблизившееся к  критическому рубежу, вовлекает государство  в решение вопросов перераспределения  ресурсов в пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения их социальной защищенности в период реформирования экономики.

Правительство Москвы исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения  реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-политической ситуации.

Старение  населения в силу своих масштабов  и необратимости становится важнейшим  фактором, определяющим место и роль в обществе пожилых людей, и вносит радикальные изменения в демографическую  и социальную структуру общества, которые отражаются на рынке труда  и влекут увеличение нагрузки на трудоспособные слои населения.

Состояние и пути развития социальной работы с пожилыми людьми в настоящее  время находятся в центре внимания многих институтов, социальных и исследовательских  программ, направленных на совершенствование  подхода к осуществлению и  проведению геронто-социологического мониторинга, разработки и реализации гериатрических программ, развитие геронтологической  ориентации социальных служб и геронтологического профилирования в подготовке социальных работников.

Одновременно  систематически проводимые социологические исследования социального статуса пожилых людей в обществе, определения их места и роли, требуют дальнейшего развития социальной геронтологии как социологической науки.

Сегодня, когда экономическая нестабильность сказывается на положении пожилых  людей, для которых главным является социальная справедливость, стабильность, внимание к ним выходит на первый план, а необходимость их адаптации  является обязательным условием.

В настоящее  время актуальной представляется проблема разработки стандартов в деятельности социальных работников с пожилыми людьми, для которых необходимо ощущение стабильности и уверенности в  профессионализме деятельности социального  работника. Это достигается через  совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров социальных служб, более рациональное, эффективное и творческое использование интеллектуального, духовно нравственного потенциала их личности.

Гуманное  отношение общества к его пожилым  гражданам признает за ними право  на самоопределение, свободу выбора, право на достойную жизнь. Социальный работник должен обладать обширными  знаниями в области психологии пожилых  людей, их биологических особенностей, знаниями правовой базы по социальной защите этой категории граждан.

Информация о работе Технология работы с пожилыми людьми