Технологии социальной работы с демьми с ограничеными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:42, доклад

Описание

По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить .достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Допустим, необходима программа, которая будет включать следующие мероприятия:
• медицинские (оздоровление, профилактика);

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.71 Кб (Скачать документ)

технологии  социальной реабилитации детей с  ограниченными возможностями

По прошествии установленного срока специалист-куратор  встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить .достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также  проанализировать все позитивные и  негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с  родителями разрабатывают программу  реабилитации на следующий период.

Допустим, необходима программа, которая будет включать следующие мероприятия:

• медицинские (оздоровление, профилактика);

• специальные (образовательные, психологические, психотерапевтические, социальные), направленные на развитие общей или точной моторики, языка  и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

При этом остальным  членам семьи необходимо разбираться  в тонкостях детского развития, учиться  общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные  дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в  программу реабилитации будут входить  организация благоприятного окружения  ребенка (включая обстановку, специальное  оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного  обмена информацией между специалистом-куратором  и родителями ребенка. При необходимости  куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и  семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в  трудностях, возникающих при выполнении программы. Таким образом, программа  реабилитации есть цикличный процесс.

Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной команды  специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а  во-вторых, участие родителей в  процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему.

Установлено, что детям удается достичь  гораздо лучших результатов, когда  в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Однако некоторые  специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания  сотрудничать, не просят помощи или  совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и  желания родителей, если не спросим  их об этом.

Напервый  взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В  действительности же этого может  не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и  определенных факторов: бедность, ухудшение  здоровья других членов семьи, супружеские  конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность  получить передышку для самих  себя: они испытывают облегчение, когда  ребенок начинает посещать школу  или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

При всем этом важно помнить, что большинство  родителей хотят участвовать  в развитии своего ребенка. 

Взаимодействие  с родителями предполагает некоторые  сложности. Нужно быть готовым к  трудностям и разочарованиям. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между  родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса  услуг по реабилитации) может потребовать  определенных усилий. Однако нужно  помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат  работы с ребенком может быть нулевым: отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность  социально-реабилитационных услуг  — это может подтвердить любой  педагог школы-интерната для детей  с ограниченными возможностями  или специалист реабилитационного  центра.

Работая с  родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегии. Даже супруги  могут весьма отличаться друг от друга  своими установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным  в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать  от семей одних и тех же, униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблюдать  и достигать компромисса.

Если ребенок  в состоянии принимать участие  в диалогах специалистов и родителей, он может стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может  неожиданно предложить новое решение  проблемы своей реабилитации. Таким  образом представления о потребностях детей расширяются за счет мнения самих детей,

Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия  партнеров, поскольку ни один из них  не является более важным или значительным, чем другой.

Поэтому социальному  работнику желательно консультироваться  у родителей так же часто, как  они консультируются у него. Это  важно по крайней мере по трем причинам. Во-первых, родителям предоставляется  возможность высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими  как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать  и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется  уважение к родителям и создается  атмосфера доверия — залог  успешной коммуникации.

Следует поощрять родителей обмениваться знаниями, признавать успехи ребенка, понимать важности тех  или иных занятий, проявлять инициативу. Если эксперт злоупотребляет своей  позицией, подчеркивает свою важность, предпочитает одностороннюю передачу знаний, существует риск увеличения зависимости  от него родителей, снижения их самостоятельности  и уверенности в себе. Социальный работник должен в известной мере делиться своими чувствами, демонстрировать  открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в  его присутствии. Разумеется, родителям  и команде специалистов следует  совместно принимать решения.

нка, имеющего ограниченные возможности, требуют  особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать  следует с матерью ребенка, так  как в основном она всегда и  приходит на консультацию и оказывается  в курсе всех проблем и событий  в жизни семьи. Однако это ошибочный  взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов.

Поэтому, начиная  работу с семьей, нужно познакомиться  не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами  семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к  обоим родителям. Некоторым отцам  легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива  женщин). Очень полезно предоставлять  письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с  социальными работниками, были в  курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие  отца в реабилитации ребенка.  

Информация о работе Технологии социальной работы с демьми с ограничеными возможностями