Сущность социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Содержание

Введение
Сущность социальной защиты населения
Принципы и функции социальной защиты населения
Организационно-правовые формы социальной защиты
населения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

взаимосвязь соц.политики и соц.работы.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Субъектом социальной защиты населения являются также  общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Потенциал общественных объединений огромен. По оценкам  экспертов, в стране функционирует  свыше 40 000 зарегистрированных и незарегистрированных общественных объединений; 49 % общественных организаций осуществляют свою деятельность в социальной сфере, 37 % являются общественно-гражданскими объединениями, 11 % - общественно-политическими, 15 % - производственными.1

Деятельность  многих из них направлена на оказание помощи и поддержки конкретным категориям граждан, разработку и реализацию целевых социальных программ и формирование источников финансирования, вовлечение в процесс оказания помощи посредством развития добровольческого движения.

Отмечая особую роль в социальной защите населения профсоюзов и других общественных организаций, следует отметить, что их возможности влиять на социальную защиту ограничены: они не располагают значимыми финансовыми ресурсами, поэтому некоторым из них присуща увлеченность популисткими воззрениями и призывами. Требуя высокого уровня социальной защиты, фиксируя достигнутые соглашения с органами государственной власти и законодателями, они фактически не несут ответственности за срыв намеченных мероприятий по социальной защите, поэтому и эффективность работы многих из них низка.

Еще один субъект  социальной защиты – работодатели.2 Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальные блага – бесплатные путевки, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и так далее.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводственному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия – экономические, организационные, правовые, финансовые и другие – для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами и социальной защиты.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической  жизни, на имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

- экономическая;

- хозяйственно-бытовая;

- психолого-педагогическая;

- социально-медицинская;

- юридическая;

- культурно-досуговая;

- организации  труда и другие.

В процессе развития системы социальной защите населения  функции меняются, наполняются новым  содержанием за счет инновационных  технологических приемов, комплексности  оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

В этом находит  отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки  нуждающегося человека, обеспечение  его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

В современных  условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защите населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Ее ведущими, организационно-правовыми формами  СЗН в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение  социальными пособиями, льготами особо  нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

Пенсионное  обеспечение – это государственная  регулярная денежная выплата (в расчете  за месяц), пенсия, которая выплачивается  в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пенсионные  отношения в России регулируются законами «О государственных пенсиях», «О внесении изменений в Закон  РСФСР «О государственных пенсиях  в РСФСР» (в названии и тексте Закона аббревиатура «РСФСР» замена словами «Российская Федерация»), «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и другие.

Пенсии выплачиваются  при достижении определенного возраста; наступлении инвалидности; смерти кормильца; длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.

Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости (по возрасту); пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пенсия за выслугу лет.

Если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.

Право на пенсию на общих основаниях имеют женщины  по достижении 55 лет при общем  трудовом стаже не менее 20 лет и  мужчины по достижении 69 лет при трудовом стаже не менее 25 лет.

Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при сниженном  трудовом стаже (льготные пенсии в связи  с особыми условиями труда, работой  на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и другие).

Финансирование  выплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджета России.

Все пенсии индексируются  в установленном порядке в  связи с повышением стоимости  жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.

Развитие пенсионного  обеспечения осуществляется на базе концепции реформы системы пенсионного  обеспечения России, одобренной Правительством Российской Федерации.

Концепция предполагает осуществление плавного перехода к  новому накопительному принципу пенсионного  обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Реформа предусматривает:

- введение системы  индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- обеспечение  стабильности реальной стоимости  пенсии, достижения справедливой  дифференциации размеров пенсии  на основе трудового вклада, установление  постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;

- укрепление  финансовой устойчивости бюджета  Пенсионного фонда России для  обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.

Реформирование  пенсионного обеспечения позволит превратить его в эффективный  элемент системы социальной защите населения.

Другой организационно-правовой формой социальной защите населения  является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения.

В современных  условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем  для 200 категорий граждан, численность  лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 миллионов человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные и другие). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и другие.

Вместе с  тем сложившаяся практика выплаты  социальных пособий несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий. Поэтому эти вопросы в настоящее время являются центром внимания государственных и других органов, учреждений социального обслуживания.

Обязательное  государственное социальное страхование – это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование – это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности членов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и (в некоторых случаях) работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Взносы, предназначенные на государственное социальное страхование, уплачивают предприятия, организации, отдельные граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работники из своего заработка.

Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и другое. Совершенствование социального страхования предусматривает:

- освобождение  государственных социальных внебюджетных  фондов от несвойственных им  выплат, отделение страховых платежей от налогов;

- введение дифференцированных  размеров страховых взносов на  государственное социальное страхование  в зависимости от степени опасности,  вредности, тяжести работы и  состояния условий труда; 

- усиление личного  участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;

- развитие добровольных  форм социального страхования  за счет средств граждан и  доходов предприятий и другое.

Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую  надежную составную часть системы социальной защиты населения. Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, социальная защита в любом государстве  – это комплексная система  социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации».
  2. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2002.
  3. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. Москва. 1999.
  4. Швецова Л. Строим гражданское общество // Власть. 1996. № 10.
  5. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное  пособие. Москва. 1998.

1 Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. Москва. 1998. С.11.

2 Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации».

1 Якушев Л.П. Социальная защита. С. 12 – 13.

1 Якушев Л.П. Социальная защита. С. 22.

1 Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2002. С. 431 – 432.

1 Швецова Л. Строим гражданское общество // Власть. 1996. № 10. С.31.

Информация о работе Сущность социальной защиты населения