Субъекты системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить технологии помощи детям из неблагополучных семей, на примере одного из малых городов России.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия дети из неблагополучных семей;
-выявить факторы возникновения семейного неблагополучия и его последствия;
- определить наиболее эффективные формы работы с семьями;
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- изучить социальную поддержку и защиту детей на муниципальном уровне.

Содержание

Введение ………………………………………….………………………………..3
Глава 1. Семейное неблагополучие как социальная проблема и факторы его формирования …………………………………………………………….….……6
1.1. Причины формирования семейного неблагополучия…..……….…….…6
1.2. Последствия семейного неблагополучия………………………….…...….9
Глава 2. Система профилактики семейного неблагополучия в Российской Федерации ……………………………………………………..…………………14
2.1. Профилактика семейного неблагополучия как технология социальной работы …………………………………………….……………………………..…14
2.2. Роль субъектов системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города……………………………………………………….....22
Заключение ………………………………………………………………..….…26
Список литературы ……………………………………..………………....…..29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа №5.docx

— 90.40 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                              ВЫСШЕГО ПРФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                      имени  первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

Субъекты системы  профилактики семейного неблагополучия на примере малого города

 

 

Курсовая работа:

Студентки 5 ого курса,

заочного отделения

Лихачевой Екатерины

Александровны

 

 

Научный руководитель:

ассистент кафедры

Гоголева Екатерина Александровна

 

 

 

Екатеринбург

2012 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………….………………………………..3

Глава 1. Семейное неблагополучие как социальная проблема и факторы его формирования …………………………………………………………….….……6

    1. Причины формирования семейного неблагополучия…..……….…….…6
    2. Последствия семейного неблагополучия………………………….…...….9

Глава 2. Система профилактики семейного неблагополучия в Российской Федерации ……………………………………………………..…………………14

2.1. Профилактика семейного неблагополучия как технология социальной работы …………………………………………….……………………………..…14

2.2. Роль субъектов системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города……………………………………………………….....22

Заключение ………………………………………………………………..….…26

Список литературы ……………………………………..………………....…..29

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая посвящена  актуальной теме профилактики социального неблагополучия семей, это связано с чем, что в современном обществе возник ряд проблем: снижение рождаемости, повышается распад семей, растет число безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания и многое другое. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и общественности.

В настоящее время семья  переживает сложный период развития осуществляется переход от традиционной, законсервированной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе1. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большая часть законов Российской Федерации, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики» проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде. 

В настоящее время сложилась  такая жизненная ситуация, что  свыше 38 миллионов неблагополучных семей и 40 миллионов детей из этих семей нуждается в эффективной реализации государственной семейной политике2. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические3. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

Основные направления  социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка4, Е.И. Холостовой5.

Различные способы оказания социальной помощи неблагополучным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов6.

М.Полухина7, К.Южанинов8 в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и неблагополучия семей.

В публикациях В.Смирновой9  и Г.С. Бурдиной10 предлагаются новые модели работы с неблагополучной семьей.

Однако, существуют противоречия между необходимостью оказания социальной помощи неблагополучной семье и недостаточной степенью разработанности этого направления социальной работы, как в теории, так и на практике.

Объектом курсовой работы, является семейное неблагополучие.

Предметом курсовой работы, является субъекты системы профилактики семейного неблагополучия в малом  городе Российской федерации.

Цель исследования - изучить  технологии помощи детям из неблагополучных  семей, на примере одного из малых городов России.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия  дети из неблагополучных семей;

-выявить факторы возникновения  семейного неблагополучия и его последствия;

- определить наиболее эффективные формы работы с семьями;

- изучить роль социальной  работы в решении проблем детей  из неблагополучных семей;

- изучить социальную поддержку и защиту детей на муниципальном уровне.

Надо отметить, что данная проблема, так или иначе, затрагивалась  различными авторами как в отечественной науке, так и за рубежом. Некоторые авторы  указывают на необходимость проведения комплексной работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в связи с их нахождением в неблагополучной семье, другие подчеркивают роль типов воспитательного воздействия семьи в комплексной социализации ребенка и развития его личности.

Кроме того, во многих изданиях, средствах массовой информации, постоянно  поднимается эта проблема, но, к  сожалению, она пока далека от своего разрешения и поэтому требует  особого внимания к своему изучению, как со стороны соответствующих специалистов, так и со стороны государственных органов.

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

    1. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Семейное неблагополучие целесообразнее рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен. В настоящее время по данным понятием понимается комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка11.

Весьма разнообразные  причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно  воздействующих на ребенка: 
Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал.

Во-вторых, причины  психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными  отношениями и воспитанием детей  в семье.

В-третьих, биологического характера. Физически или психически больные родители передают данную наследственность своим детям12.

Среди объективных  социально-экономических причин наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в  жизненно важных сферах духовного и  физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

«Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к самовольным уходам детей из дома,  суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды13.

Ослабление или  даже разрыв семейных связей между  детьми и родителями также вызывают:

- сверхзанятость  родителей;

- конфликтная ситуация  в семье;

- пьянство родителей;

- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);

- отсутствие в  семье благоприятной эмоциональной  атмосферы;

- типичные ошибки  родителей в воспитании детей;

- особенности подросткового  возраста14.

Некоторые авторы рассматривают  основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия.

1. сверхсильные  раздражители. Например, смерть одного  из членов социального статуса.  Болезнь близкого человека и  т.п.

2. длительные (хронические  раздражители). К таким трудностям  относятся, например физическая  и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в  связи с решением жилищных  проблем, длительный и устойчивый  конфликт между членами семьи.

Источниками возникновения  конфликтов могут быть: причины, связанные  с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или  менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами; трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла — это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка; ситуационные нарушения — это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьёзные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семь может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие  всех этих нарушений — это неблагоприятное  влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Таким образом, по всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими  являются субъективные факторы и  причины психолого-педагогического  свойства, то есть нарушения в межличностных  внутрисемейных отношениях и дефекты  воспитания детей в семье. Другими  словами, патогенным фактором выступает  не состав и структура семьи, не уровень  ее материального благополучия, а  сформировавшийся в ней психологический  климат.

 

 

 

    1. ПОСЛЕДСТВИЯ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Самое главное последствие  всех этих нарушений - это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое в последствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности15.

Авторы занимающиеся данной проблемой, сосредотачивают свое внимание на изучение отдельных проявлений семейного неблагополучия. Особое место среди теорий неблагополучия семьи занимают «исследования психоаналитической ориентации, которые открыли новые возможности и перспективы для изучения глубинных неосознаваемых мотивов семейной девиации. Основной причиной отклонений, является дефицит эмоционального контакта, теплого общения с матерью, особенно в первые годы жизни. Так же можно выделить агрессию родителей, злоупотребления наказаниями, жестоким отношением к детям16.

Любая семья стремится  противодействовать и предотвратить  неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие17. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это. При изучении данной темы, можно заметить, что некоторые авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая» степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира действительно способность разрешать трудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. Однако решение семейной проблемы — это самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение потребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система18. Это касается первого подхода, гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем. 

Информация о работе Субъекты системы профилактики семейного неблагополучия на примере малого города