Структура и функции социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание

Общество как объект изучения выступает в самых разных науках, которые принято называть общественными или социальными. Это история, культурология, политология, этнография, экономическая теория, религиоведение, демография, социальная статистика, антропология, социальная психология. Социология включает в себя теорию общества, которая является теорией и методологией остальных социальных гуманитарных наук.

Содержание

Введение
1. Уровни социологического знания
2. Различные подходы к структуре социологии
3. Функции социологии и их современное содержание
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

к.р.Социология - Социология - Тема Структура и функции социологии.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ

НА ТЕМУ    СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ

 

Содержание

 

Введение

Общество как объект изучения выступает в самых разных науках, которые принято называть общественными или социальными. Это история, культурология, политология, этнография, экономическая теория, религиоведение, демография, социальная статистика, антропология, социальная психология. Социология включает в себя теорию общества, которая является теорией и методологией остальных социальных гуманитарных наук. Кроме того социальные и гуманитарные науки, изучающие «свои» стороны жизнедеятельности общества, включают в себя социальный аспект, то есть те законы и закономерности развития, которые реализуются посредством деятельности людей. Разброс мнений относительно назначения социологии, ее функциях, месте, роли в обществе и системе наук, подтверждает ее особый статус и невозможность отождествления с другими науками.

Перечисленные положения  подтверждают актуальность тему контрольной и предопределяют её цель – изучить вопросы, касающиеся структуры и функций социологии.

 

 

1. Уровни социологического знания

 

Социология - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин «социология» впервые был введён в научный оборот О. Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии».

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и  прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений и т.д.

На фундаментальном  уровне осуществляются взаимосвязи  социологии с другими науками  и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др.

Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими1.

Фундаментальные социологические  теории возникли из социальной философии  и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Относительно эмпирического уровня  представляется необходимым отметить, что в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

По мере возрастания  требований к практическому решению  социальных проблем современного общества возникла необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий2.

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

Социологи полагают, что  выделение теорий среднего уровня создает  целый ряд неоспоримых удобств  и преимуществ, главные из которых:

  • возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий;
  • осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества;
  • демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания.

Появление и развитие теорий среднего уровня были с удовлетворением  встречены социологами. В настоящее  время эти теории прочно вошли  в научную практику. Одновременно они породили достаточно узкую специализацию  социологов, например работа социологов, которые осуществляют профессиональную деятельность только в области социологии семьи или социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические выводы и модели только в пределах этих областей социологического знания. Вместе с тем с введением в научную практику теорий среднего уровня повысилась эффективность деятельности социологов, занимающихся фундаментальными исследованиями, так как они стали получать богатые теоретические разработки в отдельных областях социологии и обобщать их, не обращаясь постоянно прямо к эмпирическим данным.

В заключении рассматриваемого вопроса представляется обоснованным отметить: все теории среднего уровня можно условно можно разделить на три группы:

  • теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения);
  • теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса);
  • теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

В каждой из групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки.

 

2. Различные подходы к структуре социологии

 

Структура любой науки  всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология - не исключение. Ее структура обусловлена3:

  • во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию;
  • во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Следовательно, теоретическая  и прикладная социология различаются  не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение4.

В структуре социологии огромное значение имеет ее средний  уровень, то есть относительно самостоятельные  теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические  подсистемы призваны:

  • установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т.п.) с целостностью общественной системы;
  • выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В структуре социологии принято выделять три уровня:

    • верхний уровень социологического знания, который также называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
    • средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).
    • нижний уровень социологической науки - уровень конкретных социологических исследований.

Структуризацию социологии проводят по различным основаниям:

1) по сферам общества:

  • социология экономики;
  • социология политики;
  • социология культуры.

2) по областям исследования:

  • социология права;
  • социология образования:
  • социология медицины;
  • социология науки;
  • социология спорта;
  • гендерная социология ;
  • возврастгная социология и др.;

3) по решаемым проблемам:

  • теоретическая социология;
  • практическая (эмпирическая) социология.

Наиболее распространенной является трехуровневая структура  социологического знания, в которой  выделяются:

  • общесоциологические теории;
  • специальные (частные) социологические теории;
  • конкретные социологические исследования.

Эти три уровня различаются  глубиной социологического анализа общественных явлений и широтой обобщений и выводов.

Общесоциологические теории касаются глубинных, или как говорят, Сущностных моментов развития общества. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и  выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования социальных явлений, о движущих силах развития общества и т. п. К общесоциологическим можно отнести теории общественной, прежде всего, производственной деятельности, теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и других отношений между людьми. На этом же уровне исследуется взаимодействие различных сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной), вскрываются и анализируются их взаимосвязи и взаимозависимости.

На уровне общесоциологических  теорий каждое социальное явление рассматривается  с точки зрения его места и  роли в обществе, его многообразных  связей с другими социальными  явлениями.

Специальные социологические  теории касаются исследования отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательная область намного уже, чем общесоциологических и ограничен, как правило, конкретными подсистемами общества, например, экономической или социальной. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т. д. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие сведения относительно данных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем.

Информация о работе Структура и функции социологии