Становление индустрии социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 22:43, реферат

Описание

Становление позитивного образа социологической науки в странах Европы, в Америке и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по СИ.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)
 

     Становление индустрии социологических  исследований

     В отечественной социологии исторический момент ее самоопределения приходится на более позднее время, чем в  Западной Европе.

     Если  в Германии М.Вебер преподает  курс социологии во Фрайнбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896-1898) и Мюнхенском (1902-1920) университетах, то в России первая кафедра социологии была открыта в 1908 г. при частном Психоневрологическом институте.

     Ее  с большими трудностями основали и возглавили известные философы и социологи М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти. Получивший здесь образование П. Сорокин в 1920г. создал кафедру социологии в Санкт-Петербургском университете.

     Но  уже через два года его выслали  из революционной России на «Философском теплоходе» вместе с другими учеными-обществоведами, не разделявшими марксистских взглядов.

     Если  в Париже работа Э. Дюркгейма «Самоубийство» опубликована в 1897г., то в русском  переводе она вышла в 1912г.

     Если  во Франции с 1983г. выходит журнал «Международное социологическое обозрение», а с 1896г. появляется основанный Дюркгеймом «Социологический ежегодник», ставший основой для формирования социологической школы, то первый социологический журнал «Социологические исследования» в России начинает издаваться… в 1974г. и остается единственным до начала 1990-х гг.

     История социологии свидетельствует о сложном  пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.

     Становление позитивного образа социологической  науки в странах Европы, в Америке  и России в 30-40-е годы XIX века во многом способствовала институционализация статистики, которая к тому времени накопила разнообразный методологический опыт сбора и анализа эмпирических данных, относящихся к различным сферам жизнедеятельности общества.

     Многие  статистические исследования того времени по методологическим подходам, кругу проблем и применявшимся методам сбора и анализа эмпирических данных напоминают современные представления о прикладных социологических исследованиях. Нормы, регулировавшие отношения организаторов опросов и опрашиваемых, зафиксированные в учебниках статистики как «четыре правила Кетле», сохранялись до 20-х гг. ХХ в. и не утратили своего значения до настоящего времени:

  1. ставить только такие вопросы, которые необходимы и на которые можно получить ответ;
  2. не следует ставить вопросов, которые могут вызвать у населения опасения или подозрения;
  3. вопросы следует формулировать ясно и точно, чтобы они одинаково понимались всей совокупностью опрашиваемых;
  4. вопросы должны обеспечивать взаимный контроль, т.е. ответы на одни вопросы должны позволять проверить достоверность ответов на другие вопросы.

     Земская статистика во многом определила облик  общественной и интеллектуальной жизни  Российской империи второй половины XIX века. Достоверности информации и осмыслению методического и организационного опыта придавалось большое значение. К концу XIX в. в статистике сложились основные нормативные требования к методологии массовых опросов, большинство из которых сопоставимы с сегодняшними:

  1. «Корреспондентский способ» — письменный или почтовый опрос в современной терминологии; включал два варианта: «непосредственный опрос», если опрашиваемый информировал о своем опыте, и «экспертный опрос», когда опрашиваемый сообщал об опыте своей социальной группы. Обсуждается проблема возврата вопросников, а также методы отбора респондентов и стимулирования их заинтересованного участия.
  2. «Метод самосчисления» — аналог современного раздаточного анкетирования. Его достоинствами считаются аккуратность заполнения анкет и полнота возврата, поскольку сбор данных осуществляется под контролем анкетера, который может и консультировать, и контролировать работу опрашиваемого с анкетой. Метод самосчисления был основным при проведении переписей в конце XIX в., хотя при низкой грамотности населения счетчикам-анкетерам чаще приходилось выполнять функции интервьюеров, т.е. зачитывать вопросы (а иногда и объяснять их смысл), выслушивать и регистрировать ответы.
  3. Экспедиционный способ опроса — соответствует современному пониманию метода формализованного интервью, включая требования к организации полевого этапа работы, функций интервьюера, правил их отбора, обучения и контроля за качеством их работы. Этот способ считался среди российских статистиков наиболее надежным при низкой грамотности населения, традиционном недоверии к опросам, сложностям в понимании смысла вопросов и других особенностях.

     В последние годы наблюдается значительное расширение сферы применения социологического знания прикладного уровня. Ученые, движимые желанием проведения более  точного и быстрого социологического исследования, существенно расширили диапазон использования оперативных массовых опросов общественного мнения, особенно в сфере управления, идеологии и политики.

     Широкое применение в социологических исследованиях  компьютерной техники, развитие современных  коммуникационных технологий остро поставили проблему оперативности проводимых исследований. Понятие «Оперативное социологическое исследование» было впервые введено в научный оборот во второй половине XX века. 

     Метод, методика, методология, процедура исследования.

     Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической  и практической деятельности, а также  учение об этой системе.

     В основе методологического знания лежит  учение о методе как способе получения  знания и реализации практической деятельности. Методологический анализ призван дать принципиальные ответы о том, как возможно получить знание об объекте, какие методы обеспечивают достоверность знания и обоснованность выводов об объекте, какие процедуры получения знания адекватны природе объекта

     Под методами социологического исследования подразумеваются конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы  и инструменты, применяемые в  социологическом исследовании.

     Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.

     В социологии широко применяются методы психологии, демографии, истории, географии, математики, статистики и других наук.

     Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

     Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

     Например, при опросе общественного мнении социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. По каким-то соображениям он предпочел сформулировать часть вопросов в открытой, а часть в закрытой форме (предложены варианты ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют в нашем случае методику.

     Процедурой  обычно называют последовательность всех опреций, общую систему действий и способов организации исследования. 

     Сущность, структура и функции  социологического исследования.

Социологическое исследование — это система логически последовательных, методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью получить достоверные данные об изучаемом процессе и явлении для их последующего использования в практике социального управления. Это особый род научно-практической деятельности, связанный с познанием теоретической систематизации и анализом конкретных объектов действительности.

Функции ПСИ:

  1. описательная
  2. аналитическая
  3. социально-диагностическая
  4. прогностическая
  5. экспериментальная
  6. регулятивно-управленческая

     СИ  по своей направленности определяются характером познавательных целей и  подразделяются на 4 основных типа:

  1. теоретическо-методологический, ориентированный на формирование или приращение специальных социологических теорий;
  2. теоретико-прикладной, ориентированных на решение прикладных задач с возможным обобщением результатов и, таким образом, выходом в теорию.
  3. прикладной, ориентированный на получение информации для прямого использования в системе социального управления.

     Стандартная схема осуществления социологического поиска: формирование цели — программирование — сбор информации — анализ информации — результирующий социологический документ. Методолого-методическое и технико-организационное наполнение должно иметь специфические черты и характерные особенности для каждого из классов социологических исследований.

     Специалисты считают, что единой схемы социологического исследования, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

     В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического  исследования.

     В зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают разведывательное, описательное и аналитическое исследования.( разведывательное исследование: наиболее простое, охватывает небольшие совокупности, основывается на небольшой программе, сжатом инструментарии, используется на начальном этапе большого исследования, когда мало известен объект, не изучена проблема (экспресс-опрос, экспертный экспресс-опрос (фокус-группы); 2. описательное исследование: более сложный вид исследования, цель которого получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, объект обычно большая общность людей, различающаяся по характеристикам; 3. аналитическое исследование: цель – не только описание, но и выяснение причин, сложный математический анализ результатов (социальный эксперимент))

     В зависимости от применяемого метода сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

     В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет  в статике или в динамике, выделяют еще два вида социологического исследования ― точечное и повторное.

     Точечное  исследование (еще его называют разовым) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Полученная таким образом информация не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Примером служит монографическое исследование.

       Монографическое исследование ― 1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия; 2) в широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью. Case study (исследование случая) ― глубинное, всестороннее изучение единичного социального феномена с использованием качественной методологии.

     Повторные исследования ― это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят: лонгитюдное исследование ― длительное изучение одной совокупности лиц; когортное ― изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель ― анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются; трендовые ― на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель: установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример: переписи населения; панельное исследование ― по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель ― анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются. Панель ― это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (через 15 лет) исследовании. В повторном это будут уже люди, повзрослевшие на 15 лет. Псевдопанель ― совокупность респондентов, подобранная так, что по основным параметрам ― возраст, образование, профессия ― она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (молодые в 1962 году и молодые рабочие в 1976 ― псевдопанель).

Информация о работе Становление индустрии социологических исследований