Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 01:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа страхования занятости в странах Северо-Западной Европы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику социальной работы в Норвегии;
провести анализ моделей социальной работы Швеции;
провести сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Социальной работы в Норвегии 6
1.1. Общество в Норвегии. Социальное обеспечение 6
1.2. Характеристика социальной работы Норвегии 9
Глава 2. Анализ моделей социальной работы Швеции 12
2.1. Система социального обеспечения 12
1.2. Шведская социальная модель 16
Глава 3. Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии 19
3.1. Страхование занятости в Норвегии 19
3.2. Страхование занятости в Швеции 24
3.1. Общее в социальном страховании занятости в Швеции и Норвегии 33
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия).docx

— 78.51 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Общая характеристика Социальной работы в Норвегии 6

1.1. Общество в Норвегии. Социальное обеспечение 6

1.2. Характеристика социальной работы Норвегии 9

Глава 2. Анализ моделей социальной работы Швеции 12

2.1. Система социального обеспечения 12

1.2. Шведская социальная модель 16

Глава 3. Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии 19

3.1. Страхование занятости в Норвегии 19

3.2. Страхование занятости в Швеции 24

3.1. Общее в социальном страховании занятости в Швеции и Норвегии 33

Заключение 36

Список литературы 38

 

Введение

В самом общем виде суть социальной работы заключается в  регуляции правовых и экономических  отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем. Цель социальной работы: сохранять  комфортное, достойное, правовое существование  человека как субъекта общества, а  также адаптировать личность в социуме. Объектом социальной работы является человек и различные общности. В сложившейся экономической  и социальной ситуации в стране помощь в основном направлена на тех, кто  находится в самой тяжелой  и безвыходной ситуации: многодетные  семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Актуальность темы исследования. В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) еще развивается, отдельные её виды и формы имеют  длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения  и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно знать те концепции, которые  лежат в основе социальной работы в целом. Следует учитывать, что  существуют особенности в организации  социальной работы и в использовании  отдельных её методов, обусловленные  спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам. Для российского общества в настоящее время важно развивать  и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических  техник и технологий. Важно, чтобы  оба эти направления взаимно  дополняли друг друга.

Проблема  социализации личности, специфика профессионального  становления, вопросы подготовки кадров постоянно находятся в центре внимания многих исследователей.

Еще в  работах представителей классической западной социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Тард, З. Фрейд и др.) были заложены теоретические основания исследования социализации. Особое методологическое значение представляют исследования М. Вебера об интерпретации профессиональных качеств как единства социального и индивидуального.

Детальному  рассмотрению социализация личности подверглась  в исследованиях П. Бергера, П. Бурдье, Ч.Х. Кули, Т. Лукмана, Р. Мертона,  Дж.Г. Мида, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Сорокина, Э. Фромма, А. Шюца,      Э. Эриксона. В их работах были определены сущность социализации, движущие силы развития личности, предприняты попытки выделения  этапов и механизмов социализации.

В отечественной  науке различные аспекты теории социализации представлены в работах  отечественных ученых (Г.М. Андреевой,                     Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева,  А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и  др.), которые в своих трудах рассматривали  проблемы психологических эффектов социализации, закономерности усвоения индивидами социального опыта, обусловленные  возрастными этапами жизнедеятельности, сущность и механизмы социализации.

В последнее  десятилетие вопросам социализации личности были посвящены работы видных российских социологов С.Н. Иконниковой,         А.И. Ковалевой, В.Ф. Левичевой, Вал. А. Лукова, Г.В Осипова, Ю.Р. Хайруллиной, А.И. Шендрика, Ф.Э. Шереги, В.А. Ядова и др.

Гипотеза  исследования: эффективность страхования занятости сопряжена с особенностями социальной политики государства.

Объектом  исследования выступает страхование занятости в странах Северо-Западной Европы.

Предмет исследования – особенности страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (на примере Швеции и Норвегии).

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа страхования занятости в странах Северо-Западной Европы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать общую характеристику социальной работы в Норвегии;
  • провести анализ моделей социальной работы Швеции;
  • провести сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы на примере Швеции и Норвегии.

Теоретическую методологическую основу исследования составили труды исследователей: Бокановой М.Н., Грачева А.В., Ковалева В.В., Крениной М.Н., Орлова А.Д. и других.

Методами  исследования являются:

  • анализ;
  • изучение и обобщение научной литературы;
  • сравнение полученных данных.

Структура курсовой работы обусловлена целью  и задачами, поставленными и решенными  в ходе исследования.

Работа  состоит из введения, трех глав и  заключения, и списка литературы.

 

Глава 1. Общая характеристика Социальной работы в Норвегии

1.1. Общество  в Норвегии. Социальное обеспечение

 

Самая распространенная сельскохозяйственная ячейка – небольшая  семейная ферма. За исключением немногочисленных лесных владений, в Норвегии нет  крупных земельных наделов. Сезонное рыболовство тоже часто носит  семейный характер и ведется в  небольших масштабах. Моторные рыболовные суда в основном представляют собой  небольшие деревянные боты. В 1996 примерно 5% промышленных фирм использовало труд более 100 рабочих, и даже такие большие  предприятия стремились наладить неформальные отношения между работниками  и администрацией. В начале 1970-х  годов были проведены реформы, предоставившие рабочим право осуществлять больший  контроль над производством. На некоторых  крупных предприятиях рабочие группы стали сами отслеживать течение  отдельных производственных процессов.1

У норвежцев  сильно развито чувство равенства. Такой уравнительный подход является причиной и следствием использования  экономических рычагов власти государства  для смягчения социальных конфликтов. Существует шкала подоходных налогов. В 2006 примерно 37% бюджетных расходов направлялись на прямое финансирование социальной сферы.

Другой  механизм выравнивания социальных различий – строгий контроль государства  за жилищным строительством. Большая  часть ссуд предоставляется государственным  жилищным банком, а строительство  осуществляется компаниями с кооперативной  формой собственности. Из-за особенностей климата и рельефа строительство  обходится дорого, тем не менее  соотношение между числом проживающих  и количеством занимаемых ими  комнат считается довольно высоким. В 2008 в среднем приходилось 2,5 человека на жилье, состоящее из четырех комнат общей площадью 103,5 кв. м. Примерно 80,3% жилого фонда принадлежат проживающим в нем физическим лицам.

Схема государственного страхования, система обязательных пенсий, охватывающая всех норвежских граждан, была введена в 1967. Медицинское  страхование и помощь безработным  были включены в эту систему в 1971. Все норвежцы, включая домашних хозяек, по достижении 65 лет получают основную пенсию. Дополнительная пенсия зависит от доходов и трудового  стажа. Средний размер пенсии примерно соответствует 2/3 заработка в наиболее высоко оплачивавшиеся годы. Пенсии выплачиваются  из фондов страхования (20%), за счет отчислений работодателей (60%) и из государственного бюджета (20%). Потеря доходов во время  болезни компенсируется пособиями  по болезни, а при длительном заболевании  – пенсиями в связи с утратой  трудоспособности. Медицинское обслуживание платное, но из фондов социального страхования  оплачиваются все расходы на лечение, превышающие 187 долл. в год (услуги врачей, пребывание и лечение в государственных  больницах, родильных домах и  санаториях, приобретение лекарств при  некоторых хронических заболеваниях, а также, при полной занятости  – двухнедельное ежегодное пособие  в случае временной потери трудоспособности). Женщины получают бесплатную дородовую  и послеродовую медицинскую помощь, а работающие женщины при полной занятости имеют право на оплаченный 42-недельный отпуск по беременности и родам. Государство гарантирует  всем гражданам, включая домохозяек, право на четырехнедельный оплачиваемый отпуск. Кроме того, лица старше 60 лет  имеют дополнительный недельный  отпуск. Семьи получают пособия в  размере 1620 долл. в год на каждого  ребенка моложе 17 лет. Каждые 10 лет  все трудящиеся имеют право на годовой отпуск с сохранением  полной заработной платы для обучения в целях повышения квалификации.

Многие  норвежцы участвуют в работе одной  или нескольких добровольных организаций, удовлетворяющих разным интересам  и чаще всего связанных со спортом и культурой. Большое значение имеет Ассоциация спорта, которая организует и курирует туристские и лыжные маршруты и поддерживает другие виды спорта.

В экономике  тоже преобладают объединения. Торговые палаты контролируют промышленность и  предпринимательство. Центральная  организация экономики (Nøringslivets Hovedorganisasjon) представляет 27 национальных торговых ассоциаций. Она была сформирована в 1989 путем слияния Федерации  промышленности, Федерации ремесленников  и Объединения работодателей. Интересы судоходства выражают Ассоциация норвежских судовладельцев и Ассоциация скандинавских  судовладельцев, последняя привлекается для заключения коллективных договоров  с профсоюзами моряков. Мелкая предпринимательская  деятельность контролируется главным  образом Федерацией предприятий  торговли и обслуживания, которая  в 2000 располагала примерно 100 филиалами. Среди прочих организаций – Норвежское лесное общество, занятое проблемами лесного хозяйства; Федерация сельского  хозяйства, представляющая интересы животноводства, птицеводства и сельскохозяйственных кооперативов, и Норвежский торговый совет, который содействует развитию внешней торговли и зарубежных рынков.

Профсоюзы в Норвегии очень влиятельны, они  объединяют примерно 40% (1,4 млн.) всех занятых. Центральное объединение профсоюзов Норвегии (ЦОПН), основанное в 1899, представляет 28 союзов с 818,2 тыс. членов (2007). Работодатели организованы в Норвежскую конфедерацию работодателей, учрежденную в 1900. Она  представляет их интересы при заключении коллективных договоров на предприятиях. Трудовые споры часто передаются в арбитражный суд. Самое большое  число членов профсоюзов – в сфере  управления и в обрабатывающей промышленности, хотя наивысший показатель охвата отмечен  в отраслях хозяйства, связанных  с морем. Многие местные профсоюзы  объединены с местными отделениями  Норвежской рабочей партии. Региональные профсоюзные объединения и ЦОПН выделяют средства для партийной печати и для избирательных кампаний Норвежской рабочей партии.

Местный колорит.  Хотя с улучшением средств сообщения усилилась интеграция норвежского общества, в стране до сих пор живы местные обычаи. В дополнение к распространению новонорвежского языка (нюношк) в каждом округе бережно хранят свои диалекты, а также национальные костюмы, предназначенные для проведения обрядовых представлений, поддерживается изучение местной истории и издаются местные газеты. Берген и Тронхейм как бывшие столицы имеют культурные традиции, отличающиеся от принятых в Осло. В Северной Норвегии тоже развивается своеобразная местная культура, главным образом в результате удаленности ее крохотных поселений от остальной части страны.2

Сплоченная  семья – специфическая черта  норвежского общества еще со времен викингов. Большинство норвежских фамилий  имеет местное происхождение, они  часто связаны с какими-то природными особенностями или с хозяйственным  освоением земель, происходившим  во времена викингов или даже раньше. Владение родовой фермой защищается законом о наследстве (odelsrett), который  дает право данной семье выкупить эту ферму, даже если она была недавно  продана. В сельской местности семья  остается важнейшей ячейкой общества. Члены семьи приезжают издалека, чтобы принять участие в свадьбах, крестинах, конфирмациях и похоронах. Эта общность часто не исчезает и  в условиях городской жизни. С  наступлением лета излюбленная и  самая экономичная форма проведения всей семьей праздников и отпусков – жизнь в небольшом дачном домике (hytte) в горах или на берегу моря.

1.2. Характеристика социальной работы Норвегии

 

В Норвегии сегодня возможно встретить  примеры социальных служб всех трех перечисленных видов. Норвегию (с  населением около 4 млн. человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.

Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального  страхования, который управляется  министерством здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования  финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

Большая часть деятельности региональных, областных советов – это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 000 жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь  социальные офисы, которыми люди могут  пользоваться. Социальные офисы предоставляют  широкий спектр услуг, основываясь  на соответствующих законодательных  актах.

Социальная защита по акту предусматривает  предоставление социально-экономической  помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме  национального страхования и  кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для  проезда студентов на каникулах. Основная задача социальной защиты детей  – «дать детям (до 18 лет) , которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры. 
На профессиональном уровне службы здоровья и социальной защиты разделяются, даже если цели двух этих служб и схожи. Муниципалитет ответствен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит свое выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.

Информация о работе Сравнительный анализ страхования занятости в странах Северо-Западной Европы (Швеция и Норвегия)