Шпаргалка по "Экономической социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:14, шпаргалка

Описание

Объект и предмет экономической социологии.
Виды экономического поведения и их характеристика.
Дистрибутивное поведение. Модели дистрибутивного поведения.

Работа состоит из  1 файл

bilety_po_sots_ekonom_-_kopia.docx

— 224.72 Кб (Скачать документ)

 

18.   Потребительская культура, её особенности в России.

В.Д. Симоненко  и Т.А. Степченко определяют потребительскую культуру как «совокупность исторически сложившегося уровня потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей».

Полагаем, что под потребительской культурой следует понимать совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, функционально полезных и закрепившихся в общественной практике.

Потребительскую культуру можно классифицировать по критерию субъекта. Тогда следует различать: потребительскую культуру индивидуума, потребительскую культуру социальной группы или общности, потребительскую культуру общества.

По критерию этапов (фаз) потребительского поведения потребительскую культуру составляют: культура принятия потребительских решений, покупательская культура, культура потребления товаров и услуг, включая избавление от них или их остатков после использования.

Потребительскую культуру можно рассматривать  также с точки зрения принадлежности индивида к социальной общности. Тогда можно говорить о городской и сельской потребительская субкультуре; в зависимости от возраста — детской, молодежной, взрослой (потребительской субкультуре лиц среднего возраста, пожилых и т. д.); по полу — мужской и женской потребительской субкультуре.

Потребительскую культуру следует рассматривать в семи аспектах — не только с точки зрения экономики и права, а также с позиций экологии, валеологии (здорового образа жизни, здравостроительства), этики, эстетики и философии.

В России неограниченное стремление к материальному богатству и деньгам традиционно осуждалось, считалось страстью, а не целью жизни и свидетельством успеха, как сегодня.

Культурный потребитель — это потребитель:

• принимающий рациональные потребительские решения;

• знающий свои права  и умеющий их защитить;

• этически, эстетически  и экологически воспитанная личность;

• ведущий здоровый и  осмысленный образ жизни, нацеленный на творчество.

Сегодня в России происходит процесс ассимиляции ценностей  западной культуры вместо традиционных национальных. Утрачивается отношение к труду как добродетели; интенсифицируются развлекательные процессы. Индивидуализм и эгоизм вытесняют коллективизм и взаимопомощь. Гедонистический тип потребительской культуры с его установкой на получение максимума удовольствия, материальное богатство, деньги вытесняет традиционный для России аскетический тип, нацеливающий на постоянное самосовершенствование, приоритет духовного над материальным.

Путь России в области  развития потребительской культуры должен быть в соответствии с многовековой традицией - путь не гедонизма, а благоразумного аскетизма.

По учению преп. И. Кассиана, подавление страсти чревоугодия  состоит в том, чтобы человек  сознательно принимал пищу не столько для удовольствия, для приятности, сколько уступая непреодолимой потребности тела.

Таким образом, неограниченное стремление к материальному богатству и деньгам традиционно осуждалось, считалось страстью, а не целью жизни и свидетельством успеха, как сегодня. И гедонизм, и аскетизм считают материальные потребности и материальную жизнь самостоятельной целью (одно воззрение эту цель признает, другое — отрицает). Булгаков же богатство и материальную жизнь признает не как самоцель, а как средство для служения высшей, абсолютной цели.


Информация о работе Шпаргалка по "Экономической социологии"