«Профессии нужные нашей республике»: рекомендательный библиографический справочник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы в том, что в настоящее время в Республике возник «перекос» в подготовке кадров т. е. очень много подготовлено по специальностям – юристы, бухгалтера и др., а с другой стороны наблюдается потребность в других специальностях.

Содержание

Предисловие …………………………………………………….....4
Раздел I. Профессии нужные нашей республике………….......7
1.1. Республика в центре Азии…………………………......7
1. 2. Выбор профессии – дело серьезное………………......8
Раздел II. Рекомендательный библиографический
справочник «Профессии нужные нашей Республике»….....15
Раздел III. Литература о профессиях…………………………...22
Раздел IV. Куда пойти учиться………………………………….30
Список сокращений…………………………………………….....43
Именной указатель……………………………………………......45
Географический указатель……………………………………......48
Предметный указатель…………………………………………....50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Профессии.docx

— 486.46 Кб (Скачать документ)
"justify">Можно: - по хронологии изданий;

                - по видам изданий (периодические,  буклеты, брошюры).

      Поиск информации в пособии  облегчен вспомогательными указателями:  именным, географическим и предметным. Прилагается, также список условных сокращений.

     Хронологический охват с 1995 – 2009 – газетные статьи, более ранние издания – книги.

    Справочник  предназначен, в первую очередь для абитуриентов, специалистов, которые планируют продолжить свое обучение, а также для работников образования. 
 

                     Раздел I. Профессии нужные нашей республике 

        1. 1. Республика в Центре Азии
 

           Республика Тува (или Республика  Тыва) – ныне действующее официальное  наименование Тувы как внутригосударственного  образования в составе РФ –  Российской Федерации (в качестве  субъекта Федерации). Введено Конституцией  Республики Тува 6 мая 2001 г., которая  определяет свой статус как  «демократическое правовое государство  в составе Российской Федерации», а государственный строй как  «парламентскую республику в  составе РФ». Столицей определен  город Кызыл. Имеет собственные Конституцию, Законодательство и государственные символы — флаг, герб и гимн. Оба наименования — Тыва и Тува — равнозначны. Государственными языками признаны как тувинский, так и русский языки. РТ расположена в центральной части Азиатского материка, на юге Восточной Сибири. Площадь — 170 500 кв. км (1,00% от РФ, 23 место в РФ). На юге граничит с Монголией (консульство которой работает в Кызыле), на западе — с Республикой Алтай, на севере — с Республикой Хакасия и Красноярским краем, на северо-востоке — с Иркутской областью, на востоке — с Республикой Бурятия. Входит в Восточно-Сибирский экономический регион Российской Федерации. Расстояние от Кызыла — столицы РТ до Москвы — столицы РФ 4668 км.

          Административное деление — 17 районов, по-тувински «кожуунов»: Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Эрзинский. Города республиканского подчинения — столица Кызыл (102,3 тыс. чел.), Ак-Довурак (13,4 тыс. чел.) и города кожуунного подчинения — Шагонар (8,9 тыс. чел.), Чадан (8,5 тыс. чел.), Туран (5,7 тыс. чел.), 97 поселков, 13 сел и 169 арбанов.

         Основной отраслью экономики в начале ХХI в. по-прежнему является традиционное сельское хозяйство, где ведущее место занимает, как и столетия назад, животноводство. Основные отрасли промышленности, возникшие в советское время во второй половине ХХ в.: горнодобывающая (комбинат «Туваасбест» в Ак-Довураке, Чаданский и Каа-Хемский угольные разрезы, добыча золота), пищевая, лесная и деревообрабатывающая, легкая (в том числе традиционная кожевенная), производство стройматериалов.       

         Часть крупных предприятий, построенных советской властью, заглохла, что болезненно сказалось на экономике Тувы, но благоприятствовало ее экологическому оздоровлению. Колхозы, созданные при СССР, также не работают. Часть населения стихийно возвращается к кочевому скотоводству и традиционному образу жизни предков. Полноценным экспортным продуктом на рубеже ХХI в. стали концертные программы и звукозаписи мастеров горлового пения, ритуалы и семинары шаманов, изделия камнерезов из агальматолита. Туристская инфраструктура, созданная в советское время, обветшала, нуждается в реконструкции и инвестициях.

                     

    1. 2. Выбор профессии – дело серьезное
 

           Жизнь человека — череда многочисленных  выборов. Серьёзных, от которых  зависит будущее (например, выбор  спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на  ужин — запеканку или овощное  рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

           Так, девушка с детства мечтала  поступить в юридическую академию  и работать следователем. Желание  исполнилось. Обучение в институте  — сплошное удовольствие: интересные  предметы, предвкушение увлекательной  и неординарной работы, да и  милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии  девушку стали посещать мысли  о создании семьи, рождении  детей. Надо сказать, что без  благополучной и гармоничной  семьи свою жизнь она также  не представляла. Однако профессия  следователя предполагает ненормированный  и напряжённый рабочий день, нередки  ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на  семью не хватает. В такой  ситуации неизбежно возникло  противоречие между двумя жизненными  целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи,  капитаны дальнего плавания вынуждены  постоянно «разрываться» между  работой и семьёй. Однако выбирая  профессию, человек должен заранее  представлять себе её специфику  и возможные трудности. Тогда  он сможет найти компромисс, а  в результате и «овцы будут  целы, и волки сыты».

           Выбор профессии, с одной стороны,  взгляд в будущее (хотя бы  недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться  на пути в профессию? А с  другой — взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать  препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение,  важно учесть основные факторы,  влияющие на выбор профессии.  Восемь из них были описаны  известным российским психологом  Е. А. Климовым.

          1. Знания о профессиях  и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления — изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются. Другой путь — беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.

         Прекрасно, когда наши желания  совпадают с нашими возможностями.  Но ещё лучше, если оба этих  фактора востребованы обществом.  Ведь именно потребность общества  в тех или иных специалистах  определяет возможность найти  хорошую работу в соответствии  со своей профессией.

          2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

         З. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужно ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья (соматического и психического).

         4. Уровень притязаний  и самооценка. Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания — важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры. Например, восьмиклассник собирается идти по стопам дедушки — успешного адвоката. Однако он не любит читать, косноязычен, с трудом запоминает стихи и даты. В целом юноша явно переоценивает свои возможности, полагая, что одного желания достаточно, чтобы мечта осуществилась.

         5. Мнение родителей,  семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

         С другой стороны, именно с  родственниками можно обсудить  возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и  минусы возможных профессиональных  путей. К тому же именно семья,  как правило, оплачивает профессиональное  образование детей, помогает материально  в период обучения.

        6. Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себе совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы немужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Представьте такую ситуацию: все Олины друзья собираются поступать на экономический факультет, а она сама интересуется литературой, историей и хочет изучать иностранные языки. Однако за компанию с друзьями решает идти на экономический факультет: вроде бы там тоже надо много читать и иностранный язык преподают... Но вскоре Оля узнаёт, что придётся учить ещё и математику, к которой у неё нет, ни особых способностей, ни интереса, а иностранный язык изучают лишь в течение двух лет и только два раза в неделю. Со временем она осознаёт, что экономика даётся ей не просто и не так интересна, и при этом её лингвистические способности не реализуются в полной мере. Придётся либо через силу заканчивать экономический факультет, либо совершать, наконец, свой собственный выбор, бросить институт или поступить в другой. Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.

           7. Позиция учителей, профессионалов. Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

           Сегодня в школах работают  психологи. Они могут оценить  способности и склонности ребят  с помощью специальных психологических  тестов и заданий. Полезную  информацию школьник может получить  в районных и городских центрах  профконсультации. Работа сотрудник  называется профконсультированием.

          8. Личный профессиональный план (ЛПП). За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь в жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперёд. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей. Например, мечтая о карьере банкира, следует знать, что для этого необходимо поступить и успешно закончить экономический вуз, получить начальный профессиональный опыт, найти место работы в банковской сфере, иметь крупные денежные средства, чтобы получить весомый пакет акций банка и попасть в члены его правления, и т. д.

          Запасные планы на случай возникновения непреодолимых препятствий в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавят от лишних переживаний. Мы живём в непредсказуемом мире, и надо планировать жизнь с учётом вероятности непредвиденных обстоятельств.

         При планировании карьеры приходится принимать во внимание и уровень материального достатка семьи. Многие вузы увеличивают количество платных мест, а для подготовки к вступительным экзаменам часто приходится прибегать к услугам платных подготовительных курсов или репетиторов. В этой ситуации кто-то обращается к помощи родителей, кто-то выбирает интересующий факультет в менее престижных ВУЗах, куда проще поступить, кто-то решает не идти в институт сразу после школы, а поработать, чтобы накопить денег на учёбу.

Информация о работе «Профессии нужные нашей республике»: рекомендательный библиографический справочник